Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.98
Евро 100.24
Юань 1.28

Петербуржцы - о Гранине: Он был посредником между властью и интеллигенцией

 Фото: Александр Николаев / Интерспресс Фото: Александр Николаев / Интерспресс На 99-м году жизни скончался почетный житель Санкт-Петербурга, писатель Даниил Гранин. Известные петербуржцы Лев Лурье, Никита Ломагин, Александр Мелихов, Валерий Попов - о своем знаменитом земляке, коллеге и товарище - в эксклюзивном интервью ОК-информ

Даниил Гранин скончался в реанимации одной из городских больниц. Последние дни жизни дались особенно тяжело, он был подключен к аппарату искусственной вентиляции легких, в ночь на 5 июля писателя не стало.

Настоящая фамилия Даниила Александровича - Герман. Он родился 1 января 1919 года в семье лесника и домохозяйки, перед войной окончил электромеханический факультет Ленинградского политехнического института, затем трудился на Кировском заводе, оттуда и ушел на фронт в составе дивизии народного ополчения. За его плечами - самые страшные рубежи Великой Отечественной: бои под Лугой, Пулковские высоты, затем командовал ротой тяжелых танков.

Настоящий петербургский интеллигент, он стал инициатором создания ленинградского общества «Милосердие», был президентом Общества друзей Российской национальной библиотеки, председателем правления Международного благотворительного фонда им. Лихачева, членом Всемирного клуба петербуржцев.

Самые известные, знаковые произведения - романы «Искатели», «Иду на грозу», эссе «Эта странная жизнь», повести «Прекрасная Ута», «Сад камней», «Дождь в чужом городе». Но поистине легендарными стали написанная совместно с Алесем Адамовичем в 1977-1981 годах «Блокадная книга».

Последний гигант уходящей эпохи

«Я узнал вчера о кончине Даниила Гранина, и у меня было ощущение, что ушел последний гигант уходящей эпохи, - поделился с ОК-информ своими мыслями глава Союза писателей Санкт-Петербурга Валерий Попов. - Он был самым известным, самым ярким финалистом своего времени, сделавшим очень много для страны, для Петербурга. Он всю жизнь доказывал, что Ленинград-Петербург не должен быть серым отстающим городом в культуре, в быту, во власти, в конце концов, и после его знаменитых слов про великий город с областной судьбой начался подъем (многие литературоведы утверждают, что авторство этой фразы принадлежит Льву Озерову. - Прим. ред.). При этом он оставался петербуржцем до последних дней. Недавно, 10 июня, мы вручали ему премию “Петрополь”, и он показал нам альбом про Петербург, где на обложке сидит Чижик-Пыжик на Фонтанке. Даниил Гранин будет жить своими книгами».

Публицист, писатель Александр Мелихов считает, что роль Даниила Гранина в популяризации науки невозможно преувеличить:

«Он был человеком, который определил судьбу моего поколения. Он первым стал воспевать ученых, а не бойцов, и доказал, что эта профессия - не менее прекрасная и такая же героическая. После его книг в точные науки пошли очень большие отряды молодых ученых, а его книги стали предметом обсуждения на долгие годы. В последнее время мы с ним даже дружили, несмотря на разницу в возрасте. Он и в своем почтенном возрасте жил заботами страны, никогда не жаловался, что стар, болен, будучи даже очень глубоким стариком. Он был единственным, перед кем я робел: перед его жизнью, судьбой. Он был последним титаном эпохи. Меня мучает раскаяние: он совсем недавно звал меня в гости, но мне было неловко, и я все откладывал визит… Одна из тысячи таких мелких вин. Он прожил чудесную, удивительную жизнь, прошел через все ужасы, но остался человеком».

Известный российский историк, доктор исторических наук, профессор Факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, один из ведущих исследователей истории блокады Ленинграда Никита Ломагин считает, что вклад Даниила Гранина в изучении истории блокадного города невозможно переоценить:

«Он был защитником Ленинграда и внес непосредственный вклад в то, что город выстоял, - считает Никита Ломагин. - Как историк, он положил традицию изучения устной истории своей “Блокадной книгой”, написанной с Алесем Адамовичем. После этого начали обращать внимание на человеческую историю блокады Ленинграда. Даниил Александрович был одним из инициаторов воссоздания мемориального музея обороны и блокады Ленинграда. Поскольку он возглавлял фонд, то поддерживал исследования о блокаде, делал все возможное, чтобы люди знали об этом как можно больше. В том числе и благодаря ему история блокады стала известна и зарубежным коллегам. Его вклад в это трудно переоценить».

Российский писатель, историк, краевед, публицист Лев Лурье считает, что Даниил Гранин выполнял и другую важнейшую миссию - был посредником между интеллигенцией и властью:

«Он очень талантливый писатель, причем скорее в мемуарной литературе и публицистике. А его знаменитая фраза про Петербург (тогда еще Ленинград), про великий город с областной судьбой - это настоящий программный документ, сыгравший роль в подъеме самосознания поколений петербуржцев, - рассказал в беседе с ОК-информ Лев Лурье. - Ему была свойственна роль Василия Андреевича Жуковского - быть заступником перед Александром Вторым. Даниил Гранин был таким же посредником между властью и интеллигенцией, просвещая власть, выступая против невежества и деспотии. Это очень важная модерирующая, посредническая роль, особенно в наше время. После смерти Дмитрия Сергеевича Лихачева Даниил Гранин оставался последним таким заступником».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Кирилл, логист, 25 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии