Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Почему фермерские продукты не могут быть дешевыми

 Фото; Инна Лушина /  ОК-Информ Фото; Инна Лушина / ОК-Информ Основатель молочно-животноводческого сельхозпредприятия «Глобус» и магазинов фермерских продуктов «Это у нас семейное» Леонид Цой рассказал OK-информ, почему фермерский продукт должен быть дорогим

- Леонид, в Петербурге магазины, торгующие так называемыми фермерскими продуктами, пока можно пересчитать по пальцам, если мы не берем в расчет перекупщиков или магазины с «белорусскими продуктами». Почему таких магазинов мало, а продукты в них дороже, чем в сетях?

- Среда пока формируется. Вообще для настоящего фермера из Ленинградской области это достаточно проблематично, так как сама по себе организация сельскохозяйственного предприятия - это огромный труд. И правильный сбыт продукции требует колоссальных временных, человеческих и финансовых ресурсов, которых у малых и средних фермеров может и не быть. Это дорого.

Фермерство - это не бизнес как таковой, где основная цель - получение максимальной прибыли. Сельское хозяйство я бы вообще бизнесом не назвал. Это душа, это состояние. Потому что мы в это больше вкладываем, чем получаем. 

- Однако вы открыли уже второй магазин, который позиционируете как фермерский и где продаете собственную продукцию.

- Да, в наших магазинах мы торгуем мясом, птицей, живой рыбой и молочными продуктами собственного производства. Полтора года назад вместе с партнером мы открыли наш первый магазин в центре Петербурга на Греческом проспекте. В начале этого года на севере открыли второй магазин в Порошкино (Всеволожский район Ленинградской области. - Прим. ред.).

На первом этаже располагается «Пятерочка», на втором этаже - наш магазин. Жители могут выбирать: либо продукты массового производства, но низкой ценовой категории, или качественные, но более дорогие мясо, птица или молоко.

- Бытует мнение, что натуральные продукты от фермеров должны либо быть дешевле, либо как минимум не намного дороже магазинных. Однако на практике мы видим обратную картину. Почему?

- До сих пор считается, что себестоимость фермерского продукта складывается только из стоимости корма и, грубо говоря, содержания сарая, даже не учитывая стоимость труда самого фермера.

На самом деле все гораздо сложнее. Себестоимость у фермерского продукта выше, чем у массового производителя, где идет экономия за счет объемов производства, за счет отношения к самому производству. И выше она примерно на 20-30%.

Вот возьмем, например, рыбу. Мы сами выращиваем радужную форель в Шугозере. Закупаем мальков весом в 70-80 граммов и доращиваем их до двух килограммов. На это уходит больше года. И на все это время нужен квалифицированный персонал, чтобы следить за ней, перебирать, пересаживать, соблюдать все условия.

Мы стараемся выращивать рыбу такого качества, которого не найти в Петербурге. Многие производители пытаются сэкономить на кормах, но в результате рыба получается невкусная. Мы работаем на органических кормах, начали экспериментировать с новыми финскими кормами. В итоге покупатели сравнивают нашу рыбу именно с рыбой из Финляндии и говорят, что она не хуже.

Мы продаем живую рыбу, а значит, у нас есть затраты не только на ее транспортировку от озера до магазина, но и на создание для нее нормальных условий, на содержание ее в аквариуме. Мы посчитали, что на все это уходит около 160-170 рублей на килограмм живой рыбы.

Вот из таких нюансов и складывается стоимость продукта. Да, она немаленькая, но зато и качество разительно отличается от того, что мы получаем в сетевых магазинах.

- Вы открыли второй магазин в непростой экономической обстановке для всей страны. Статистические данные говорят и о снижении потребительской активности россиян, и о падении доходов, и об экономии на продуктах питания как стратегии выживания. Как в таких условиях, по-вашему, будут развиваться фермерство и потребление фермерских продуктов?

- Я сам периодически стою за прилавком для того, чтобы пообщаться с нашими покупателями, и я вижу, что потребитель у фермерских продуктов совершенно разный. Да, безусловно, наш магазин находится не, скажем, в Металлострое, но в районе коттеджной застройки. Но к нам приходят не только состоятельные люди.

Здесь вопрос приоритета. Для кого-то важен дорогой автомобиль, а кто-то готов вкладывать свои средства в правильное питание, натуральные продукты и свое здоровье.

Я наблюдаю, что число людей, которые начинают заниматься сельским хозяйством - покупают, например, коз и производят молочные продукты - становится, наоборот, больше. И более того, скажу, что государство стимулирует людей к этому и помогает в достаточной мере. Но вот вопрос, сколько из них не сходят с дистанции. И здесь снова встает вопрос о сбыте.

- Может быть, фермерам уйти в интернет, где нет затрат на логистику, на аренду помещения, хранение и персонал? Пусть потребитель сам узнает о них через сайты?

- Как выясняется, интернет - вещь очень недешевая, хотя мы думаем, что она вообще бесплатная. Если продвижением в интернете будет заниматься родной человек, то тогда это может быть выгодно. Но как только выяснится, что за свою работу он попросит заработную плату по рынку, то вся выгода тут же пропадает.

Ведь своему персоналу, чтобы он качественно выполнял свою работу, нужно платить достойные деньги. У нас все специалисты с высшим образованием, с молодыми семьями, с детьми, многие - кандидаты наук. И им нужно жить. И все эти затраты также закладываются в себестоимость продукта.

- Почему вы вообще занялись фермерством и продажей фермерских продуктов?

- Банально, все началось с аллергии у детей. Мы видим, как употребление творога, мяса, птицы, произведенных без использования вредных веществ, антибиотиков и прочего, влияет на здоровье. Природа нам уже дает все ресурсы для того, чтобы поддерживать здоровье, и нужно этим пользоваться.

Еще один важный момент - у меня вся семья так или иначе связана с сельским хозяйством. До 15 лет жил в Дагестане, у нас было свое частное подворье. И мы знаем вкус настоящих продуктов с детства. Затем я поступил в Аграрный университет, получил образование зоотехника, защитил кандидатскую диссертацию и продолжил вместе с родными и друзьями развивать сельское хозяйство в Ленинградской области. И дело всей нашей семьи - это кормить людей.

- Фермерское производство и промышленное производство - где здесь разделительная грань?

- Здесь много факторов: объемы производства, площади, деньги, количество работников. В целом промышленное производство начинается там, где мы уже не можем самостоятельно перерабатывать тот объем продукции, который производим, и вынуждены его сбывать на крупные перерабатывающие заводы. Вот здесь уже фермерское хозяйство перерастает в промышленное.

- Вы говорили, что у малых фермеров не хватает временных, человеческих или финансовых ресурсов для того, чтобы быть представленными в магазинах или на рынках Петербурга. Как можно решить эту проблему?

- Это возможно путем кооперации. Нужно объединяться друг с другом, чтобы организовать совместный сбыт, хранение и логистику. И такие объединения понемногу появляются в области. Но фермеры друг с другом очень тяжело договариваются. Мы живем в хорошей стране, но нужно учиться доверять своему соседу, и тогда все сложится. Если бы мне захотелось создать кооператив и открыть совместный с другими фермерами магазин, я боюсь, что ничего бы сейчас не вышло. Потому что, к большому сожалению, до сих пор существует проблема недоверия между людьми.

Мы хотим попробовать решить проблему «фермер - потребитель» новым способом. На площадке нашего нового ресторана («Молоко», ресторан в Порошкино рядом с магазином. - Прим. ред.) мы хотим организовывать встречи фермеров с владельцами и шеф-поварами городских ресторанов. Есть такие, которые позиционируют себя как работающие на местных фермерских продуктах. И нужно помочь фермерам рассказать о себе, им нужна площадка для трансляции информации о своем продукте.

Также фермеры начинают обращаться в наши магазины, предлагая свой товар. И если нас устраивает качество предлагаемой ими продукции, мы выставляем ее, даже не торгуясь. Потому что мы понимаем и знаем, что этот продукт не может быть дешевым. Потому что мы также находимся в их шкуре. 

 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Наталья Александровна, врач, 58 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии