Горькая вепсская правда: обереги, бездорожье и фольклор
Вепсская правда горька
Как обычно, «не так» - дороги. На подъезде к Винницам рытвины и ухабы чередуются с короткими отрезками свежего полотна асфальта. Там, где возможна разве что черепашья езда, установлен дорожный знак, позволяющий развивать скорость до 70 км в час. Хотя в этих местах - не забалуешь. В любой момент под колеса может выскочить какой-нибудь лесной обитатель, малый или большой: заяц, кабан или лось. И рукой подать до Карелии, с такими же заповедными местами: дремучими лесами, голубыми озерами, бездорожьем…
О погосте «у Вьюнице» впервые можно было прочесть в приписке к уставной грамоте новгородского князя Святослава Ольговича (выдана в 1137 году Софийскому собору об изменении сборов в пользу новгородской епархии).
В общедоступной литературе сведения такие: о погосте «у Вьюнице» впервые можно было прочесть в приписке к уставной грамоте новгородского князя Святослава Ольговича (выдана в 1137 году Софийскому собору об изменении сборов в пользу новгородской епархии). Село там упоминается как место для сбора «урока». Название Винницы долгое время объединяло группу небольших деревень. С течением лет и веков практически ничего не менялось. Даже по данным переписи 1926 года в составе села числилось более 40 деревень. Центром Вепсского края оставался Винницкий погост, поселение у приходской церкви.
О лучшей судьбе своего малого народа – вепсов печется обитатель этих мест, краевед и писатель Петр Васильев (только что он вошел в состав Общественной палаты Ленинградской области): «Если честно, моя горькая вепсская правда заключается в том, что Винницы в исторических летописях упоминались впервые позже, в XIII веке, и настоящая вепсская жизнь еще теплится в дальних деревнях, а умерших и умирающих приходится возить далеко по грунтовке. Региональные власти обещали еще в прошлом году решить эту проблему, но не сделали. То же с обещанным возвращением вепсам досрочного выхода на пенсию. Ведь работы в деревнях нет, а пенсия из федеральной казны могла бы помочь людям выжить. Нет и компенсаций вепсам за использование на земле их предков природных ресурсов. Охотничьи угодья в аренду взяли чужие люди, а местным охотиться на тропах своих дедов и прадедов запрещено».
Между тем в регионе насчитывается самое большое представительство коренных малых народов среди всех регионов России. Среди них около 17 тысяч представителей финно-угорских народов (в том числе 1,3 тысячи вепсов). А в общей сложности в России проживает примерно 3,6 тысячи носителей вепсского языка.
Пороги и дороги
В России, по официальной статистике, насчитывается 776 национальностей, иные из которых - на грани исчезновения По данным переписи 2010 года, численность населения села Винницы составляла 2 200 человек. В здешнем Вепсском центре фольклора, которому уже 30 лет, стараются сохранить традиции малого коренного народа, но давно назрела проблема: слишком тесно в деревянном строении, где он располагается.
Директору этого центра Надежде Ковальской во время праздника в честь многовекового юбилея со дня первого упоминания в исторических летописях села Винницы как столицы Вепсского края власти вручили почетный знак за вклад в развитие родных мест.
А прибывший сюда губернатор Ленобласти пообещал, что строительство нового здания Вепсского центра фольклора начнется уже в этом году, а в следующем - проектирование нового Дома культуры. И еще - что произойдет то, что годами в Винницах ждут: отремонтируют подъездные дороги, тем более что 300 млн рублей заложено в региональном бюджете.
Винницы шагают к новой странице истории Вепсского края, о чем свидетельствует возрождение ремесел, использование в быту старинных кулинарных рецептов, издание букваря вепсского языка.
«В село Винницы Подпорожского района можно будет доехать без проблем по отремонтированному полотну, - заявил на празднике губернатор Александр Дрозденко. - Единственное, о чем должен предупредить: деревенские дороги мы асфальтировать не будем, используем другую технологию. Подписано соглашение о сотрудничестве с Финляндией, в рамках которого финские специалисты поделятся опытом использования гравия».
По его словам, Винницы шагают к новой странице истории Вепсского края, о чем свидетельствует возрождение ремесел, использование в быту старинных кулинарных рецептов, издание букваря вепсского языка. Как обещает региональная власть, в селе будут выстроены два важнейших для этих мест объекта: здание, в котором разместится Вепсский центр культуры, и новый, с бассейном, детсад на 95 мест.
«Для нас сегодняшний день связан с прошлым, и в то же время - надежда на будущее малых коренных народов. На этот раз праздник посвящен истории села Винницы. А назван “Vingl, Vidl, Винницы” потому, что название трижды менялось с течением времени, - рассказала Надежда Ковальская. - Сегодня мы стараемся возрождать традиции, и рядом со взрослыми - дети, которых учим не забывать родной язык и ремесла».
Но главное - добиться того, чтобы подросшие дети с Подпорожьем навсегда не прощались, - добавляют местные жители. А для этого необходим постоянный заработок, решение транспортных и дорожных проблем.
Не праздниками едиными
На праздник «Древо жизни. Vingl, Vidl, Винницы» в этом году съехались творческие коллективы не только Ленобласти, но и других регионов России. Среди выступающих - солисты Пяжелского дома культуры из Вологодской области, самодеятельный песенно-фольклорный коллектив «Дзоридз» (Коми землячество «Неватас») и даже нганасанская этнофольклорная группа «Хендир» (в переводе на русский язык - «Страна оленьих следов») с полуострова Таймыр.
Гости с Таймыра, а нганасаны - самый северный народ Евразии, подтвердили: многие проблемы вепсов (отдаленность, транспортная недоступность, неразвитая инфраструктура и так далее) характерны и для них. Они признаются, что не хотят чувствовать себя народом исчезающим, поэтому велика тяга к общению и к разного рода общим событиям.
Самыми малочисленными народами в нашей стране считаются чулымцы, чулымские тюрки или июс кижилер («чулымские люди») из Красноярского края; ороки - коренные жители Сахалина (называют себя уйльта, по-русски - «оленные»); энцы или енисейские самоеды, тазы, проживающие на реке Уссури в Приморском крае, а далее по численности - ижоры и водь (малые коренные народы Ленобласти).
Всего несколько человек в России (жили на территории, граничащей с одной стороны - с Чукоткой, а с другой - с Камчаткой) - представители исчезающего народа под названием «кереки», в переводе на русский язык означает «народ, живущий у моря».
«Если человек знает историю и культуру своего народа, если гордится ею, никаких особых препятствий нет для изучения языка и расширения познаний уклада, обычаев - то есть всего, что связано с ними».
Ученый-этнограф, научный сотрудник музея Антропологии и этнографии имени Петра Великого в Петербурге (Кунсткамера), руководитель Центра коренных народов Ленобласти, председатель Общества ижоры и води, член Международного консультативного комитета финно-угорских народов от ижор Ольга Конькова считает, что очень многое зависит от того, насколько представители малых коренных народов ощущают себя их частью.
«Если человек знает историю и культуру своего народа, если гордится ею, никаких особых препятствий нет для изучения языка и расширения познаний уклада, обычаев - то есть всего, что связано с ними», - утверждает она. Вместе с тем даже если человек этот вполне унаследовал «прекрасное поседение древнего вепса» (тягу к исконным традициям и природе), крайне важно создать условия для того, чтобы он вепсской земле пригодился.
В рамках госпрограммы «Устойчивое развитие в Ленинградской области» по двум подпрограммам («Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений» и «Поддержка этнокультурной самобытности коренных малочисленных народов Ленинградской области») в региональном бюджете на период с 2014 по 2020 год было зарезервировано 246,6 млн рублей.
Кроме того, регион реализует программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России 2014-2020 годы». Этим власти очень гордятся, а местные жители им все же напоминают, что не праздниками едиными жив человек.
Известна водская поговорка: «Земля и деревья будут, а нас не будет». А вот вепсская: «Какая птичка, такая и песня». «Хотелось бы, чтобы песня была долгой, а это зависит от того, как ей живется в вепсском лесу, - улыбается краевед и писатель Петр Васильев. - Мы готовы заботиться о родном доме, верить в обереги, учить детей тому, что имеем сами, но в этом деле важно и участие тех, кто вовремя решает вопросы на государственном уровне, как законодательном, так и исполнительном».
Фото Евгении Дылевой.
- Автомобилистам Петербурга и Ленобласти напомнили о брачных играх лосей
- Правительство Ленобласти расширило список предприятий, которые получат финансовую помощь
- Ломоносовский район официально включен в «красную» зону по коронавирусу
- Петербуржцам разрешили открыть дачный сезон
- Ленобласть откажется от коммерческих маршруток