Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Дмитрий Месхиев продолжает шокировать и возмущать псковичей

 Фото: Сергей Некрасов Фото: Сергей Некрасов Оптимизация псковской культуры под руководством Дмитрия Месхиева опять погрязла в очередном скандале. Общественность региона продолжает возмущаться недавней отставкой худрука Академического театра драмы Александр Кладько. Самое главное -  никто не понял причину этого. Ожидалось, что на своей пресс-конференции экс-глава комитета по культуре Петербурга объяснит свои действия, но его ответы на вопросы совершенно не прояснили ситуацию

Как гром среди ясного неба

Три года назад в Пскове начался масштабный эксперимент по оптимизации сферы культуры. Суть его заключалась в том, чтобы объединить под одной крышей филармонию и два областных театра - Академический и театр кукол. Цель - избавиться от финансово-затратной административной надстройки, сосредоточив все внимание на реализации творческих проектов, повысив до немыслимых высот рентабельность предприятия.

В мае 2015 года объединение возглавил (без конкурса) заслуженный деятель искусств РФ, известный кинорежиссер Дмитрий Месхиев. Являясь советником губернатора по культуре, он фактически руководит этой сферой. В частности - ему принадлежала идея перевести областное управление культуры и театр кукол из исторических зданий в неприспособленные, требующие ремонта помещения.

Чем вызвана необходимость такого переселения - в Пскове пока так и не поняли. Как не поняли и то, почему накануне нового театрального сезона не был продлен контакт с художественным руководителем театра Александром Кладько. Напомним, что Александр Иванович приехал в Псков по личному приглашению губернатора в 2015 году, а с августа 2016-го по просьбе творческого коллектива его назначили худруком.

В последнем сезоне под его началом на псковских подмостках было представлено 16 новых спектаклей. К слову, последний, «Усвятские шлемоносцы», был весьма прохладно оценен либеральными СМИ, зато был очень тепло принят зрителями. Впереди были новые планы, надежды, но громом среди ясного неба стало решение г-на Месхиева разорвать договорные отношения с Кладько. И это при том, что последний уже перевез семью в Псков, устроил старших детей в школу - все говорило, что человек решил связать свою творческую биографию с «народным домом» имени Пушкина надолго.

Те, кто хорошо знает жизнь закулисья, недоумевали еще и потому, что руководитель театрально-концертной дирекции Дмитрий Месхиев стал крестным третьего ребенка Александра Ивановича. Немудрено, что выдворение худрука вызвало немалый скандал в околотеатральных кругах, поэтому журналисты с нетерпением ждали пресс-конференцию, на которой Дмитрий Дмитриевич обещал дать необходимые пояснения.

Вез вины виноватый

Свой разговор с прессой г-н Месхиев начал с отеческого увещевания: не очень понимаю, что это вы, господа, так возбудились?

- Был контракт с человеком на один год, официально подписанный. Любой работник понимает, что контракт могут продлить, а могут не продлить… Поверьте, с театром никаких катаклизмов не случится, - закончил свою короткую преамбулу Дмитрий Дмитриевич.

Руководитель дирекции реально поплыл, демонстрируя свою, скажем деликатно, некомпетентность как в театральном процессе, так и в обязанностях должностей штатного расписания.

Но почему все-таки он расторг договор? И тут руководитель дирекции реально поплыл, демонстрируя свою, скажем деликатно, некомпетентность как в театральном процессе, так и в обязанностях должностей штатного расписания. Заявив, что Кладько «добротный режиссер», Месхиев тут же заметил, что кроме этого «нужно заниматься хозяйством, нужно заниматься вывозом мусора, нужно заниматься чистотой в здании, нужно заниматься какими-то административно-общественными обязанностями, нужно заниматься финансами…».

Спору нет: хозяйство вести необходимо. В этой связи возникает закономерный вопрос: а есть ли в должностных обязанностях худрука параграф о том, что именно он должен договариваться с теми же сантехниками по поводу ремонта, допустим, туалетов и других подсобных помещений? Нет. Его главная задача - репертуар, художественная концепция, творческие муки, но никак не контроль за деятельностью дворников или соблюдение финансовой дисциплины. Которую, к слову, г-н Месхиев сам же и нарушил: по окончании сезона актерам впервые за многие годы не были выплачены отпускные. И это прямая обязанность (в данном случае - вина) руководителя дирекции, главного бухгалтера - всех, кто отвечает за финансовую составляющую процесса.

Тем более что театр не является юридическим лицом.

«Старик», ты не прав…

Далее в упрек Кладько было брошено то, что он не ставит классику и тащит на псковскую сцену спектакли, которые ранее уже где-то обкатал. Не исключено, что здесь Дмитрий Дмитриевич тоже не в курсе, но в театральной среде спектакль, перенесенный со столичной сцены на провинциальные подмостки, выражаясь языком Довлатова, «будничное явление наших будней», что ненаказуемо и - опять же - говорит о некомпетентности кинорежиссера в чуждой для него сфере.

Узнав о том, что Кладько не будет работать в новом сезоне, актеры провели тайное голосование, итог которого показали, что 99% коллектива готовы продолжать работу с Александром Ивановичем.

Что же касается классики, без которой псковский критик не может дышать, то еще в начале июня в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» было подробно рассказано о новом репертуаре псковских «академиков». В этом списке был и Гоголь, и Бунин, не было только… пьесы Максима Горького «Старик», которую собирается вытащить в следующем сезоне на подмостки г-н Месхиев. Видимо, как антитезу репертуарной концепции отставленного худрука. Правда, осталось непонятно, чем она так приглянулась Дмитрию Дмитриевичу. Но гораздо важнее, что нет ответа на вопрос: почему все-таки (на самом деле) псковский театр будет жить и работать в предстоящем сезоне без художественного руководителя?

В самом деле, если смотреть на ситуацию с юридической точки зрения, все чисто - комар носа не подточит. Но так и хочется спросить: если творческие методы и стиль Кладько вели театр к застою, то почему Дмитрий Дмитриевич в течение всего сезона не пытался остановить «безумные» творческие эксперименты?

Кстати, с недоумением восприняла уход мастера и труппа. Любопытная деталь: узнав о том, что Кладько не будет работать в новом сезоне, актеры провели тайное голосование, итог которого показали, что 99% коллектива готовы продолжать работу с Александром Ивановичем.

Наверное, можно было пройти мимо этого скандального случая, если бы не одно «но»… Несколько лет назад уже было нечто подобное: когда г-н Сенин - тогдашний главреж театра (тоже протеже губернатора) с полицией, под руки вывел из «пушкинского дома» народного артиста России Вадима Иосифовича Радуна. Чем не угодил «прогрессивному режиссеру» патриарх, который отдал областному театру почти сорок лет своей жизни, - до сих пор непонятно. Увы, но присутствовавшие при этой омерзительной сцене высшие чиновники региона сделали вид, что ничего не заметили. В этот раз, слава богу, обошлось без полиции. И на том спасибо.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Даниил, школьник, 14 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии