Роспотребнадзор рассказал, как одурачивают потребителей косметических услуг
Как говорится в сообщении Роспотребнадзора, в последнее время растет количество жалоб потребителей на недобросовестные практики заключения договоров купли- продажи дорогостоящей косметики и договоров об оказании косметологических услуг.
Технология должна быть уже хорошо известна россиянам. Сначала потребителю предлагают воспользоваться бесплатной демонстрацией косметологических услуг (массаж, пилинг, уход за волосами и т.д.), после чего вынуждают заключить договор на предоставление аналогичных услуг в будущем (например, на 40 посещений).
Если покупателя заманивают косметикой, то предлагаются тестовые образцы, причем потребительские свойства товара, как правило, необъективно завышены. Кроме того, присутствует и откровенный обман: до подписания договора для усиления мотивации к совершению такой сделки потребителю может предоставляться «профессиональная» информация медицинского характера (о состоянии здоровья волос и кожи, развитии возможных заболеваний, необходимости профессионального ухода, составления плана лечения и т.п.). При этом в обращениях потребителей часто содержатся жалобы на некомпетентность «специалистов», осуществляющих косметологическую процедуру с использованием специальных средств, отсутствие у организации лицензии на медицинскую деятельность и др.
В Роспотребнадзоре отмечают, что для обмана потребителей применяются звуковые и даже осязательные и обонятельные факторы: это шумные, душные помещения, громкая или, напротив, успокаивающая музыка, использование ароматических средств и т.п. Все это отвлекает внимание потребителей, не дает им сосредоточиться, реально оценить потребительскую ценность и нужность предлагаемых товаров и услуг.
Договорная документация по таким сделкам может носить сложный и запутанный характер, часть важной информации выносится в приложения либо «растворяется» в середине многостраничного договора, при этом используются специальные и непонятные потребителю термины. Одновременно клиента торопят с подписанием договора или предлагают подписать документы после устного описания их содержания, изложенного мелким шрифтом.
Затем одураченный потребитель оказывается перед фактом: стоимость оказания товаров и услуг в уже подписанном им договоре, как правило, во много раз превышает финансовые возможности и может доходить до 200-300 тысяч рублей. После этого ему навязывают кредитный договор, а приглашение в косметический магазин или салон сопровождается настойчивой рекомендацией иметь при себе паспорт (который необходим для оформления кредита).
Когда клиент начинает соображать, что он наделал, договор расторгнуть уже практически невозможно.
«Недобросовестными продавцами и исполнителями используется целый ряд юридических уловок, которые существенно затрудняют достижение положительного исхода: представители продавца или исполнителя услуг отказываются получать письменные претензии и жалобы, в договорах не указывается действительный (реальный) адрес хозяйствующего субъекта, договорам присваиваются несвойственные названия, затрудняющие их идентификацию», - уточняют в Роспотребнадзоре.
О том, как можно попытаться отстоять свои права и каков алгоритм действий, говорится на официальном сайте федеральной службы.