Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Главный архитектор Сыктывкара Владимир Рунг: Город должен дышать

 Ирина Кнутас/«Комиинформ» Ирина Кнутас/«Комиинформ» Владимир Рунг - один из самых молодых и самых амбициозных главных архитекторов столицы Коми за последние десятилетия. Ему 33 года, и, прежде чем занять эту должность два года назад, он успел спроектировать и воплотить в жизнь въездную группу «Сыктывкар», конгресс-холл и гостиницу Финно-угорского этнопарка в Ыбе, фасады бассейна «Орбита» и сыктывкарского крытого ледового катка. На новом посту ему удалось подновить Кировский парк и подготовить реконструкцию Мичуринского парка, упорядочить наружную рекламу. Впрочем, главные свершения еще впереди

- Владимир Якубович, вы уроженец Сыктывкара. Что вам с раннего детства и юности нравилось в родном городе, а что вызывало раздражение?

- В детстве мне Сыктывкар казался большим городом, поскольку жил я в пригородном поселке Верхняя Максаковка. В город ездил в бассейн, за покупками с родителями. При этом меня раздражал переизбыток нестационарных торговых объектов, лавочек, возле которых скапливались не самые приятные люди. Это была середина 90-х годов. О качестве архитектуры я тогда не очень задумывался, поскольку не с чем было сравнивать.

- Но сейчас-то вы уже опытный архитектор - и вам есть с чем сравнивать.

- Да, сейчас у меня уже сложилось определенное мнение. Мне нравится подход к градостроительству, сложившийся в советское время - до 1959 года. Тогда строили надолго - и получение прибыли на первом месте не стояло. Поэтому здания получались интересными и качественными. Неслучайно же они без капитальных ремонтов дожили до наших дней. Конечно, и в современной архитектуре есть достойные примеры, но их не так много.

- Когда вы шли на свою нынешнюю должность, у вас были идеи по поводу того, что можно было бы изменить в архитектурном облике города?

- На самом деле таких мыслей много. Вот только на пути к воплощению они встречают трудности и препятствия, а потому приходит понимание: что можно сделать, а чего нельзя. Например, в городе много визуального мусора - неудачной наружной рекламы, неправильных вывесок, обветшалых фасадов зданий. Все это плохо влияет на психологическое состояние человека и на всю его жизнедеятельность. Есть проблемы со структурой застройки. В советские времена строительство было строго структурировано. Хорошие возникали кварталы или серые из панельных домов - это другой вопрос. Главное - структура была. В наши дни можно привести много примеров совершенно бесструктурной застройки. Есть свободный участок - ставим туда дом. Как он будет сочетаться с рядом стоящими домами, мало кого интересует. Это, с моей точки зрения, неправильно. Надо иметь четкую концепцию, как будет развиваться город.

- Мы подошли к проблеме «городских паразитов», как вы сами когда-то обозвали точечную застройку.

- Да-да, все верно.

- А в чем причина этой болезни?

- Причина кроется в законодательстве и ошибках градостроительной политики. Есть немало территорий, принадлежащих муниципалитету, которые выдавались в аренду или в частную собственность под строительство. Иногда это было вполне оправданно, если, к примеру, действительно требовалось построить жилой дом. Но есть участки, которые не следовало бы отдавать под строительство каких-то объектов. Например, на перекрестке улиц Карла Маркса и Красных партизан перед многоэтажным жилым домом возвели трехэтажное торгово-офисное здание. Я считаю, что эта территория не должна была попадать в руки застройщиков.

- Это упущение властей или имела место коррупция?

- Вполне возможно и то, и другое. Я не берусь разбираться, как это случилось. Я высказываю свое мнение по уже случившемуся факту. Такие вещи недопустимы. Город должен иметь широкие улицы, открытые участки. В общем, он должен дышать. Нельзя современный город превращать в средневековый, когда застраивался каждый пятачок, по узеньким улицам сложно пройти, не то что проехать.

- С другой стороны, строить точечно выгодно. Есть готовая инфраструктура…

- Безусловно, удобнее строить там, где уже все есть.

- Но эту болезнь можно победить?

- Думаю, да. Если будет разумная политика.

- Разумная политика предполагает наличие генерального плана развития города. И такой план был принят в 2009 году. Над его разработкой целых два года трудился Санкт-Петербургский научно-проектный институт пространственного планирования «ЭНКО». Он предполагал, в частности, создание этнографического парка на Красной горе, расселение Заречья и возведение там бизнес-центра (своего рода «Сыктывкар-сити»), строительство моста через Сысолу в районе улицы Пушкина, ввод троллейбусной линии. За прошедшие годы не только ничего подобного не сделано - нет даже намека, что это будет сделано в ближайшем будущем. Так нужны ли такие планы?

- В любом случае - мы должны видеть перспективу. На тот момент она виделась так, но со временем план может претерпевать изменения в ту или иную сторону. Понятно, что многое связано с деньгами. Нарисовать можно все что угодно: и «Сыктывкар-сити» в Заречье, и этнопарк на Красной горе…

- Но разве не было с самого начала ясно, что это замки на песке? Зачем принимать утопические планы?

- Мы сейчас можем только предполагать, почему так было сделано. Наверное, тогда все это считалось в определенном будущем возможным. Хотя понятно, что все масштабные проекты требуют больших средств.

- А сейчас этот генплан уже похоронен или вы как-то на него ориентируетесь?

- Конечно, ориентируемся. Тем более что он уже претерпевал изменения в 2015 году. Какие-то вещи законсервированы - тот же бизнес-центр в Заречье. Когда-нибудь может появиться его финансирование? Может. Но не в данный момент. Но некоторые правильные заложенные в план идеи пусть медленно, но осуществляются. Например, пробить улицу Первомайскую до Печорской. Первомайская должна стать крупной транспортной артерией. То же самое касается продление бульвара вдоль улицы Свободы до Первомайской. В перспективе это остается. Что-то в плане поменяли. В центре города находится много частных деревянных домов с печным отоплением, баньками. Такого не должно быть. Но в генплане они значатся как территории индивидуальной жилой застройки, поэтому нам пришлось его подкорректировать. В центре должны стоять многоквартирные жилые дома, а частную застройку необходимо смещать на периферию. Это касается все той же Первомайской между улицами Карла Маркса и Энгельса.

- Справедливости ради надо сказать, что один пункт генплана все же близок к полному воплощению в жизнь. Это берегоукрепительные работы на реке Сысоле и возведение набережной. Начинало этот объект одно руководство города и республики, а завершать приходиться другим, в том числе и вам. Еще 11 апреля Валерий Козлов, только-только вступивший на должность мэра, заявил, что на обустройство набережной средств нет и ждать нечего. Однако спустя два месяца он сообщил, что администрация объявила конкурс на лучшую идею по обустройству набережной - с тем чтобы затем уже провести конкурс среди архитекторов и в следующем году осуществить необходимые работы. Не вы ли подтолкнули его к этому шагу?

- Все это висит в воздухе. Всем же понятно, что завершать работы надо. Пока это не набережная, а берегоукрепительные инженерные сооружения. Естественно, в таком виде их оставлять нельзя. Там необходимо замостить дорожки, поставить ограждение, оснастить освещением, предусмотреть пандусы для инвалидов, отвод воды. Любое сооружение, если его не довести до конца, начнет со временем разрушаться. Набережная - один из знаковых объектов Сыктывкара, и она может стать одним из символов города. Ее необходимо развивать в сторону Орбиты («спальный» микрорайон. - Прим. ОК-информ) и, наоборот, в сторону пляжа. Придется нам как-то изыскивать средства на ее благоустройство, причем немаленькие. Возникла идея обратиться к гражданам: какой они сами хотят видеть набережную? Мы провели первый этап конкурса, в котором участвовали все желающие разных возрастных групп. Следующий этап: архитектурный конкурс. В нем будут участвовать профессиональные архитекторы, а также студенты профильных вузов. По результатам этого конкурса будет отобран наиболее достойный вариант и на его основании создан проект. Я считаю такой подход правильным.

- Вы таким же образом начали подготовку к проектированию сквера на улице Пушкина и реконструкцию Мичуринского парка. Привлекать горожан к участию в проектах - это общий тренд или ваша личная позиция?

- Это общий тренд, таков и подход главы города Валерия Владимировича Козлова, и я с ним согласен. Так делать сложнее, это требует больше времени. Но мы получим лучший результат. Такой подход позволяет избегать многих ошибок. А горожане продолжат жить в своем городе, будут гулять по этой набережной. И, конечно, они должны сказать свое слово, как все это должно выглядеть. Хотелось бы быть уникальными в этом деле, но, видимо, надо было это раньше начинать.

Фото Игоря Бобракова.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Андрей, военнослужащий, 21 год Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии