Роспотребнадзор подтвердил выводы ОК-информ: шум от ЗСД превышает нормы
«Общественный контроль» получил ответ от Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу на свой запрос, касавшийся уровня шума от Западного скоростного диаметра (ЗСД) на Канонерском острове. Ведомство подтвердило: уровень шума превышен.
Важно отметить, что замеры проводились днем, хотя ночью машины продолжают ездить по ЗСД, а вот предельно допустимые нормы становятся жестче
«При контрольных измерениях уровней шума в ряде квартир установлены превышения в ночное и дневное время, в связи с чем выявлена недостаточность проведенных шумозащитных мероприятий», - говорится в ответе.
Таким образом, Роспотребнадзор подтвердил выводы, сделанные «Общественный контролем» вместе с ученым-акустиком Андреем Ахматовым. Мы провели свои замеры еще в мае. Уровень шума измерялся профессиональной аппаратурой в квартирах жителей Канонерского острова. Шумомер показал около 75 дБА (децибел, корректированных с учетом особенностей восприятия звуков человеческим ухом). Это более чем в три раза превышает предельно допустимые санитарные нормы. Важно отметить, что замеры проводились днем, хотя ночью машины продолжают ездить по ЗСД, а вот предельно допустимые нормы становятся жестче.
В ответе Роспотребнадзора ничего не говорится про уровень шума на территориях, непосредственно прилегающих к жилым домам, хотя санитарные нормы написаны и для них. Согласно нашим измерениям, эти нормы превышены как минимум в полтора раза. И речь идет не о каких-то абстрактных территориях - это самые обычные дворы с детскими площадками, где под нескончаемый шум играют дети.
Такой проект
Возникает вопрос, что дальше. «За выявленные превышения уровней шума в отношении ООО “Магистраль Северной Столицы” применены меры административного воздействия в соответствии с КоАП РФ, дано предписание об устранении выявленных нарушений», - говорится в письме Роспотребнадзора.
«Магистраль Северной Столицы» (МСС) - это консорциум, который построил и эксплуатирует ЗСД. На просьбу прокомментировать письмо Роспотребнадзора там ограничились заявлением: «Строительство объекта производилось в соответствии с проектной документацией, прошедшей все требуемые экспертизы и получившей все положит заключения, в том числе Главгосэкспертизу России. Проектом было предусмотрено, помимо расселения, выполнение шумозащитных мероприятий, таких как шумозащитное остекление, шумозащитные экраны. Эти мероприятия были выполнены в полном объеме».
Другими словами, по проекту все должно быть хорошо. В МСС также говорят, что ведут собственный мониторинг санитарной зоны с привлечением специализированных организаций, но о его результатах не сообщают. Вопрос о перспективах корректировки проекта компания оставила без комментариев. «Если их не ускорять, они будут пять лет это делать», - комментирует директор центра экспертиз «Эком» Александр Карпов.
Кто рассудит?
Однако предписание Роспотребнадзора Александр Карпов считает прогрессом. По его мнению, теперь Роспотребнадзор должен регулярно штрафовать МСС, «чтобы простимулировать МСС к активным действиям».
Жителям Канонерского острова Александр Карпов советует подавать заявление в суд либо о возмещении вреда здоровью, либо морального вреда
«Формально “Магистраль северной столицы” права, - рассуждает эксперт. - Дескать, мы строили по проекту, а во всем виноваты проектировщики. При этом остаются за кадром установки, которые инвестор давал проектировщикам о сокращении шумовой санитарно-защитной зоны. Отлично, пускай делают крайними их, чтобы в следующий раз было неповадно».
Жителям Канонерского острова Александр Карпов советует подавать заявление в суд либо о возмещении вреда здоровью, либо морального вреда. «И чем дольше “Магистраль северной столицы” будет делать свой проект, тем большую сумму компенсации они заплатят жителям за проживание в ненадлежащих условиях», - говорит эксперт.
Он напоминает, что по экологическим искам есть практика Европейского суда. В 2005 году он присудил жительнице Череповца компенсацию в размере 6 тысяч евро за то, что ее семью не переселяли из санитарно-защитной зоны металлургического комбината.
По словам президента Восточно-Европейской ассоциации акустиков, кандидата технических наук Андрея Ахматова, проблему можно решить с помощью установки на трассе полноценных акустических экранов. «Надо полностью закрывать трассу. Это единственный способ, физику не обманешь», - заявляет ученый.
Все решаемо
«Общественный контроль» продолжит следить за развитием событий. Напомним, что после сери публикаций нашего издания сдвинулась с мертвой точки проблема радиационной опасности на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В начале этого года источники радиации были обнаружены в заброшенных военных объектах - ДОТах Карельского укрепрайона. Органы власти долго перекладывали ответственность друг на друга, а «Общественный контроль» находил все новые места, представляющие смертельную опасность для человека.
В итоге два региона наконец приняли программы полного обследования и дезактивации всех дотов на своей территории.