Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Эксперт: Путин не может вмешиваться в скандал с Telegram

 Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости Скандал вокруг атаки российских властей на мессенджер Telegram набирает обороты. ФСБ России заявила о том, что именно его использовали террористы при подготовке теракта в Петербурге 3 апреля 2017-го. Эксперты полагают: шансы на то, что мессенджер, столь популярный у миллионов россиян, реально заблокируют, невысоки. Но, вне зависимости от исхода скандала, имидж России как «страны, стремящейся к цифровой экономике», безнадежно испорчен

Спецслужбы с тревогой сообщили: сегодня Telegram активно используется террористическими организациями, так как его технология дает возможность создавать секретные чаты с высоким уровнем шифрования. «Озабоченность» ФСБ странным образом совпала с активностью Роскомнадзора. Его глава Александр Жаров прямым текстом заявил - руководство Telegram должно выдать спецслужбам все «ключи для дешифровки сообщений», чтобы те могли читать переписку пользователей и успешно ловить террористов.

Создатель Telegram пояснил - блокировка мессенджера никак не поможет борьбе с террористами и наркодилерами. Если его закроют, то они просто будут пользоваться другими сервисами с применением VPN

В ответ основатель Telegram Павел Дуров заявил, что это требование противоречит 23-й статье Конституции РФ о праве на тайну переписки, а также демонстрирует полное незнание того, как шифруется коммуникация в 2017 году. По его словам, у владельцев Telegram нет и не может быть «ключей для дешифровки» - технология устроена так, что они хранятся на устройствах самих пользователей (телефонах, планшетах и т. д.). Это и обеспечивает высокую сохранность их личной переписки. Дуров указал и на другое обстоятельство - хоть Telegram и стал пионером в применении технологии оконечного шифрования, но сегодня ее используют все популярные мессенджеры.

Создатель Telegram пояснил - блокировка мессенджера никак не поможет борьбе с террористами и наркодилерами. Если его закроют, то они просто будут пользоваться другими сервисами с применением VPN. «Чтобы победить терроризм через блокировки, придется заблокировать интернет», - заключил Дуров.

Эксперты говорят: по закону администрация мессенджера обязана предоставить Роскомнадзору некий минимум информации. После этого Telegram будет включен в спецсписок «организаторов распространения информации», который ведет Роскомнадзор. Глубинная причина упорства Дурова - в его остром нежелании переносить свои серверы на территорию РФ (так обязаны поступать все, кто включен в реестр Роскомнадзора). В случае отказа Дурова подчиниться мессенджер может быть заблокирован на всей территории России. Но аналитики уверены, что до этого дело не дойдет - по крайней мере, в этот раз.

Денис Кусков, гендиректор агентства Telecom Daily:

- Рынок мессенджеров сегодня - очень конкурентная сфера. Telegram нравится очень многим россиянам. Это хорошо сделанный продукт, причем созданный нашим соотечественником - в отличие от Facebook и Twitter. Очевидно, что Telegram не является сообщником террористов, пособником каких-то терактов и т. д. Поэтому высказывания ФСБ о том, что теракты и нападения происходят у нас, в том числе и по вине создателей мессенджера, выглядят довольно странно.

В ближайшем будущем вопрос конфронтации владельцев мессенджеров с Роскомнадзором никуда не денется - государство захочет контролировать такие сервисы. Это характерно не только для России, но и для Америки, и для стран ЕС, и для многих других

Сам по себе Telegram функционировать не может - он работает в сочетании в сим-картой в смартфоне или планшете, то есть потенциальные террористы могут легко приобрести ее в салоне связи, использовав свой или подставной паспорт. Но наши силовики почему-то смотрят на это сквозь пальцы. По сути, они и виноваты в том, что происходит такая вольница с сим-картами, которая и приводит к терактам.

Нелепо требовать от мессенджера и «все ключи шифрования», чтобы прослушивать всех граждан без исключения. Это - очень личная информация, а в нашем государстве сегодня нет гарантий того, что весь объем частных данных, попади они в руки спецслужб, не будет украден и продан на каком-нибудь рынке. Все мы пока живем не в той стране, где уважают принципы защиты информации. Понятно, что в такой ситуации Telegram не пойдет ни на какую выдачу «ключей шифрования» спецслужбам. Это невозможно ни технически, ни идеологически.

Принятые Госдумой законы о защите информации не позволяют эффективно бороться с терроризмом. Печально знаменитый «закон Яровой» - совершенно глупый документ. Его сначала приняли впопыхах, а теперь уже целый год не могут создать «под него» документы, которые бы позволили понять, чего вообще хочет государство. Как могут создавать такие законы люди, которые абсолютно ничего не понимают ни в «больших данных», ни в принципах регулирования рынка цифровых технологий, ни в информационной безопасности? Такого нет ни в одной цивилизованной стране мира. Тут должна заработать вся «вертикаль власти» - она должна четко выстроить цепочку от принятия законов до их исполнения. Пока этого не произойдет, ждать успехов в деле обеспечения информационной безопасности не стоит.

Как будет развиваться ситуация с Telegram? На первом этапе регистрации Роскомнадзору нужна некая первичная информация от владельцев мессенджера, и выдавать «шифровальные ключи» пока совершенно не требуется. Государство настаивает лишь на включении в некий реестр, и у Дурова и Роскомнадзора есть шанс решить все полюбовно. Надеюсь, что так и будет, ведь Дурову тоже не хочется терять российскую аудиторию.

Путин - гарант безопасности в России, и судьбы конкретных людей, которые могут стать жертвами терактов, куда важнее, чем наличие или отсутствие в стране одного мессенджера. Так что Путин не может вмешиваться в подобный скандал - это не его уровень

Но история с Telegram высветила странную ситуацию. С одной стороны, Кремль постоянно говорит о необходимости развивать сферу высоких технологий, переходить на «цифровую экономику» и т. д. С другой - власти пытаются максимально регулировать рынок высокотехнологичных продуктов, вынуждая его игроков держаться подальше от России.

Россия никогда не была страной, где придумывали инновационные продукты или сервисы (за исключением сферы военных технологий). И в ближайшем будущем вопрос конфронтации владельцев мессенджеров с Роскомнадзором никуда не денется - государство захочет контролировать такие сервисы. Это характерно не только для России, но и для Америки, и для стран ЕС, и для многих других. Так что глупо считать, что это у нас «тоталитарное государство», «Путин лезет в личные данные россиян» и т. д.

Многие считают, что ситуацию с Telegram может изменить лишь один человек в нашей стране. То есть, президент мог бы одернуть чиновников Роскомнадзора, чтобы они отстали от Дурова. Но тут есть тонкий момент. Путин - гарант безопасности в России, и судьбы конкретных людей, которые могут стать жертвами терактов, куда важнее, чем наличие или отсутствие в стране одного мессенджера. Так что Путин не может вмешиваться в подобный скандал - это не его уровень. Закроется этот мессенджер - все повозникают месяц-другой, и перейдут на другие мессенджеры.

Но, даже получив «ключи шифрования» от Telegram, государство не сможет победить терроризм. Для этого нужно предпринять целый комплекс мер в самых разных сферах жизни - от правоохранительной до социальной. А сейчас вопрос стоит так - давайте сначала закроем мессенджер и уж только потом предпримем все остальные меры безопасности. Такой подход не может не вызывать вопросов. Дело не в Путине, а в отсутствии системы урегулирования подобных споров на уровне государства. Увы, в высокотехнологичной сфере не действует «ручное управление».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ольга Павловна Барсукова, работник культуры, 56 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии