Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Нужно ли проходить «летнее» ТО и зачем промывать моторный отсек

 Фото: pixabay.com Фото: pixabay.com Похоже, лето все-таки наступило, и многие из нас с некоторым опозданием вспомнили, что существует какое-то «летнее» ТО, зимнее масло чем-то отличается от летнего и всесезонного, да и резину не грех выбрать скоростную и безопасную

Вокруг двигателя

Собственно говоря, основные манипуляции «летнего» ТО (которое лучше проходить весной, но в этом году и сейчас не поздно) - облегчение участи вашего двигателя и, соответственно, продление сроков его службы. Один из важнейших вопросов, которые мучают автомобилиста: нужно ли вообще заливать летнее масло? Ведь осенью его придется менять на зимнее, а эти сезонные ТО могут вовсе не совпадать с необходимостью прохождения ТО «по пробегу».

Главное - чтобы ваше масло сохраняло нужную вязкость в летнюю жару. И да - не забывайте, что летом увеличивается, и пробег, и скорости, и общая нагрузка на двигатель. Поэтому ему нужно помочь «правильным» маслом.

Тут не стоит забывать, что масла есть и всесезонные. И, как правило, сегодня их на сервисах и используют. Убедиться в том, какое масло залито в ваш двигатель можно по маркировке на упаковке (вы ведь сохранили остаток масла «на всякий случай», да?). Итак, к примеру, на канистре указано: «SAE 10W-40».

Буквы SAE - это просто международный стандарт вязкости моторного масла, как если бы у нас было написано «ГОСТ». Класс вязкости 10W - это «зимняя» часть маркировки (winter - англ. «зима»), и означает он, что маслом можно пользоваться до минус двадцати градусов по шкале Цельсия. Но о «зимней» части у нас еще будет время подробно поговорить осенью. А вот вторая цифра «40» говорит о возможности его «летнего» применения.

Присутствие обеих маркировок означает, что масло - универсальное, т.е. всесезонное. Если маркировка только одна - то масло сезонное, зимнее или летнее. Соответственно, его лучше поменять при смене сезона или просто - поменять на универсальное при ближайшем ТО. То есть главное - чтобы ваше масло сохраняло нужную вязкость в летнюю жару. И да - не забывайте, что летом увеличивается, и пробег, и скорости, и общая нагрузка на двигатель. Поэтому ему нужно помочь «правильным» маслом.

Существует также немало «летних» добавок в моторное масло. Применять их или нет, решает, конечно, сам владелец автомобиля. Тут нельзя забывать, что сотрудник автосервиса может быть материально заинтересован в использовании таких добавок их производителем. Хотя бывает, что в каких-то ситуациях без них и не обойтись.

Воздушный фильтр

Летом, как известно, пыли больше, чем зимой. А если машина ездит по проселочным дорогам - то значительно больше. И вся она оседает на воздушном фильтре, главная задача которого и есть защита двигателя от пыли. Это значит, что фильтр летом быстрее забивается, двигатель получает меньше воздуха (осевшая на фильтре пыль мешает его прохождению). Как результат - падает мощность и растет расход топлива.

Фильтр летом быстрее забивается, двигатель получает меньше воздуха (осевшая на фильтре пыль мешает его прохождению). Как результат - падает мощность и растет расход топлива.

Соответственно, перед началом летнего периода воздушный фильтр лучше поменять, особенно если не меняли его с прошлого сезона. Ну, и в случае, если автомобиль начал потреблять больше топлива, чем обычно (падение мощности не всякий водитель и не всегда почувствует), то имеет смысл в первую очередь поменять воздушный фильтр.

Есть у нас, конечно, умельцы, которые промывают загрязненные фильтры или продувают их сжатым воздухом или просто пылесосом. Но такие «восстановленные» фильтры работают, конечно, хуже новых, быстро выходят из строя. И подобная операция имеет смысл разве только в экстремальных условиях, когда сервис недоступен, а вы со своей машиной находитесь в тайге, пустыне или джунглях.

И да, вместе с воздушным фильтром неплохо поменять заодно и салонный фильтр. Это не просто добавит вам и вашему экипажу комфорта, но и продлит жизнь климатической системе - вне зависимости от того, полноценный у вас кондиционер или простая «дулка». Салонный фильтр точно также забивается пылью и песком, и летом, соответственно, этот процесс идет гораздо быстрее.

Система охлаждения

Если у вас перегревается двигатель, это очень серьезный симптом. Особенно если речь идет о современных форсированных и облегченных двигателях с алюминиевыми блоками. Если такой мотор выйдет из строя из-за перегрева, то его придется менять, капитальному ремонту он не подлежит.

Опытные водители рекомендуют, если неисправность (перегрев двигателя) обнаружена именно в пробке, когда зачастую невозможно съехать на обочину, включить… печку на полную мощность, и точно так же - ее вентилятор.

Именно поэтому стоит обратить особое внимание на систему охлаждения. Часто она выходит из строя из-за неисправности термостата - датчика температур. В этом случае система гоняет охлаждающую жидкость по «малому кругу», в обход радиатора. И она, соответственно, не охлаждается и не охлаждает двигатель. Зимой этого можно и не заметить - в мороз хватает и воздушного охлаждения, а вот летом, особенно - в пробках…

Опытные водители рекомендуют, если неисправность (перегрев двигателя) обнаружена именно в пробке, когда зачастую невозможно съехать на обочину, включить… печку на полную мощность, и точно так же - ее вентилятор. В жаркий летний день ощущения будут не из приятных. Но радиатор печки позволит охладить перегретый двигатель. Потерпите до остановки - откройте окна и представьте себя где-нибудь в Центральной Африке.

А ведь проблема может быть не только в датчике. Бывает, что просто вышел из строя насос системы охлаждения двигателя или его привод. В общем, на «летнем» ТО неплохо обратить внимание на всю систему охлаждения. А работу термостата (как и всех других электронных датчиков) можно проверить сегодня с помощью компьютерной диагностики.

Если же у вас просто упал уровень охлаждающей жидкости, то летом необязательно доливать антифриз. Если снижение уровня незначительное, достаточно долить в бачок дистиллированную воду - она продается там же, где и антифриз, и стоит освежающе дешевле. На такой «обедненной» смеси вы вполне дотянете до «зимнего» ТО, когда незамерзающие свойства жидкости снова станут важнее охлаждающих.

Кстати, к профилактическим мерам по предупреждению перегрева двигателя относят и промывку двигательного отсека. Если мотор сильно загрязнен снаружи, то считается, что он будет хуже охлаждаться - даже если имеет не воздушное, а жидкостное охлаждение. Но с этой операцией нужно быть осторожным, особенно если проводите ее самостоятельно.

Существует целая линейка специальных моющих жидкостей для внешних поверхностей различных агрегатов, и ими надо научиться пользоваться. И обязательно тщательно просушить двигательный отсек после нее. И да, многие автомойки предупреждают, что не отвечают за последствия этой операции. Так что прежде чем к ней приступать в рамках «летнего» ТО, стоит предварительно взвесить все «за» и «против».

Тормоз и подвеска

Еще на «летнем» ТО имеет смысл проверить тормозную систему. Зимой в гололед даже водители автомобилей, оснащенных системами ABS и BAS, стараются по возможности «тормозить двигателем». И поэтому некоторые беспечные водители просто забывают следить за состоянием тормозных колодок. Особенно неприятными последствия могут быть в случае «внезапного лета» - примерно такого, как в этом году, когда может появиться необходимость экстренно «ударить по тормозам».

То же касается и состояния подвески - летом грузы, перевозимые автомобилем традиционно больше: будь это пассажиры, отправившиеся вместе с хозяевами машины на пикник, или просто стройматериалы, которые нужно отвезти на дачу. Точно так же летом расширяется география путешествий, а это значит в российских условиях и рост числа преодолеваемых километров с плохим дорожным покрытием (а то и без такового). Поэтому помимо того, что легковой автомобиль в принципе не стоит перегружать, состояние подвески также неплохо проверить заранее.

К сожалению, бывают в жизни ситуации, когда перегрузки автомобиля не избежать. В таких случаях специалисты рекомендуют двигаться плавно, без резких торможений и поворотов. Причем скоростной режим нужно не просто соблюдать, еще лучше (для вашей подвески) - двигаться на 10-20 км/час медленнее, а перед «лежачими полицейскими», ямами и ухабами дополнительно снижать скорость. По прибытии на место назначения нужно немедленно разгрузить машину. Ни в коем случае не рекомендуется оставлять перегруженную машину на ночь и тем более - на несколько дней.

Летний воздух в летних шинах

Когда перед началом зимнего сезона мы писали о зимних шинах, мы позволили себе привести известную байку о необходимости закачивать в них «зимний» воздух. Так вот, летом при проверке давления в шинах необходимо помнить, что при нагревании воздух расширяется. Соответственно, давление нужно проверять перед выездом и по утреннему холодку, а не тогда, когда шины разогрелись на трассе и жарком солнце. Зимой это не так критично: в мороз резина охлаждается мгновенно.

Летом при проверке давления в шинах необходимо помнить, что при нагревании воздух расширяется. Соответственно, давление нужно проверять перед выездом и по утреннему холодку, а не тогда, когда шины разогрелись на трассе.

И о выборе летних шин. Сейчас различных их видов и типов чуть ли не больше, чем зимних. Теряясь в богатстве выбора, одни слепо следуют советам «своего» шиномонтажника, другие ориентируются исключительно на цену. На самом деле разобраться в этом вопросе не так уж и сложно. Летние шины делятся на три основных вида.

Первый, наиболее распространенный и самый недорогой - это «классика», то есть - шины с симметричным ненаправленным протектором. Они считаются универсальными с точки зрения условий эксплуатации и относятся к эконом- и среднему классу. В целом они хорошо удерживают автомобиль на мокром и сухом асфальте. Однако специалисты относят этот класс к условиям эксплуатации на коротких дистанциях (дом - работа, дом - дача). Для дальних путешествий обычно советуют использовать более современную резину.

То есть, например, шины с симметричным направленным протектором, разработанным специально для сильных дождей и предотвращения эффекта аквапланирования (что особенно актуально на дорогах с «накатанной» колеей). Это шины «направленного действия», и их устанавливают в соответствии со стрелкой и маркировкой Rotation на боковине. Есть у них и недостаток: водоотводящие каналы уменьшают жесткость внешних краев шины, что отрицательно отражается на курсовой устойчивости.

Все эти свойства совмещают в себе шины с асимметричным рисунком протектора. У такой резины на внешней стороне протектора расположены плотные и жесткие «шашечки», заимствованные у «классики». А на внутренней стороне шин - косые водоотводящие каналы как у симметричного направленного протектора. Единственным недостатком таких шин является сравнительно высокая цена. Соответственно - их имеет смысл устанавливать на тяжелых и скоростных автомобилях для улучшения их управляемости.

И да, не стоит забывать, что летом в дождь или сильную жару зимняя резина может быть столь же опасна, как и летняя - зимой в гололед.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Кирилл, бухгалтер, 30 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии