Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

Радзиховский: Падение уровня жизни вряд ли приведет к протестам

 Павел Волков/OK-inform Павел Волков/OK-inform Российские экономисты и социологи бьют тревогу. По последним статистическим данным, россияне продолжают резко сокращать свои расходы и экономить на всем, кроме самых необходимых для жизни товаров

Из-за острой нехватки денег граждане отказываются даже от маленьких гастрономических радостей - вроде любимых напитков и шоколада, сладостей и деликатесов. Не говоря уже о приобретении автомобилей, бытовой техники или дальних путешествиях за рубеж. Доля расходов среднего домохозяйства на продукты превысила 50% всех доходов - показатель, характерный для неразвитых стран мира.

С января 2017-го оборот розничной торговли сократился на 1,4%, практически обрушив внутренний спрос. При этом в апреле средние бытовые траты россиян снизились на 6,8% - по сравнению с мартом и на целых 9% - по сравнению с 2016-м.

Индикаторы потребительской активности не могут не вызывать тревоги. По данным Росстата, с января 2017-го оборот розничной торговли в РФ сократился на 1,4%, практически обрушив внутренний спрос. При этом в апреле средние бытовые траты россиян снизились на 6,8% - по сравнению с мартом и на целых 9% - по сравнению с 2016-м, побив рекорд пятилетней давности. Даже в кризисном 2015-м падение повседневных расходов было не таким критичным, как сегодня.

По словам экспертов Внешэкономбанка, реальные доходы населения продолжают стремительно падать. Согласно расчетам, они сегодня опустились на уровень 2009 года. В апреле 2009-го среднедушевые доходы граждан РФ составляли около 17 тысяч рублей в месяц, в 2017-м они достигли 30 тысяч. Но за этот период цены на основные товары выросли как минимум вдвое, на корню уничтожив восьмилетний прирост. По мнению некоторых экономистов, сегодня ситуация в стране напоминает «лихие» 1990-е - падение доходов россиян продолжается уже 29 месяцев подряд, и скорого выхода из этого пике не видно.

Об острой нехватке средств у граждан говорит и резкий рост кредитования, при этом с каждым месяцем увеличивается объем задолженностей по кредитам. По данным Объединенного кредитного бюро, средний размер кредита в марте вырос на 15 тысяч рублей - до 113 тысяч, а само число кредитов, взятых россиянами, увеличилось с 1,34 млн в 2016-м до 1,63 млн. Выплачивать долги перестают даже многие ипотечники - с февраля 2017-го задолженность по таким кредитам выросла на 13%.

Рост задолженностей по кредитам, снижение реальных доходов населения и вслед за ним падение товарооборота - все вместе эти факторы характеризуют экономическое состояние страны как «стабильно плохое». Полны оптимизма только власти: они регулярно рапортуют об экономических успехах страны и неизбежном росте экономики. Так, в Минэконоразвития предсказали рост реальных доходов россиян по итогам 2017-го аж на 1%. О том, почему данные экономической статистики не совпадают с настроением властей, а также о том, конвертируется ли падение уровня жизни россиян в протесты, ОК-информ рассказал известный политолог и публицист.

Леонид Радзиховский, политолог:

- Честно говоря, история с несовпадением данных экономической статистики - лично для меня большая загадка. Всем очевидно - объем потребления в России значительно сокращается. Спрашивается, каким же образом уровень ВВП России не только сохраняется, но и на какие-то доли процента растет? Как это чудо возможно, я решительно не понимаю. Может быть, я абсолютно экономически неграмотен, но, по моим данным, ВВП - это и есть уровень потребления в стране, причем многократно прокрученный по разным сферам.

Всем очевидно - объем потребления в России значительно сокращается. Спрашивается, каким же образом уровень ВВП России не только сохраняется, но и на какие-то доли процента растет?

Конечно, это потребление не только вещей или продуктов, но и услуг и т.д. Тем не менее в конечном итоге эта система замкнута на уровень потребления. По идее, можно представить ситуацию так: да, падает рост потребления товаров, продуктов и услуг, но при этом растет какой-то другой сегмент потребления. Но возникает вопрос - какой именно сегмент? Информационные услуги? Но по этой части в России особенного роста вроде бы нет. Коммунальные услуги? Да, они дорожают, но все же не такими темпами, чтобы компенсировать падение потребления продуктов и бытовых товаров. Возникает логичная «вилка» - между растущим уровнем ВВП и падающим уровнем потребления.

Да, всегда можно сказать: мол, Росстат бессовестно врет, высасывает цифры из пальца. Но мне этот аргумент не кажется убедительным. Как я уже не раз убеждался, Росстат практически никогда не ловили на вранье, это достаточно объективная и независимая контора. Если верить его данным, в стране падает потребление в целом. Почему при этом ВВП остается как минимум на месте - это какая-то методологическая аномалия.

Другой вопрос - конвертируется ли падение уровня жизни россиян в какие-то политические последствия? Честно говоря, я в это не верю, и на это есть как минимум пять причин. Первая - падение уровня жизни в России происходит очень постепенно, почти незаметно для многих граждан. Согласитесь, нет никакого резкого обвала. По принципу «сегодня чуть хуже, чем вчера, а вчера - чуть хуже, чем позавчера». А завтра - глядишь, будет чуть получше. Для наших людей, повидавших такие экономические катастрофы, как дефолт 1998-го или «черный вторник», происходящее сегодня - вовсе не катастрофа.

Те люди, у которых неуклонно падает уровень потребления и уровень жизни, страшно разобщены. У них нет никакой организации, которая бы их сплачивала и превращала их недовольство в политический протест.

Вторая причина - те люди, у которых неуклонно падает уровень потребления и уровень жизни, страшно разобщены. У них нет никакой организации, которая бы их сплачивала и превращала их недовольство в политический протест. Да, есть «сетевое сообщество» под руководством Алексея Навального, но оно занимается тем, что развлекает россиян, смешит их, будоражит, в крайнем случае - злит. Но ни к каким решительным действиям работа Навального и ФБК россиян абсолютно не подталкивает. Это - чисто российский феномен, о причинах его возникновения можно говорить долго, но в любом случае это факт.

Третья причина - у нас в стране по-прежнему очень эффективно работает государственная пропаганда. С одной стороны, она канализирует настроения в сторону «государственного хвастовства»: мол, мы там-то и там-то впереди планеты всей, нас боятся и уважают, мы забрали Крым и т.д. Да, в последние годы этот пафос несколько ослаб и эффект от него гораздо ниже, чем, допустим, три года назад. Тем не менее он так или иначе сохраняется.

Четвертая причина - у большинства россиян по-прежнему присутствует такой «двойной страх». Он делится на «липовый», вызванный эффектом телевизора, - «мы в кольце врагов», «НАТО нас душит», «“пятая колонна” поднимает голову» и т.д. По идее, это пустая брехня, но поскольку она ежедневно несется из телевизора, то на людей она все же действует. Но есть и абсолютно реальный страх, о котором по ТВ не говорят, - люди очень боятся иметь дело с отечественными силовиками, полицией, ФСБ и т.д. По принципу: «Высунешься - тут же по тыкве получишь». Сочетание этих двух страхов и дает эффект спокойствия, царящего в обществе.

По сути, в России никто уже не молится на президента, у людей давно пропало ощущение «ауры великого победителя» и «единственного и незаменимого лидера». Но вопрос: «Кто, если не Путин?» по-прежнему не имеет ответа.

Наконец, пятая причина - это извечный вопрос: «Кто, если не Путин?» Этот постулат уже редко произносится публично в этаком религиозно-экстатическом ключе. По сути, в России никто уже не молится на президента, у людей давно пропало ощущение «ауры великого победителя» и «единственного и незаменимого лидера». Но вопрос: «Кто, если не Путин?» по-прежнему не имеет ответа.

Российское политическое поле зачищено до блеска. Тот же Алексей Навальный, вроде бы имеющий президентские амбиции, никем на воспринимается как реальный кандидат в главы государства. Как критик государства и порочности созданной системы - да, безусловно. Кто-то говорит ему: «Врешь, подлец, сам ты уголовник!» Другие считают: «Молодец парень, правду-матку режет». Но критик-разоблачитель - это одно, а кандидат в президенты - совсем другое. Навальный на эту роль никак не тянет.

Проблема есть и в более широком плане - ну, хорошо, «не Путин». Допустим, Шойгу, Собянин, Трутнев, Лавров, можно назвать еще десяток фамилий. Но что другое может сделать человек, который придет на место Путина? Есть простой постулат - смена правителя в России дает резкий толчок ее развитию. Об этом говорит и исторический опыт. Перемены в России всегда происходят при смене первого лица и почти никогда - без этой смены.

Есть простой постулат - смена правителя в России дает резкий толчок ее развитию. Об этом говорит и исторический опыт. Перемены в России всегда происходят при смене первого лица и почти никогда - без этой смены.

Все помнят: с приходом Путина старая, кривоватая ельцинская система расправила плечи, воспрянула духом и ожила. Этого драйва хватило лет на восемь. Это - обычная история, и перехитрить эту систему невозможно. После Сталина пришел Хрущев - и это тоже дало стране мощный толчок к развитию. Но через несколько лет он начал сходить с ума - и система вынуждена была его заменить. Потом пришел Брежнев - уж на что, казалось бы, «скучный царь»! Тем не менее даже он придал системе новый толчок, и страна начала развиваться. Но через несколько лет этот импульс исчерпался, и страна вновь начала загнивать. Это - система наших исторических циклов, с ней не поспоришь.

Но эта мысль находится абсолютно вне сознания россиян. К тому же сегодня она подается как еретическая и антигосударственная, от которой как от огня бежит вся государственная пропаганда. По всем каналам сначала говорится о том, какой у нас все-таки великий лидер, и потом - «Ну, нет у нас никакой альтернативы Путину! Сколько ни старайся - выше головы не прыгнешь, выше лба уши не растут». И люди в это охотно верят.

Именно из-за сочетания всех этих факторов я и не верю, что сегодняшнее падение уровня жизни россиян приведет к каким-то политическим последствиям. Конечно, если люди у нас начнут голодать - вот тут уж будет не до рассуждений. Но такая проблема в современном мире существует лишь в таких маргинальных странах, как Сомали, Афганистан или Венесуэла. В конце концов, довести страну до состояния Венесуэлы не так-то просто, для этого ее лидеры должны быть какими-то клиническими идиотами. Наши руководители пока от этого далеки.

Конечно, кое-какие признаки недовольства граждан - налицо. По последним данным социологов, рейтинг доверия россиян президенту составил 49,6% - впервые за долгие годы он упал ниже 50%.

Конечно, кое-какие признаки недовольства граждан - налицо. По последним данным социологов, рейтинг доверия россиян президенту составил 49,6% - впервые за долгие годы он упал ниже 50%. На этом фоне вроде бы угрожающе смотрится 12 июня - день, в который сторонник Навального собираются провести массовые протесты по всей стране. Думаю, здесь вполне возможно повторение массовых митингов 26 марта, хотя предсказать конечный результат очень сложно. Возможно, на улицы в этот день выйдет и большее количество людей.

Главное - в том, что действующая власть очень боится недовольства народа, причем боится гораздо больше, чем стоило бы. Но проблема в том, что для изменения существующего положения власть, на мой взгляд, не может сделать ни-че-го. Ничего в принципе. Единственное политическое событие, которое теоретически может произойти в России - Путин не пойдет на новый президентский срок. Больше никаких ходов у власти нет.

В конце концов, Владимир Владимирович находится у власти уже 17 лет, все его ходы и приемы отработаны до автоматизма. Он не может, как в сказке, броситься сначала в мертвую воду, потом - в живую, омолодиться и выскочить оттуда другим человеком, полным новых планов, идей и нового драйва. На мой взгляд, он свой ресурс на сегодня во многом исчерпал. Поэтому он может воспроизводить те же самые приемы.

К тому же во внешней политике Владимир Путин предельно демонизирован на Западе. Справедливо или нет - это уже другой вопрос. И даже если он вдруг сдаст Донбасс на переговорах с Трампом или сделает какой-то другой шаг назад, новая «перезагрузка» с Западом все равно не получится - слишком далеко все зашло. А новый лидер, на мой взгляд, способен изменить отношение к нашей стране с минимальными усилиями. Но вот когда он появится - это абсолютная загадка.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Андрей, военнослужащий, 21 год Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии