Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Генконсул Литвы в Петербурге: Наши страны нужны друг другу

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform В рамках проекта «Общественного контроля», предполагающего серию встреч с главами и сотрудниками консульских и дипломатических представительств иностранных государств, генеральный консул Литовской республики в Санкт-Петербурге Дайнюс Нумгаудис, общаясь с журналистами в формате круглого стола, рассказал о том, что сегодня связывает наши страны, и о проблемах, существующих во взаимоотношениях, контактах и сотрудничестве России и Литвы

Группа сильной любви

Дайнюс Нумгаудис - человек разносторонний. Историк по образованию, он помимо дипломатической деятельности занимается литературно-просветительской - написал более 700 статьей в «Википедию». Только что закончил на литовском серию, повествующую о петербургских мостах, их истории и современности.

Да и в дипломатической деятельности ему приходится заниматься примерно тем же - наводить мосты. Он уверен, что страны и люди находят общий язык только тогда, когда перестают показывать, что не нужны друг другу. Свой первый дипломатический опыт Дайнюс Нумгаудис получил, когда входил в межправительственную литовско-российскую комиссию по сотрудничеству. Он долгое время - почти 19 лет, при десяти министрах - был замминистра образования Литвы. А генконсулом стал в сентябре 2015 года, когда, по его словам, произошел «обмен дипломатическими приемами» между нашими странами - и его предшественницу выслали из Петербурга.

«Генеральное консульство Литвы действует в Северной столице с 1993 года, - напомнил в начале встречи Дайнюс Нумгаудис. - В силу исторических событий на берега Невы из Литвы тянулись люди, которые хотели здесь учиться или работать. На протяжении почти двух столетий в Петербурге - немалая концентрация литовцев, причем основная часть - интеллигенция. По данным последней переписи населения, в России сегодня живут примерно 35 тысяч литовцев, причем 5 тысяч из них - в Петербурге и Ленинградской области. А в Литве проживает 10 тысяч граждан России - согласитесь, это большое число для трехмиллионной страны.

По мнению Дайнюса Нумгаудиса, большая политика диктует свои условия, подчас не слишком благоприятные для взаимопонимания, и рядовые люди иногда попадают в жернова политических настроений. Правда, по наблюдениям господина генконсула, за полтора года работы в Петербурге он встретил только одного человека, откровенно враждебно настроенного по отношению к Литве.

«Пессимисты меня иногда уверяют, что это не так, что у меня не настолько широк здешний круг общения, чтобы выслушивать неприятные мнения, возражаю: на самом деле, круг большой - стараюсь не закрываться в кабинете и вижу дружелюбное отношение со стороны петербуржцев к моей стране, чему есть явное историческое и социокультурное объяснение», - настаивает он.

У нас одно побережье

Генконсул отмечает, что в советские времена Петербург был ориентирован на Литву при выборе места отдыха, причем преимущественно отдыхающих интересовал Зарасайский край. Приезжали целыми семьями, со свекровями, тещами и друзьями. Если москвичи больше ориентировались на Друскининкай, то ленинградцы на южную часть Литвы - Зарасай и Игналину.

Интерес к соседям сохраняется и сегодня, хотя Литва из балтийских стран наиболее отдалена от Петербурга. «В мае 2017 года шенгенские визы в нашем дипломатическом представительстве получили 2 380 жителей Северо-Запада России, а в мае прошлого – 1 606 человек, - уточняет господин Нумгаудис. - Не смотрю ту чушь, которую иногда показывают по телевизору: например, якобы пустые наши курорты без российских туристов. Я думаю, что мы должны перестать показывать, что друг другу не нужны, правильнее строить отношения на принципах взаимоуважения и понимания того, что у каждого народа есть своя историю и свой политический курс. Уверен, что мы всегда можем не только найти точки соприкосновения, но и развивать сотрудничество. Будучи членами Евросоюза и НАТО, даже в сложные для международной политики времена учимся жить в мире, и я уверен, что в этом смысле готовы нормально двигаться и вперед и навстречу друг к другу».

Отношения стран сильно зависят от информации, знаний и культурных связей. С точки зрения Дайнюса Нумгаудиса, «надо просто приехать и посмотреть». Поэтому он энергично приглашает своих друзей и знакомых в Петербург и в то же время вместе с коллегами делает все для того, чтобы ленинградцы-петербуржцы больше знали о Литве, а в консульстве чувствовали себя комфортно: «Часто, не дожидаясь положенного времени, открываем двери для людей, пришедших за визой».

Атташе по коммерции Литовской Республики в РФ господин Кястутис Масальскис добавил, что улучшается транспортная логистика, способствует увеличению туристического потока россиян в Литву и запуск авиарейсов из Петербурга в Вильнюс: с 29 мая - пять раз в неделю. Кроме того, с 18 июня будет пущен дополнительный авиарейс из Петербурга в Палангу - популярный в советское время город-курорт. Но он признал: «У нас только 99 километров побережья, у Латвии - в шесть раз больше, поэтому нам труднее развивать курортный туризм. Но у всех нас одно побережье - Балтия».

Танго бабочки

Развитию отношений между Россией и Литвой мешают и санкции. «Есть группа продуктов, недопустимых к ввозу в Россию. Но еще до введения продуктового эмбарго находился какой-нибудь “товарищ Анискин”, который вдруг заявлял, что литовские продукты якобы некачественные. Бизнес приспособился к нелегким условиям, диверсифицировал деятельность, - комментирует нынешнюю ситуацию господин генконсул. - Мы перестали себя позиционировать как государство с только с аграрным бизнесом. Причем Россия все равно остается основным внешнеторговым партнером. Сейчас наш бизнес перестраивается, и теперь Литва больше ориентируется на производства средней и высокой технологии. Интерес друг к другу должен быть искренним и стабильным, тогда и бизнес, и другие сферы сотрудничества наладятся».

Как подчеркивает Дайнюс Нумгаудис, есть и культурный аспект отношений между Литвой и Россией: «Например, семья из Петербурга открыла в Клайпеде школу танго. Мы рады не потому, что они уехали из России, а потому, что они приехали к нам. В то же время и Литва может представить себя для широкой публики. За последние год-полтора мы активизировали культурную деятельность, только в апреле было шесть мероприятий. На прошлой неделе в Эрмитаж привезли выставку фотографий, сделанных Чюрлёнисом, на открытии звучали музыкальные произведения в исполнении его правнука Рокаса Зубоваса».

Контрабандисты-ихтиандры

Петербургские журналисты спросили у Нумгаудиса и о таможенных проблемах, в частности - о «современных ихтиандрах», которые преодолевают границу экзотическим способом - под водой, по дну переправляют через границу сигареты, прочую контрабанду, и о строительстве забора на границе с Калининградской областью. «Почему вы не говорите об аналогичных заборах на границе России с другими странами, например с Финляндией? - парировал господин консул. -

Не контрабандные - официальные связи Литва надеется сегодня укреплять при помощи возрождения упраздненного в сложные, холодные времена института городов-побратимов. Соглашения между Колпино и Друскининкаем, Тосно и Паневежским районом, Первомайском и Зарасаем подписаны, между Пушкином и Бирштонасом переговоры идут уже четыре года, договор о побратимстве все еще “в воздухе”», - сетует генконсул Литвы.

Общий блаженный

«У нас скоро будет общий святой, - говорит Дайнюс Нумгаудис. - Архиепископ Теофилюс Матуленис будет причислен к лику блаженных 25 июня 2017 года в Вильнюсе. Его судьба тесно связана с Санкт-Петербургом», - напомнил Дайнис Нумгаудис.

«Надо не телевизор смотреть,а открыто ездить в гости и понимать друг друга. То, чего добиваются во взаимопонимании рядовые граждане, может быть больше, чем то, чего в силах добиться политики».

Действительно, Теофилюс Матуленис окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию. С 1910 года был викарием прихода католической церкви святой Екатерины на Васильевском острове в Петербурге, затем служил в селе Александровском, что за Невской заставой. В 1914 году Матуленис стал настоятелем прихода при строившемся храме святого Сердца Иисуса в Петрограде. В марте 1923 года священник был арестован и до 1926 года отбывал наказание по делу о католическом духовенстве в Москве, в Сокольнической и Лефортовской тюрьмах. Потом вернулся в свой приход. 9 февраля 1929 года в Ленинграде Теофилюс Матуленис был тайно рукоположен в сан епископа и назначен викарием Апостольского администратора Ленинграда. В ноябре того же года Теофилюс был арестован и приговорен к 10 годам заключения на Соловецких островах. По ходатайству международных организаций, в сентябре 1933 года он был освобожден и выехал в Литву.

В начале 1940-х Матулениса назначили епископом Кайшядорским.

А в 1946 году Теофилюс Матуленис был снова арестован и приговорен к 10 годам лишения свободы. Отбывал срок заключения в Сиблаге, затем во Владимире. Освобожден в 1956 году, после чего вернулся в Литву, где жил в изоляции в Шедуве. Незадолго до смерти, в 1962 году, получил титул архиепископа.

«Нас связывает очень многое, есть все предпосылки для того, чтобы отношения между нашими странами стали более надежными, - считает Дайнис Нумгаудис. - Надо не телевизор смотреть, не превращаться в незаконно пересекающих границу ихтиандров, а открыто ездить в гости и понимать друг друга. То, чего добиваются во взаимопонимании рядовые граждане, может быть больше, чем то, чего в силах добиться политики».

Фото Дениса Тарасова.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дмитрий, в поиске работы, 28 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии