Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.32
Евро 100.28
Юань 1.3

Как связан приговор экс-главе Госсовета Коми с «делом Гайзера»

 Фото: Игорь Бобраков Фото: Игорь Бобраков Недавний приговор в отношении ректора Сыктывкарского университета, экс-спикера Государственного совета Коми Марины Истиховской сейчас бурно обсуждают в республике. Дело на нее было возбуждено вскоре после ареста главы республики Вячеслава Гайзера и ряда других руководителей региона. Глава Следственного управления СКР по Коми Андрей Исаев поспешил заявить, что эти дела не связаны. Но можно ли считать случайным совпадение по времени этих уголовных преследований?

Общая родина

Своей карьерой, которая сначала привела Марину Истиховскую практически на вершину государственной власти в регионе, а затем поставила во главе крупнейшего вуза республики, она во многом обязана опальному губернатору.

Они с разницей в один год родились в Инте. В этом приполярном шахтерском городе закончили среднюю школу и покинули его, чтобы продолжить образование и стать финансистами. Марина Дмитриевна поступила на экономический факультет Сыктывкарского университета, а Вячеслав Михайлович после службы в армии - в Московский экономико-статистический институт.

В 90-е годы они оба работали в банковской сфере, и их пути пересеклись в АКБ «Комибанк». Истиховская служила экономистом в его интинском отделении, а Гайзер - начальником отдела частных вкладов, а затем и вице-президентом этого банка. Возможно, если бы они и дальше продолжили столь успешную карьеру в этой области, их судьбы сложились бы счастливее, но в начале нулевых они начали продвигаться вверх уже по линии госслужбы.

В эти годы, после того как с финансовой помощью известного бизнесмена, будущего мужа певицы Лолиты Милявской Александра Зарубина главой Коми стал Владимир Торлопов, в регионе начала складываться коррупционная система власти. Сам Зарубин временно занял пост главного советника главы РК, но вскоре покинул его, правда - сохранив рычаги влияния.

Гайзер в 2002 году стал заместителем министра финансов Коми, спустя два года уже министром финансов и одновременно вице-главой РК, а в 2009 году - первым заместителем главы республики.

Истиховская, проработав три года в должности главного бухгалтера ОАО «Компания “Интауголь”», избиралась депутатом Госсовета РК и перебралась в Сыктывкар, возглавив парламентский комитет по бюджету, налогам и экономической политике. Через три года она уже спикер республиканского парламента и одновременно секретарь регионального политсовета партии «Единая Россия» в Коми.

Во главе родного вуза

Кресло председателя Госсовета РК, вероятно - вынужденно, Истиховская покинула в 2012 году - через год после ее переизбрания на эту должность. Вместо нее спикером республиканского парламента стал петербуржец Игорь Ковзель - близкий друг действовавшего в то время первого заместителя главы Коми Алексея Чернова. А Марину Дмитриевну, сохранившую депутатский мандат, перебросили на пост ректора Сыктывкарского университета.

Причем весь вклад Истиховской в науку ограничивался кандидатской диссертацией на тему «Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации», которую она защитила через 12 лет после окончания Северо-Западной академии государственной службы. Но, представляя ее кандидатуру на ученом совете, Гайзер - к тому времени уже глава республики - заявил, что Марина Истиховская «зарекомендовала себя как очень грамотный и эффективный управленец».

- Ваш авторитет, ваши наработанные связи позволят вам также эффективно решать те новые и сложные задачи, которые перед вами будут стоять, - произнес губернатор. - Я обращаюсь к профессорско-преподавательскому коллективу с просьбой помочь ей в сравнительно новой для нее деятельности.

«Новые и сложные задачи» - это объединение Сыктывкарского университета со старейшим вузом республики Коми, государственным пединститутом. Против такого слияния выступали многие студенты и преподаватели КГПИ, но реорганизация в целом прошла успешно.

«Желая показать себя»

На одном из судебных заседаний Марина Дмитриевна призналась, что коллектив университета категорически не хотел принимать ее как руководителя, а потому ей пришлось преодолевать сопротивление своих подчиненных. Но опыт финансиста пригодился новому ректору, когда ей пришлось, в частности, решать проблему с убыточным предприятием питания.

Проблема осложнялась тем, что в 2014 году вуз должен был пройти аккредитацию, и руководство университета встало перед необходимостью срочно решать этот вопрос. И тогда ученый совет в конце 2013-го обсудил вместе с ректором возможность ликвидации комбината питания при университете и переход на аутсорсинг. При этом помещения столовых предполагалось сдать в аренду.

Однако Истиховская поступила иначе. В июне 2014 года она без проведения конкурса заключила договор оказания услуг общественного питания студентам и работникам университета с ООО «Торговое предприятие “Бумажник”», которое получило помещения - причем не только столовых - в безвозмездное пользование. На части территорий «Бумажник» занимался коммерческой деятельностью.

Впрочем, как показали на суде свидетели, эти действия ректора ущерба университету не нанесли. Более того - «Бумажник» отремонтировал помещения, взял на себя обязательства по техническому обслуживанию, уборке и оплате коммунальных услуг.

Но следствие и суд посчитали иначе: ущерб университету, по их мнению, составил 12,4 млн рублей в виде стоимости неполученных арендных платежей.

Никакой личной корысти в действиях Марины Дмитриевны не было. Судья Татьяна Барминская все же нашла мотив ее поступков:

- Марина Дмитриевна Истиховская превысила полномочия, желая показать себя эффективным ректором вуза.

Трехгрошовое дело

Гайзера и еще ряд первых лиц республики задержали 19 сентября 2015 года. Спустя два месяца стало известно, что и в отношении Истиховской возбуждено уголовное дело. Ей избрали меру пресечения в виде залога в 5 млн рублей. Помимо незаконного договора с «Бумажником», ей вменили в вину и то, что во время предвыборной компании 2015 года она предоставила в личное пользование московскому политтехнологу Александру Бурбелю одну из служебных квартир и один из университетских кабинетов. В этом эпизоде ущерб вузу составил 67 тысяч рублей.

На время следствия Марину Дмитриевну отстранили от руководства университетом, а в апреле 2016 года она добровольно покинула этот пост.

21 июля нынешнего года Сыктывкарский городской суд приговорил ее к 3 годам и 3 месяцам лишения свободы условно. Она также обязана возместить ущерб в 12,4 млн рублей. Вероятнее всего - Истиховская лишится и депутатских полномочий, как того требует республиканский закон «О статусе депутата в РК».

Компенсация лицами «второго эшелона»

Марина Дмитриевна шла вверх по карьерной лестнице вслед за Гайзером. И падение с этой лестницы у них произошло практически одновременно. Так есть ли связь между «делом Гайзера» и обвинениями в отношении Истиховской?

Доктор политических наук, профессор Сыктывкарского университета Виктор Ковалев признался корреспонденту ОК-информ, что дело Истиховской и приговор ей выглядят весьма мутными.

У следователей есть определенная проблема с доказыванием бандитского характера деятельности республиканской власти под руководством господина Гайзера. И эти проблемы органы следствия пытаются компенсировать уголовным преследованием лиц из «второго эшелона».

- Ранее представитель следственного комитета заявлял, что связи с «делом Гайзера» нет, - пояснил политолог. - Юридически это, наверное, так, но не всегда утверждение «после этого - значит, по причине этого» является ошибкой. Очевидно, что без Гайзера и Ко эта дама никогда бы не смогла стать ректором университета - с какой стати? Также, наверное, неслучайно, что дело против нее было возбуждено после ареста экс-главы.

По мнению Виктора Ковалева, судебный процесс над бывшим ректором нанес серьезный репутационный ущерб университету. Эпизод с политтехнологом при нынешней практике проведения выборов представляется политологу мелочью. А нарушения, подобные незаконному предоставлению помещения столовых, можно найти у любого руководителя.

- Сверхобилие запретов и проверяющих просто душит любую деятельность, - считает профессор. - Единственный факт, который я знаю точно, так это то, что почти весь прошлый учебный год буфет в нашем корпусе не работал, что создавало массу неудобств. Студентам приходилось покупать всякую ерунду из автоматов.

Известный в Коми правозащитник Эрнест Мезак также считает, что одновременное уголовное преследование Гайзера и Истиховской не является случайным совпадением.

- У следователей есть определенная проблема с доказыванием бандитского характера деятельности республиканской власти под руководством господина Гайзера, - заявил Эрнест Мезак корреспонденту ОК-информ. - И эти проблемы органы следствия пытаются компенсировать уголовным преследованием лиц из «второго эшелона», чтобы они, опасаясь реальных сроков лишения свободы, давали показания на первых лиц.

Так это или не так, знают только следователи и те самые «лица второго эшелона».

Фото Игоря Бобракова.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр, инженер-программист, 32 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии