Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Гид для родителей: как помочь ребенку с выбором профессии

 Фото: Вероника Якушкина / Интерпресс Фото: Вероника Якушкина / Интерпресс Вопрос выбора специализации для старшеклассника стоит особенно остро, как ни парадоксально, перед началом учебного года. Практика показывает, что немало студентов-первокурсников обращается к специалистам по профориентированию уже после поступления. Чтобы избежать метаний во время учебы, лучше проанализировать желания и способности подростка заранее

Тест на определение подходящей человеку профессии пока является необязательным в отечественном образовательном процессе. Однако такая услуга есть, она позволяет подросткам и студентам избежать разочарований во время учебы и в дальнейшем - на рабочем месте. К тому же, если у россиян есть шанс получить первое высшее или среднее профессиональное образование за бюджетные деньги, то второе и последующие придется оплачивать из собственного кармана. Таким образом, риск неправильного выбора является не только психологическим и временным, но и финансовым.

Выбор специализации неминуемо повлияет на то, насколько успешно выпускник найдет себе работу. Как ранее писал OK-информ, в среднем по городу уровень трудоустройства недавних студентов составляет около 80%. Это больше, чем общероссийский уровень в 75%. Однако то, что пятая часть выпускников не работает по специальности, - тревожный показатель.

Профориентирование - что это такое

Для обывателя это психологический тест, который на выходе должен определить личностные особенности человека, его характер, его предпочтения и естественные склонности, а также дать «карту подходящих профессий».

Современные тесты тонко оценивают профессиональную направленность, учитывают личностные особенности, возрастные изменения

«Тест “Профориентатор” разработан нашим научным руководителем, профессором Александром Шмелевым, чье имя известно в этой сфере. Вначале в течение часа ребенок отвечает на вопросы теста за компьютером, после чего программа выдает результаты. Мы их распечатываем и общаемся с ребенком и его родителями. Мы выясняем бэкграунд ребенка, в каком окружении он растет. Скажем, каков его шанс двигаться в сторону медицины, если он растет в окружении экономистов и инженеров. Мы можем столкнуться с таким феноменом, как “ловушки выбора”. Здесь уже в работу вступает психологическое консультирование и искусство психолога развести у ребенка то, что он действительно хочет, от того, что является внешним», - рассказывает Юлия Тамбовцева, основатель филиала Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» в Санкт-Петербурге.

После такой беседы специалисты могут либо дать рекомендации по конкретному выбору, либо предложить профориентирование через практическое соприкосновение с профессией.

«Каждый случай индивидуален, и нет универсальных тестов, дающих стопроцентный ответ на выбор будущей профессии. Современные тесты тонко оценивают профессиональную направленность, учитывают личностные особенности, возрастные изменения. И поэтому с большой долей вероятности можно полагаться на результаты проведенных исследований при выборе будущей профессии», - считает Татьяна Кононова, психолог Городского консультативно-диагностического центра для детей «Ювента».

Когда стоит начать

Сегодня намечается тенденция к «омоложению» аудитории тестирования. Юлия Тамбовцева поделилась, что если шесть лет назад большинство обращений в центр было от 11-классников, то сегодня чаще всего приходят учащиеся 8-9 классов. «Тренд сегодняшнего дня в том, что больше в профориентировании нуждаются учащиеся 8-9 классов, так как система школьного образования вынуждает к 10 классу определиться со специализацией», - поясняет она.

Инициаторами прохождения теста обычно выступают родители. «Тест выявляет интересы ребенка, особенности его личности и способности. И эту информацию, конечно же, накладываем на актуальный рынок труда, чтобы ребенок не просто смог найти свое призвание, но и успешно устроиться на работу», - говорит Юлия Тамбовцева. 

Психологи предлагают проходить такие тесты раньше и наблюдать за результатами в динамике, так как ребенок растет, у него формируется психика, меняются предпочтения и желания.

Рекомендуется проводить диагностику раз в год в течение трех лет. Результаты теста 16-летнего подростка будут значительно отличаться от полученных результатов в 18 лет

«Можно проводить профориентацию начиная с 10-летнего возраста. Конечно, профессия не будет выбрана, но это поможет понять, в каком направлении двигаться, и будет способствовать развитию целеполагания. Здесь должен быть динамичный подход. Рекомендуется проводить диагностику раз в год в течение трех лет. Результаты теста 16-летнего подростка будут значительно отличаться от полученных результатов в 18 лет», - комментирует Татьяна Кононова.

Профориентирование ребенка в школьном возрасте помогает в выработке правильной мотивации к обучению. «Как показывает исследование HH и города детских профессий “Кидбург”, основной пик родительского беспокойства приходится на период взросления ребенка с 10 до 14 лет. Именно в это время у детей - а еще чаще у их родителей - начинает расти интерес к вопросам профориентации», - рассказывает Юлия Сахарова, директор HeadHunter по Северо-Западу.

У взрослых нередко появляется тревога из-за нехватки информации - какие же профессии будут востребованы через 10-15 лет - и отсутствия у ребенка ярко выраженных склонностей. Каждый пятый родитель признается, что не может помочь сыну или дочери с выбором профессии, так как не обладает достаточно полной информацией о рынке труда настоящего и будущего. «Самое интересное, что 60% родителей подростков после 14 лет видят необходимость в более раннем знакомстве детей с трудом и, возможно, с будущей профессией - до 10 лет. Классические тесты по профориентации, конечно, в младших возрастных группах будут лишними, а вот игровая форма для развития сильных сторон ребенка подойдет идеально», - считает Юлия Сахарова.

Можно ли доверять результатам теста?

Сегодня на рынке насчитывается около 40 тысяч совершенно разных специальностей: от не требующих никакой квалификации до высококвалифицированных и редких. Однако ни один тест не будет учитывать их все, он ограничится средним набором по рынку в 100-200 специальностей. Еще один недостаток тестов на профориентацию в том, что они не включают в себя новые профессии и изменившиеся требования к традиционным.

«Сам по себе профориентационный тест служит лишь одним из инструментов в процессе самоопределения, но никак не панацеей. Более того, развивающиеся тренды на рынке труда предвещают изменение практически всех традиционных профессий, и в дальнейшем более важным и решающим фактором при трудоустройстве будет не конкретный диплом/профессия, а индивидуальная конфигурация различных навыков и опыта, в том числе на стыке различных дисциплин: например, юриспруденции и ИТ, биологии и управления, программирования и психологии», - прогнозирует Юлия Сахарова.

С другой стороны, ориентироваться только на то, какие профессии будут пользоваться популярностью и где будут предлагать самую высокую зарплату, тоже ошибка. Скажем, если подросток проявляет интерес и склонность к профессии юриста - а спрос на нее уже в три раза меньше, чем на специалистов сферы IT - не нужно мешать ребенку следовать зову сердца. Высокопрофессиональные специалисты, которые искренне интересуются своей сферой, будут востребованы всегда. 

Городские программы

Город, в свою очередь, активно принимает участие в помощи школьникам и студентам с правильным выбором профессии. По словам Людмилы Колдуновой, начальника отдела профессионального обучения, профориентации и психологической поддержки Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, ежегодно профориентирование через городскую структуру проходят около 60 тысяч человек. Причем городская Служба занятости предоставляет эту услугу совершенно бесплатно, в то время как частные компании в Петербурге предлагают определиться с будущей профессией в среднем за 3 тысячи рублей и больше.

Ничто так не помогает в выборе профессии, как непосредственно внедрение в саму профессию. Попробовать, почувствовать, сделать что-то своими руками

Также Комитет по труду реализует программу по профессиональной ориентации с целью развития научно-технического творчества. «По мнению самих учащихся, ничто так не помогает им в выборе профессии, как непосредственно внедрение в саму профессию. Попробовать, почувствовать, сделать что-то своими руками. Мы отбираем на первом этапе ребят, которые склонны к научно-техническому творчеству. На втором этапе они в командах работают над своими техническими проектами, а на третьем этапе презентуют свои изобретения и изделия реальным работодателям», - рассказывает Людмила Колдунова.

Этот проект осуществляется на площадке креативного пространства Фаблаб Политех. На его территории есть техническое оборудование, фрезерные станки, граверы, 3D-принтеры - весь инструментарий, который позволяет школьникам окунуться в инженерный практикум.

По мнению психологов, подобное погружение в профессию гораздо эффективнее теоретического теста. Но чтобы стать участником такой бесплатной программы, нужно пройти отбор. За три года это удалось сделать 419 учащимся из 49 школ Петербурга.

Студентам Комитет по труду предлагает поучаствовать в программах «Первый шаг в карьере» и «Стажировки и практики». В первой из них желающим предоставляется шанс пообщаться с работодателями, посетить предприятия, пройти тренинги и узнать, что нужно от студента для получения работы в будущем, какие навыки и компетенции стоит развивать заранее. Вторая программа дает возможность найти на сайте подходящее предложение о стажировке.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Леха, студент, 19 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии