Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.32
Евро 100.28
Юань 1.3

Из полюстровского сора растет Петербург будущего

 Кадр  из фильма «Пятый элемент» Кадр из фильма «Пятый элемент» В Петербурге снова принялись за обсуждение образа будущего северной столицы, для этого из Амстердама даже выписали молодого и прогрессивного урбаниста-футуролога, который поведал многое о связи города с космосом, автоматизации всех процессов, влиянии страхов и мечтаний на структуру мегаполиса и т.д.

Наши эксперты остались в недоумении: о каком устойчивом будущем можно говорить в эпоху кризисов, неконтролируемой миграции и появления все новых кварталов массовой застройки, непригодных для жизни? Перед глазами - очередной муравейник в Полюстрово.

Молодого голландского урбаниста Эдвина Гарднера из бюро Monnik пригласили накануне на круглый стол в рамках выставки «Города будущего/Будущее городов», организованной при поддержке комитета по градостроительству и архитектуре. Голландское бюро занимается, как они сами себя представляют, футурологией и фантазиями, строят сценарии будущего, ища глубинный смысл тех сил, что действуют в настоящем.

По словам Гарднера, будущий город - это город, тесно связанный с космосом, город без светового загрязнения (привет застройке земель близ Пулковской обсерватории), город, в котором можно будет «читать при свете звезд».

Примерно в таких же терминах господин Гарднер на протяжении часа расписывал свое видение того, как будут развиваться будущие мегаполисы и агломерации и вместе с ними сам горожанин. Так, по его словам, будущий город - это город, тесно связанный с космосом, город без светового загрязнения (привет застройке земель близ Пулковской обсерватории), город, в котором можно будет «читать при свете звезд». Город будущего, уверен урбанист, - это новый биотоп, в котором природа и технологии неразрывно связаны вместе, экосистемы внедрены в городскую ткань, а все процессы автоматизированы. При этом человек максимально освобожден от ручного и механического труда, у него появляется время на созерцание, самопознание, саморазвитие и «реальную жизнь».

Например, уже в ближайшую десятилетку полностью автономным должен стать общественный и грузовой транспорт, начнется повальный переход на беспилотный личный. Господин Гарднер уверен (со ссылкой на крупнейших автопроизводителей), что к 2035 году количество беспилотных автомобилей в мире вырастет до 887 млрд, причем автопарк, например, Uber будет состоять на 75% из беспилотников. Автопилоты сократят необходимость в парковочных местах и площади улично-дорожной сети как минимум вдвое, уверен эксперт.  Должна измениться и градостроительная парадигма - жилье не будет монофункциональным и «загоном» в перерывах между работой, но должно стать полноценной средой обитания.

Для гармоничного развития мегаполиса нужно, чтобы город был одновременно Smart (технологический прорыв, тут Петербург давно пытается что-то придумать с IBM), Creative (и это у нас почти есть, если вспомнить все обещания Ирины Бабюк) и Green City (тут у нас сложно, пока научились только не выбрасывать батарейки в общий котел).

Основная мысль, которую уловил «Общественный контроль», - хотя урбанизация и стоит на экономике роста, города должны переходить от парадигмы массового производства (пример опустошенного Детройта, где производство умерло, а сектор потребления выжил) к экономике смыслов, самообеспечения, коворкингам и вовлеченности каждого жителя в принятие решений о городском планировании. В конце концов, по мысли Гарднера, городской субъект должен стать не столько homo economicus, сколько homo romanticus - за технологическим рывком должен следовать и культурный.

Без высоких материй

Слушатели и участники дискуссии быстро спустили голландца с небес на землю. «Вот, господин Гарднер, что на ваш взгляд лучше: канализация в Ораниенбауме, где ее не было никогда, или очередной музей, который хотят открыть в Кронштадте», - с подвохом спросил слушатель, намекая, что до эфемерной вовлеченности горожанина в урбанистическую креатуру неплохо бы нечистоты из-под ног разгрести.

«Вот, господин Гарднер, что на ваш взгляд лучше: канализация в Ораниенбауме, где ее не было никогда, или очередной музей, который хотят открыть в Кронштадте», - с подвохом спросил слушатель.

Борис Юшенков, координатор проектов Центра прикладной урбанистики в Санкт-Петербурге мимоходом заявил, что все, о чем рассказывал голландец, он смог выразить в два раза короче и полнее. Но в главном не согласен: «Мы уходим от ситуации XVIII века, когда люди концентрировались в огромные города для защиты от неприятеля, города будут децентрализироваться и лет через 50 исчезнут. А новые технологии, о которых говорил уважаемый эксперт, в итоге будут иметь для горожан катастрофические последствия», - отрезал урбанист.

Еще одну угрозу для городов увидел глава центра экспертиз «Эком» Александр Карпов, представивший графики демографии Петербурга. В ней - огромные провалы после революции, Великой отечественной войны и «лихих» 90-х. То же было и в Амстердаме - в 1650-м и 1880 годах. «Никакие технологии и концепции не заставят человека отказаться от привычного быта, а вот реальные угрозы - война и болезни - вполне», - уверен эксперт.  При этом эксперты вспомнили, что жители Амстердама после эпидемии холеры в XIX веке сами решили сокращать плотность населения в городе - в качестве профилактики. У нас же в России - все наоборот, но об этом - ниже.

Смотреть на звезды из бывшей промзоны

Рассуждения урбанистов-визионеров о городах будущего воспринимаются с трудом на фоне не менее ярких, но куда более удручающих картинок «города настоящего». Градостроительная и экономическая политика Смольного привела к тому, что целый ряд кварталов из-за хаотичной и некотролируемой жилищной застройки начал превращаться в бетонные человеконакопители без дорог, без зелени, без мест для отдыха, без детских садов и школ. Если говорит в современных терминах Градкодекса, то это получились территории комплексного (в плане масштаба), но неустойчивого развития, в том смысле, что у локации нет именно этой устойчивости - благоприятного прогноза социально-экономического развития территория и благополучия его жителей. И если, по-марксистски, бытие определит сознание детей, родившихся в этих каменных мешках, то за лик петербуржца становится тревожно.

«Общественный контроль» уже подробно писал о том, как застройщик «РосСтройИнвест» окончательно замуровал 55-метровыми заборами высоток огромный жилой массив на месте бывшего 775-го Артиллерийского завода. Одновременно тревогу забили и жители соседнего квартала - Полюстрово 24-27, очень сходного по характеру и, к сожалению, качеству застройки. То же отсутствие благоустройства в принципе, отсутствие детсадов в микрорайоне, дефицит парковочных мест и парковка «в клумбу» - в общем, стандартный набор хорошего, социально ответственного застройщика.

Несколько недель назад жители района даже составили петицию (набрала уже 564 подписи) на имя губернатора Петербурга Георгия Полтавченко с просьбой решить проблему квартала Полюстрово. Сейчас в квартале строится сразу несколько крупных жилых комплексов. Это ЖК «Пифагор» от застройщика «Графит», два дома ЖК «Город Мастеров» от того же «РосСтройИнвеста» (этот жилой комплекс уже становился предметом рекламаций со стороны жильцов), ЖК «Ландыши» от «ЛенСпецСМУ» (холдинг «Эталон»), ЖК «Медалист» от «Лидер Групп» и ЖК «Фламинго» от СК «КапСтрой».  

Как говорят жители, уже в 2018 году весь квартал будет полностью заселен, сюда приедут жить почти 4,7 тысячи семей, но до сих пор для граждан, проживающих в этом квартале, не создано благоприятных условий: нормального подъезда к жилью нет, сами жилые комплексы не соединены внутриквартальными проездами. Дома раскиданы посреди насыпи зараженного грунта с промышленными отходами (по информации активистов, на соседних участках - залежи нерекультивированной почвы от промышленных территорий), что представляет большую угрозу для детей. Дополняет картину классические проблемы с детсадами и школами (их даже не начали строить). «Таким образом, в непосредственной близости от исторического центра города (5 км) мы получаем полностью социально не адаптированный квартал из множества жилых комплексов, находящихся на промышленной помойке, где молодые семьи должны растить детей как светлое будущее России», - патетично говорится в петиции.

Более того, два корпуса «Города Мастеров» и ЖК «Пифагор» уже заселены, но жизнь их мало похожа на ту, которую горожанам обещали в рекламных буклетах. Причем непохожа настолько, что стала даже предметом злободневной заметки всероссийского борца с убогостью и нищетой современной застройки Ильи Варламова, который со свойственной ему предвзятостью, но все равно довольно красочно сравнил квартал с легендарным «Фортом Боярд». Здесь жителям также приходится пройти нелегкие квесты, чтобы вставить ключ в замочную скважину своей квартиры. В том числе такие, как «проплыви до дома по луже», «доберись по раскиданным на грязи доскам до башни старца Фура», а также забеги по бетонным плитам, которые то погружаются под воду, то снова выходят на поверхность.

«Все вышеуказанные проблемы придают ужасающий и депрессивный вид лицу нашего родного города, особенно учитывая территориальное расположение квартала и его близость к центру города накануне важных спортивных международных соревнований, когда туристы из других стран могут увидеть столицу Российской Империи в таком неподобающем статусу города виде», - заключают в петиции активисты, явно неспроста намекая на тайные чаяния властной верхушки.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дарья, владелец небольшого салона красоты, 30 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии