Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

«Ласковый убийца» в Петербурге обогнал СПИД

 Фото: Николай Захаров / РИА Новости Фото: Николай Захаров / РИА Новости От вирусных гепатитов В и С умерло больше людей, чем от СПИД, причем по количеству выявленных заболевших в России лидирует Петербург. Пациентам трудно получить адекватную бесплатную терапию: для этого надо или заразиться ВИЧ, или стать инвалидом, или «дорастить» свою болезнь до тяжелой стадии

Во всем мире от заболеваний, связанных с гепатитами, в 2015 году умерли 1,34 млн человек, в Европе - 170 тысяч. Более 257 млн человек на планете живут с хроническим гепатитом В и 71 млн - с гепатитом С, в Европе около 15 млн человек болеют гепатитом В и 14 млн - гепатитом С.

По традиции 28 июля отмечается Всемирный день борьбы с гепатитом. С учетом роста заболеваемости и тяжести последствий ВОЗ объявила войну «ласковому убийце». О том, как разных странах планируют побеждать гепатит и почему в России так сложно получить адекватную терапию, говорили ведущие российские и зарубежные врачи и пациенты на круглом столе в ТАСС.

Главный инфекционист Минздрава: Ждем реакции на приказ Путина

Главный внештатный специалист Миздрава РФ по инфекционным болезням Ирина Шестакова озвучила данные последних лет: в нашей стране смертность от заболеваний, связанных с гепатитом, в три раза превышает смертность от ДТП. Риск получить рак печени у больного хроническим гепатитом в 20 раз выше, чем у здорового человека. Недаром хронический гепатит называют «ласковым убийцей».

В нашей стране смертность от заболеваний, связанных с гепатитом, в три раза превышает смертность от ДТП. Риск получить рак печени у больного хроническим гепатитом в 20 раз выше, чем у здорового человека

По словам Ирины Шестаковой, заболеваемость в России гепатитом В и С составляет в среднем 50 человек на 100 тысяч населения. За 2016 год заболеваемость снизилась в среднем всего на 5%, однако за январь-май 2017 года вновь наметился ее рост. Пока на 500 человек, но, по словам Ирины Шестаковой, они с тревогой ждут годового показателя.

«Официальных данных по гепатиту С нет, поэтому мы, основываясь на статистике ЦНИИ эпидемиологии, предполагаем, что им болеют около 800 тысяч человек в стране. По данным Роспотребнадзора, заболеваемость составляет 46,5 на 100 тысяч населения. Самый высокий показатель - в Санкт-Петербурге. Но тут надо понимать, что все зависит от выявляемости, поэтому те города, где показатель низкий, вызывают тревогу».

Главный инфекционист Минздрава сообщила, что на 69-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в Женеве признали элиминацию вирусного гепатита первоочередной задачей. Представители правительств 194 стран приняли Глобальную стратегию ВОЗ по борьбе с вирусным гепатитом, которая включает цель по элиминации гепатита B и C в течение следующих 13 лет. Мировое сообщество выразило свою поддержку, начав первое международное движение NOhep, направленное на элиминацию вирусного гепатита к 2030 году.

Врачи рассчитывают к 2020 году снизить заболеваемость гепатитом В и С на 30%, к 2030 году - на 80%. Смертность, соответственно, должна быть снижена на 10 и на 60%

Так, врачи рассчитывают к 2020 году снизить заболеваемость гепатитом В и С на 30%, к 2030 году - на 80%. Смертность, соответственно, должна быть снижена на 10 и на 60%. Медики предполагают это сделать с помощью вакцинации, повышения безопасности переливаемой крови и инъекций, а также снижения риска передачи вируса от матери к ребенку.

Но самая главная проблема - лечение гепатитов. К 2030 году предполагается охватить им 80% всех инфицированных.

«Каждый пятый состоящий на учете нуждается в лечении уже сейчас. На апрельской встрече в Рыбинске президента Владимира Путина с представителями ярославских деловых кругов президент сказал, что средства на устранение хронического гепатита С могут быть выделены, если препараты, позволяющие уничтожить вирус, действительно разработаны, - напомнила Ирина Шестакова. - Президент поручил доложить о решении этого вопроса до 30 сентября 2017 года. Мы очень ждем результатов».

Напомним, на этой встрече один из предпринимателей сообщил, что его фармацевтическое предприятие может выпускать современные эффективные препараты от хронического гепатита С, причем тогда стоимость лечения снизится в 7 раз по сравнению с нынешними космическими суммами. Сейчас, например, стоимость лечения составляет не менее 800 тысяч рублей на человека (не считая анализов). И получить его может только тот, кто уже признан инвалидом, ВИЧ-инфицированный или способный сам оплатить весь курс.

Только в трех странах Европы нет проблем с доступностью лечения

Президент Международного альянса по борьбе с гепатитом Чарльз Гор рассказал, что до недавнего времени на «тихого убийцу» не обращали должного внимания, среди инфекций в приоритете были ВИЧ и малярия. Но когда медики соотнесли статистические данные по смертности, то поняли, что гепатит убил людей больше, чем эти инфекции.

Страны начали бороться с гепатитом, но успехи неоднородны. Есть успехи в Китае, Грузии, Египте, там разработаны выдающиеся планы по контролю заболеваемости. Но в Европе, особенно в восточной, дела обстоят не так хорошо

«Страны начали бороться с гепатитом, но успехи неоднородны. Есть успехи в Китае, Грузии, Египте, там разработаны выдающиеся планы по контролю заболеваемости. Но в Европе, особенно в восточной, дела обстоят не так хорошо. И один из самых неприятных вопросов - стоимость терапии. В Англии, например, курс лечения составляет 11 тысяч фунтов стерлингов. Необходимо перенимать мировой опыт, договариваться с фармкомпаниями. Если они ощутят наш интерес, то услышат наши голоса», - сказал Чарльз Гор.

Из Брюсселя свои данные привела президент Европейской ассоциации пациентов с болезнями печени Татьяна Рейх. Она сказала, что ровно в половине стран - членов ассоциации - вообще нет национальных стратегий по борьбе с гепатитом и лишь в трех странах нет ограничений с доступом к лечению. Это Франция, Голландия и Португалия.

«То есть в большинстве стран доступ к основным эффективным современным препаратам существует только с очень серьезными ограничениями, лекарства получают только пациенты с продвинутыми стадиями», - заключила Татьяна Рейх.

Как заявил медицинский сотрудник Европейского регионального бюро ВОЗ Антонс Мозалевскис, «очень серьезная ситуация в РФ. Для ее решения необходим комплекс мер для определения политики борьбы с гепатитом на национальном уровне».

Главврач Боткинской больницы: «Три процента населения Петербурга инфицированы»

Главный врач Городской клинической инфекционной больницы им. С. П. Боткина Алексей Яковлев рассказал, что ситуация в Петербурге изучалась много лет, и было отмечено выгорание когорты пациентов из-за отсутствия адекватной терапии.

Ситуация в Петербурге изучалась много лет, и было отмечено выгорание когорты пациентов из-за отсутствия адекватной терапии

«Искусственное дотягивание заболевания до фиброза Ф4 не является оптимальным, чем раньше начата терапия - тем лучше. Играет роль недостаточность финансирования. У нас 100 млн рублей на хронических больных выделяет государство, еще 100 млн - деньги из карманов пациентов», - сказал Алексей Яковлев.

В петербургской Боткинской больнице начали применять интерфероны для лечения гепатита еще с конца 1990-х. За это время накопился очень большой контингент больных, когда фиброз печени доходит до 4-й стадии или цирроза. При этом при фиброзе нулевой, первой стадии можно излечить человека фактически полностью. Но делать это приходится за счет самих пациентов, потому что дорогие противовирусные препараты прямого действия положены не всем.

Аналогичная ситуация в Новосибирске (третьем городе из пятерки лидеров по заболеваемости). «Прирост идет все последние годы. Доступ к прямым противовирусным препаратам ограничен. Доходит до того, что людям приходится делать трасплантации и ретрансплантации печени, потому что лекарств крайне мало», - сказала замглавврача городской инфекционной больницы № 1 Яна Ульянова.

Чтобы получить лечение, надо почти умереть

По-настоящему шокирующими стали признания представителей пациентских организаций. Как рассказал председатель правления организации «Вместе против гепатита» Никита Коваленко, бесплатный российский скрининг рубится на корню тем, что пациентам с выявленным гепатитом идти фактически некуда - из семи положенных для точной диагностики заболевания анализов по ОМС доступны только два, а остальные можно сделать или за немалые деньги (от 7 до 10 тысяч), либо и вовсе ехать за ними в другой город.

В России около 1 млн 780 тысяч больных хроническим гепатитом, из них около 680 тысяч состоят на диспансерном учете. Однако лечение могут получить только 3% больных, то есть не более 56 тысяч

Например, в Майкопе вообще нет фиброскана - одного из обязательных компонентов диагностики. И что делать дальше, тоже никто из пациентов не знает, так как наступает пресловутая очередность лечения, когда бесплатную терапию не интерферонами, а современными препаратами прямого действия, могут получить люди с уже тяжелыми стадиями.

«В России около 1 млн 780 тысяч больных хроническим гепатитом, из них около 680 тысяч состоят на диспансерном учете. Однако лечение могут получить только 3% больных, то есть не более 56 тысяч. Сферу гепатитов регулируют большее 60 нормативных актов, а единого алгоритма нет», - говорит Никита Коваленко.

Петербуржец Алексей Лахов, представляющий пациентскую организацию «Ева», спросил у главного инфекциониста страны, почему нельзя включить современные противовирусные препараты прямого действия в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препараты (ЖНВЛП). Это бы дало возможность врачам закупать дорогие препараты для больных гепатитом и начинать лечение, не дожидаясь фактически полураспада больного.

Ирина Шестакова ответила: «У нас за несколько лет сложилась ситуация, когда при процедуре госзакупок все опирается на перечень ЖНВЛП, хотя в РФ нет ни одного нормативного документа, ограничивающего их выписку по системе ОМС. То есть они должны и могут закупаться и выписываться в формате лечения по системе обязательного медицинского страхования. Все остальное - отговорки. Плюс от включения в список ЖНВЛП только один - что на такой препарат цена фиксируется. А вот будут ли включены эти препараты от гепатита в список в нынешнем году - не мой вопрос, это решает специальная комиссия».

Чтобы получить бесплатное лечение, надо заразиться ВИЧ или стать инвалидом. Других схем бесплатного лечения нет

Еще более жуткие вещи рассказывает президент Всероссийского общества гемофилии Юрий Жулев - его самого заразили гепатитом в 3-летнем возрасте при переливании крови, и таких среди братьев по несчастью - 95%. Сюда же относятся онкологические больные, стоящие на гемодиализе - словом, в группе риска все, кому часто переливают кровь.

«И это уже ответственность государства. Во многих странах есть поддержка, есть ранний доступ к лечению гепатита С. А у нас получается парадокс: чтобы получить бесплатное лечение, надо заразиться ВИЧ или стать инвалидом. Других схем бесплатного лечения нет. И при этом гепатит считается социально значимым заболеванием», - сказал Юрий Жулев.

Пациенты требуют, чтобы государство изменило отношение к теме гепатита, разработало план взаимодействия с фармпроизводителями, провело переговоры с ключевыми игроками этого рынка, вычленило группы пациентов, которые нуждаются в лечении в первую очередь, а также развернуло систему оказания бесплатной медицинской помощи к каждому пациенту, а не только к ВИЧ-инфицированному или инвалиду.

«У нас в стране огромный серый рынок дженериков, это прямой укор государству, но мы не можем выступить против серого рынка, потому что сейчас люди стоят перед дилеммой: продать квартиру, машину, заразиться ВИЧ - или умереть».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Юля, сотрудник офиса, 22 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии