Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Сотниченко: Атака на Тегеран не изменит его внешнюю политику

 Фото: Twitter / State Media Фото: Twitter / State Media Главным событием дня стала террористическая атака на иранскую столицу, Тегеран. С одной стороны, она была неожиданной, с другой – многие даже удивились: почему террористы запрещенного «ИГ» до этого не решались напасть на государство, активнее всего воюющее в Сирии на стороне Башара Асада

Сегодня около 9 утра две группы террористов одновременно атаковали столицу Ирана. Четыре человека (из них двое смертников) попытались прорваться в мавзолей основателя Ирана, аятоллы Хомейни. Одного из смертников, вооруженного шестью гранатами, застрелили сотрудники спецслужб. Его соратница успела привести в действие взрывное устройство, но от взрыва никто не пострадал. Двое других нападавших были задержаны, но один успел отравиться цианидом – чтобы избежать допросов и пыток.

Еще несколько человек намеревались прорваться в здание парламента Ирана. Двоих из них охрана застрелила на входе. Двое сумели попасть внутрь, но их заблокировали в помещении между четвертым и пятым этажами. Через час один из террористов подорвал себя. По информации иранских интернет-СМИ, террористам удалось убить семерых человек, еще три десятка иранцев ранены. Эксперты отмечают высокий уровень работы иранских спецслужб, ведь если бы замысел боевиков реализовался, жертв могло быть в десятки раз больше.

Ответственность за теракт взяло на себя запрещенное на территории РФ «Исламское государство». Официальный Тегеран крайне скупо комментирует теракты, телевидение Ирана вообще молчит о произошедшем. Спикер парламента Али Лариджани назвал нападение «небольшим инцидентом». «Иран – активная и эффективная сила, борющаяся с терроризмом в Сирии. И боевики просто пытаются подорвать эту работу», – резюмировал он.

По мнению эксперта ОК-информ, атака на Тегеран никак не изменит политику государства в Сирии.

Александр Сотниченко, востоковед, доцент СПбГУ, кандидат исторических наук:

- Тот факт, что ответственность за атаку взяло на себя «ИГ», никого не удивил. Иран действительно активно ведет войну с террористами, и этот внезапный удар вряд ли вызовет какую-то серьезную реакцию иранского общества и государства. Скорее всего, после этого будут резко усилены меры внутренней безопасности в Иране. Также этот удар позволит Ирану более активно действовать на международной арене, в том числе – против «Исламского государства».

По разным оценкам, общие затраты Тегерана на поддержку режима Асада с 2011 года превысили 100 миллиардов долларов.

Атака в Тегеране, на мой взгляд, однозначно сплотит иранское общество перед лицом террористической угрозы, простые граждане наверняка будут больше поддерживать нынешнюю политику властей, в том числе по поддержке шиитских собратьев в Сирии. Допускаю, что теперь Тегеран будет выделять еще больше средств на то, чтобы додавить террористов из «ИГ».

Сегодня сирийский режим Башара Асада держится во многом «на иностранных штыках» – подразделениях, присланных Ираном и «Хезболлой». Со стороны Тегерана на сирийских полях сражений воюют силы элитного «Корпуса стражей исламской революции» – от 8 до 10 тысяч бойцов. Также против «ИГ» сражается 65-я воздушно-десантная спецбригада NOHED – около 3 тысяч человек. А также иранские танковые и артиллерийские части (размером до батальона) – еще около 3 тысяч человек.

Иран вооружает и снабжает шиитские батальоны из Ирака, воюющие на стороне Асада – около 10 тысяч человек. На его же балансе – дивизия «Фатемийон», состоящая из афганских шиитов-хазрейцев – 15 тысяч человек. За Дамаск бьется и формирование «Зейнабийон», укомплектованное шиитами Пакистана – 7 тысяч человек. Наконец, за интересы Асада воюют спонсируемые Ираном отряды «Хезболлы» – более 20 тысяч бойцов.

По разным оценкам, общие затраты Тегерана на поддержку режима Асада с 2011 года превысили 100 миллиардов долларов. Только на содержание своих военных и бойцов шиитских батальонов в САР Тегеран расходует более 100 млн долларов в месяц.

Отныне для иранских мулл вопрос мщения «ИГ» станет одним из приоритетных. Тем более, что атака на иранскую столицу произошла спустя буквально пару дней после начала политической изоляции Катара. Одной из главных причин этого демарша называют то, что катарское руководство осторожно заикнулось о «необходимости сотрудничества с Ираном». Ответ, как видим, последовал незамедлительно. Иранцы – достаточно мстительная нация и это «совпадение» наверняка запомнят очень хорошо. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Маргарита, домохозяйка, 32 года Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии