Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Экология Вологды - заложница жадности и безответственности

 Фото администрации Вологды Фото администрации Вологды Вологда - на грани экологической катастрофы. Старый полигон ТБО давным-давно исчерпал свои ресурсы. Построенный же новый полигон уже год не могут ввести в эксплуатацию. Накопилась масса нерешенных организационных и юридических вопросов, до сих пор не выбран и региональный оператор, который будет заниматься утилизацией отходов. Из-за чего возникли эти проблемы, разбирался «Общественный контроль»

Ты помнишь, как все начиналось

Впервые о строительстве нового полигона задумались в 2010 году, когда стало понятно, что старый полигон на улице Мудрова в ближайшем будущем начнет создавать реальную экологическую проблему. Жуткий запах, периодические пожары летом - старая свалка не соответствовала даже минимальным требованиям экологов. Но, так как альтернативы ей не было, мусор продолжали свозить. Напряжение нагнетали журналисты, депутаты и широкая общественность. В итоге было принято решение строить новый полигон, оставалось найти деньги.

Кроме полигона планировалось также построить мусороперерабатывающий завод, чтобы решить проблему раз и навсегда. Нашли инвестора - компанию из Германии, составили программу, заключили концессионное соглашение. Согласно ему, деньги на строительство завода выделял инвестор, а на полигон скидывались сами вологжане. На очередной сессии в городской Думе депутаты приняли инвестиционную надбавку к тарифу на вывоз мусора, тогда она составляла 0,65 копейки с кв. метра жилья.

А перевозчики против!

Строительство полигона началось, первоначальные затраты полностью взял на себя инвестор - в расчете компенсировать финансовые потери за счет собираемой надбавки. Но через год оказалось, что те деньги, которые вологжане платят по тарифу за вывоз мусора управляющим компаниям, просто не доходят до назначения и продолжать строительство не на что. Причина - банальная жадность перевозчиков.

Чтобы как-то структурировать собственную прибыль, компания, строящая полигон и ставшая основным оператором по утилизации и сбору мусора, внесла ряд изменений в сам процесс приема отходов.

Чтобы как-то структурировать собственную прибыль, компания, строящая полигон и ставшая основным оператором по утилизации и сбору мусора, внесла ряд изменений в сам процесс приема отходов. Точнее - привела его к общероссийским стандартам. Если раньше его принимали по объему кузова мусоровоза, новый оператор решил принимать по весу.

Теперь процедура выглядела так: машина заезжает на полигон, взвешивается, затем вываливает мусор и снова взвешивается, вот за эту разницу и платит перевозчики - вроде все честно и прозрачно. Единственными людьми, которых такой вариант совершенно не устроил, оказались перевозчики.

Ведь кузов мусоровоза уплотняет отходы примерно в три раза, то есть собрали 30 кубов и уплотнили до объема мусоровоза - 9 кубометров. Раньше перевозчик ехал на полигон и платил по объему кузова за 9 кубов, а теперь ему приходится платить за 30 - пусть и в пересчете на вес. Разница в цене оказалась ощутимая.

Простой расчет

В коммунальных квитанциях есть строка «вывоз мусора». Плата делится на три части.

Первая часть - это инвестиционная надбавка. Она идет «Вторресурсам», на которые теперь легла тяжесть строительства. По-простому говоря, мы все скидываемся на мусороперерабатывающий завод и новый полигон, которые и строит эта компания. Вторая часть - тариф на утилизацию. Получая его, «Вторресурсы» ведут строгий учет мусора - отдельно для каждого дома. А третья часть причитается перевозчикам. Размер платы - предмет договора между ними и управляющей организацией.

Вроде бы простая и прозрачная схема: перевозчик забирает мусор, везет на городской полигон, сдает отходы и получает деньги за вывоз. Заказчики услуг (УК и ТСЖ) и исполнители («Вторресурсы» и перевозчики) на каждом этапе контролируют друг друга: сколько мусора принял (или перевез), за столько и получил. Этот порядок утвержден несколькими нормативно-правовыми документами - от Жилищного кодекса до постановлений местной власти. Но часть перевозчиков его попросту игнорировали.

Сначала они вообще перестали платить за утилизацию и пользовались полигоном бесплатно, при этом своевременно получая плату от УК и вологжан. После того как свалку за долги для них закрыли, нашли новый способ - стали вывозить отходы в другие города и районы. Всего за год из Вологды было незаконно вывезено до 100 тысяч тонн мусора. Миллионы рублей, которые должны были идти на строительство нового полигона, просто осели в карманах перевозчиков и так и не дошли до оператора.

Большой куш

В городе 7 млн кв. метров жилья, средний тариф на утилизацию и вывоз мусора плюс инвестиционная надбавка - сейчас 2 рубля с квадрата. То есть ежемесячно вологжане платили 14 млн рублей.

«Нам рассказывали инвесторы из Германии, что весь негатив, который появлялся в СМИ о строительстве полигона, тщательно переводили на немецкий язык и отправляли инвесторам».

Но вопрос в том, что третью часть тарифа устанавливают сами перевозчики и, соответственно, УК. И здесь начинается самое интересное. Перевозчик начинает демпинговать - договаривается с УК, что будет возить, к примеру, не за 2 рубля, а за 1,5. УК - это частники, бизнесмены, им чем дешевле, тем лучше, а куда увезут мусор и построят ли полигон - не их головная боль. Затем перевозчик везет мусор, к примеру, в Сокол и сдает его на полигон не за 47 рублей за куб, а за 22. А прибыль вместе с инвестиционной надбавкой кладет себе в карман. В среднем в месяц можно заработать 3-4 млн рублей.

В итоге перевозчикам было выгодно затягивать суды, разбирательства, срывать договоренности. Одной из городских газет теперь уже экс-начальник департамента градостроительства и инфраструктуры Алексей Осокин рассказывал, что перевозчики готовы биться до последнего:

«За такую прибыль, конечно, они бьются до последнего, нанимают лучших юристов, проплачивают информационные войны в интернете. Мало того, нам рассказывали инвесторы из Германии, что весь негатив, который появлялся в СМИ о строительстве полигона, тщательно переводили на немецкий язык и отправляли инвесторам».

В итоге инвесторы из Германии от проекта отказались - немудрено, кто будет вести бизнес в таких условиях? Строительство и полигона, и завода после этого легло на плечи ЗАО «Вторресурсы». Особого выхода у организации не было: на тот момент в строительство уже было вложено более 200 млн рублей.

К слову, свою лепту внесли и управляющие компании: они продолжали заключать договора с перевозчиками, особо не задумываясь, куда те будет возить отходы.

«Просто никому не нужно»

По факту полигон ТБО построили фактически без участия и поддержки городских властей. Весь проект, несмотря на громкие обещания, тянула на себе по сути коммерческая организация. Полигон построен, но уже полгода предприятие не может получить лицензию. И есть вопросы - а получит ли и кому нужен новый полигон?

- По сути, мы готовы к запуску нового полигона, но все упирается в бюрократические схемы чиновников. Ситуация такая же, как с вводом раздельного сбора мусора: мы запустили проект, установили площадки, потратили почти 2 млн рублей, пытались сделать лучше, а в итоге получили 35 млн долга от УК за уже оказанные услуги. От проекта пришлось отказаться, а все обещания о поддержке от областных чиновников так и остались обещаниями. По факту - это просто никому не нужно, - комментирует один из сотрудников ЗАО «Вторресурсы».

Конечно, сейчас острейшие проблемы в этой сфере есть во всех регионах Северо-Запада, которые уже просто завалили горы мусора, но, как правило, основная сложность заключается в отсутствии места для полигона ТБО. А вот ситуация, когда полигон есть, но его не запускают, похоже, уникальна.

Фото администрации Вологды.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Станислав, бывший военный, 44 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии