Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Перепланировка: преступление без наказания

 Фото: Сергей Беляков / РИА Новости Фото: Сергей Беляков / РИА Новости До конца года Минстрой обещает принять поправки в законодательство, ужесточающие ответственность за незаконные перепланировки в жилых домах. «Общественный контроль» узнал, как борются с этим сейчас, какие пробелы в законодательстве и правоприменительной практике существуют и как сделать перепланировку законопослушному человеку

Тему незаконных перепланировок обсуждает сейчас вся страна именно благодаря Петербургу - здесь недавно произошел вопиющий случай: рабочие, делавшие ремонт в квартире одного из домов Петроградского района, задели несущую колонну, в результате чего она обвалилась. На четырех этажах, расположенных выше, деформировались перекрытия, и несколько квартир стали непригодны для проживания. Возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 216 УК РФ (Нарушение правил безопасности при ведении строительных работ), владелец квартиры отправлен под домашний арест.

На инцидент (к слову, не первый в таком роде) отреагировало Министерство строительства и ЖКХ. «Будет очень жесткая ответственность за незаконную перепланировку, причем как в жилых помещениях, так и в нежилых», - заявил замминистра Андрей Чибис. Он добавил, что также будет решен вопрос о доступе жилищных инспекторов в те помещения, где есть подозрения на проведение несогласованных работ.

Пробелы в законодательстве действительно есть, признают эксперты. Еще больше пробелов - в правоприменительной практике. «Общественный контроль» попытался понять, как происходят перепланировки в Петербурге, на примере Центрального района.

По закону

Предположим, что вы - законопослушный собственник квартиры, пожелавший сделать ее перепланировку. Вам необходимо сделать проект в любой проектной организации по вашему выбору. Этот проект вы несете в Межведомственную комиссию (МВК) своего района (можно направить его через МФЦ). И ждете 45 дней.

С начала года в МВК поступило около 300 проектов, и примерно по половине выданы отказы

«Так складывается практика, что отказов у нас, к сожалению, больше», - констатирует начальник сектора по обеспечению деятельности МВК Центрального района Павел Курашев. По его словам, с начала года в МВК поступило около 300 проектов, и примерно по половине выданы отказы. Это происходит как по формальным признакам, например, документы не подшиты должным образом, так и в связи с банальными ляпами.

«Большая часть отказов, к сожалению, - это именно ляпы в документации, - рассказывает Павел Курашев. - Очень часто приходит проект перепланировки жилого помещения по конкретному адресу. В пояснительной записке и в чертежах мы видим адреса других объектов. Как это получается? Проектировщик, видимо, торопится, у него есть некий шаблон, под который он подгоняет другие проектные решения, но не всегда успевает его исправлять. У нас были случаи, когда был указан адрес перепланировки в Москве. Бывают ошибки, когда путают проектные решения. Например, приносят проект перепланировки квартиры, а в пояснительной записке предусматривается ремонт кровли. Как так происходит, непонятно. И таких ляпов очень много».

Во избежание таких ситуаций специалист советует собственникам читать документы, которые подготовили для них проектировщики. Но это еще не все. «Многие считают, что, согласовав проект, они согласовали перепланировку, - продолжает Павел Курашев. - Это не так. В соответствии с требованиями Жилищного кодекса, завершение перепланировки и переустройства подтверждается актом приемочной комиссии».

В соответствии с требованиями Жилищного кодекса, завершение перепланировки и переустройства подтверждается актом приемочной комиссии»

Вышеописанная схема применима к «обычному» дому. Не секрет, что часто улучшить планировку своей квартиры хотят жители домов-памятников. В этом случае им прямая дорога в Комитет охраны памятников (КГИОП).

Законодательство об охране объектов культурного наследия разрешает их приспособление для современного использования. Переустройство и перепланировка попадают под разряд такого приспособления, говорит замначальника отдела Центрального района Управления по охране и использованию объектов культурного наследия КГИОП Андрей Смелков.

«Для всех видов приспособления объектов культурного наследия есть порядок, - рассказывает он. - Получение задания от нас, согласование проектной документации, получение разрешения, проведение работ под нашим контролем и под контролем других организаций и приемка объекта. После чего уже с актом приемки гражданин, выполнивший перепланировку, идет в МВК и получает от них разрешительную документацию».

Еще один вид разрешенных работ в домах-памятниках - противоаварийный ремонт, который проводится в безотлагательном порядке и согласовывается быстрее. «Для этого достаточно получения задания и разработки рабочей документации, на которую сразу же получается разрешение, - объясняет Андрей Смелков. - Но мы все равно контролируем, смотрим. И акт приемки получается так же, как при приспособлении. Но есть одно но. В случае, если в рамках проведения работ затрагиваются конструктивные и прочностные характеристики здания, необходимо получать разрешение на строительство».

Вне закона

Увы, далеко не все граждане готовы действовать по вышеописанным правилам. Ежегодно в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ) по Петербургу поступает около 3 тысяч заявлений граждан о незаконной перепланировке. Инспекция возбуждает административные дела, по которым граждан «сурово» наказывают. Размер штрафа составляет всего 2 тысячи рублей.

«Но, кроме наложения штрафа, достаточно незначительного, мы направляем материалы в администрацию района, чтобы она как орган, согласующий перепланировки, обязала владельца либо вернуть все в прежнее состояние, либо доказать, что его проект безопасен», - говорит заместитель начальника ГЖИ по Петербургу Юрий Кузин.

Ежегодно в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ) по Петербургу поступает около 3 тысяч заявлений граждан о незаконной перепланировке

«За этот год пять исковых требований уже были удовлетворены судами, и нерадивых собственников обязали привести работы в соответствие», - комментирует Павел Курашев.

Более серьезные меры может принять КГИОП за незаконную перепланировку домов-памятников. «У нас действительно предусмотрена очень серьезная ответственность за нарушение требований госохраны в сфере сохранения объектов культурного наследия, - рассказывает юрисконсульт КГИОП Юлия Богачева. - Законодатель не делит, произведены нарушения в целом на объекте культурного наследия или только в квартире. Комитет вправе возбуждать дела об административных правонарушениях, которые рассматриваются судами общей юрисдикции, и штраф составляет от 15 тысяч рублей до 60 млн рублей. Ответственность установлена как для физических лиц, так и для юридических».

Более того, за уничтожение объекта культурного наследия предусмотрена уголовная ответственность с наказанием вплоть до шести лет тюрьмы. Но Юлия Богачева признает: статья эта экзотическая. За последние пять лет она помнит только один приговор по ней в Петербурге - по делу о незаконной мансарде на Миллионной ул., 4.

Вот только снести эту незаконную мансарду до сих пор никак не удается, хотя соответствующие решения суда также вынесены. Не помогают ни совещания со службой судебных приставов, ни запросы в Минюст, признает Юлия Богачева. «Со взысканием штрафов и неустоек проблем практически нет, у нас достаточно высокий процент взыскиваемости, потому что определенные механизмы действующим законодательством заложены, - рассказывает она. - С понуждением исполнить обязательства сохранить в натуре сложнее, особенно если ответчиком является физическое лицо, поскольку действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение решения суда только для должностных лиц».

Беспредел

Есть еще одна категория «перепланировщиков», которая действует совсем нагло: просто не пускает контролирующие органы в свое помещение, где ведутся работы. Частная собственность у нас, как известно, священна.

«У нас нет возможности остановить неправомерные действия, хулиганские или еще какие-то», - признает Юрий Кузин, но тут же советует: обращайтесь в полицию. «Сегодня только полиция может войти в квартиру и принять какие-то меры к тому, кто шумит», - говорит он.

Не в жилье

Еще менее урегулирована в настоящий момент ситуация с перепланировками нежилых помещений. Нередко квартиры на первых этажах переводят в нежилой фонд и превращают в кафе или магазины. Зачастую это сопровождается сносом мешающих стен. Но контролировать, что происходит в нежилых помещениях, ГЖИ не может. Более того, нет даже символического штрафа.

Полицейским далеко не всегда хочется выяснять, законно ли ведутся работы в какой-нибудь квартире

«Отсутствует административная ответственность за самовольные работы по переустройству и перепланировке в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных доме. Но закон-то есть, что нужно соблюдать все требования, которые предъявляются и к производству этих работ и к технологии», - замечает Юрий Кузин.

По его мнению, следить за всем, что происходит в многоквартирном доме, должна управляющая компания. «Управляющая организация сегодня по закону несет ответственность за создание благоприятных и комфортных условий граждан в своем доме. Ее для этого нанимают, а не для того, чтобы она только подметала», - говорит Юрий Кузин. А если она не этого не делает, то здесь уже ГЖИ готова вмешаться.

В общем, законы есть, но работают они не всегда, признают эксперты. Так, полицейским далеко не всегда хочется выяснять, законно ли ведутся работы в какой-нибудь квартире. То же самое касается управляющих компаний. Так что остается либо ждать новых законов от Минстроя, либо учиться пользоваться существующими.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ризван, продавец техники, 25 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии