Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Россиянам предлагают сдавать стеклотару

 Фото: wikipedia.com Фото: wikipedia.com Вернуть практику массовой сдачи стеклотары предложил известный своими экстравагантными инициативами парламентарий из Ленобласти Владимир Петров. «Общественный контроль» попытался понять, почему на «сытом Западе» граждане до сих пор сдают бутылки, а в России все инициативы последних лет почили в бозе

Емкость и трезвость

Как бы там ни было, массовым, всенародным явлением в постсоветское время сбор стеклотары так и не стал. Поэтому креативный Петров, ранее прославившийся экспериментом над поросятами Игорьком и Поросенко (депутат пытался их прокормить на деньги, равные прожиточному минимуму), в своем письме председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву высказался за утверждение залоговой стоимости бутылок и установку в больших супермаркетах автоматов для приема пустой стеклотары.

«Очевидны плюсы: существенно сократится площадь свалок, а следовательно - меньше ущерба будет нанесено окружающей среде, - объясняет Владимир Петров. - К тому же система сдачи потребует новых рабочих рук».

«Очевидны плюсы: существенно сократится площадь свалок, а следовательно - меньше ущерба будет нанесено окружающей среде, - объясняет Владимир Петров. - К тому же система сдачи потребует новых рабочих рук».

В его письме Медведеву говорится о том, что «на бутылках или банках отечественного происхождения должна наноситься стоимость тары, которую гражданин сможет получить при возврате пустых бутылок при помощи автоматов по приему тары - фандоматов».

Депутат напоминает об опыте европейских стран, практикующих сбор стеклотары. В частности - Германии, где не увидишь выброшенных и разбитых бутылок, потому что принято их сдавать.

По словам Петрова, в нашей стране люди ежегодно выбрасывают 1,2 млн тонн стеклотары, а в стране действует немногим более тысячи пунктов ее сбора. И это неправильно. «Для переработки тысячи тонн стеклянного мусора требуются усилия восьми рабочих, - подсчитал он. - Это хорошая перспектива для трудоустройства людей, которые ищут работу. К тому же, если стеклотару сдавать, энергозатраты на производство новой уменьшатся на 30%, а площадь свалок - на десятки и сотни га. Экономический эффект очевиден».

Как это делается в Европе

В Европе стеклянные бутылки используют не меньше пяти-шести раз. Там отнюдь не российский менталитет, и желание сдать пустую бутылку вовсе не связано со стремлением обогатиться - европейцы заботятся о сохранении окружающей среды. Петров приводит в пример самую продвинутую в деле сдачи стеклотары страну - Данию, где перерабатывается или используется повторно все 100% стеклотары. Известно, что в Нидерландах «новую жизнь» получают 62% стеклянных бутылок.

Залоговая стоимость бутылок и жестяных банок в Финляндии такова: за пластиковую бутылку объемом 0,35 л и меньше вы можете выручить 0,10 евро; более 0,35 л, но менее 1 л - 0,20 евро; 1 л и более - 0,40 евро; за стеклянную бутылку - 0,10 евро, за жестяную банку - 0,15 евро.

Интересен и финский опыт. Сбором и переработкой бутылок и банок в Финляндии занимается компания Suomen Palautuspakkaus Oy (Palpa). Граждане этой страны сдают стеклянные и пластиковые бутылки, жестяные банки, батарейки и перегоревшие лампочки. Никто к этому не относится негативно, как это на протяжении многих лет принято у нас: мол, раз собирает бутылки, значит, не на что жить.

Специальные автоматы в Финляндии обычно устанавливают при входе в супермаркеты, и люди подходят для того, чтобы сдать от одной до нескольких десятков баночек или бутылок.

Все по-честному: стоимость залога очевидна - она указывается на ценнике при продаже, на таре или информационной табличке около умного автомата, умеющего сортировать сданное. Когда банка или бутылка отправляется туда донышком вниз, на дисплее высвечивается ее порядковый номер - фандомат отсчитывает количество принятого вторсырья быстрее приемщицы в пункте сдачи и одновременно ведет подсчет причитающейся суммы, на которую выдается чек.

Кстати, фандомат принимает не только финский стандарт, но и тару, купленную за пределами этой страны, - только деньги за нее не выдает. Ему интересна только собственная, национальная тара.

Залоговая стоимость бутылок и жестяных банок в Финляндии такова: за пластиковую бутылку объемом 0,35 л и меньше вы можете выручить 0,10 евро; более 0,35 л, но менее 1 л - 0,20 евро; 1 л и более - 0,40 евро; за стеклянную бутылку - 0,10 евро, за жестяную банку - 0,15 евро.

А как у нас?

В нашей стране сегодня во вторичную переработку идет не больше 10% твердых бытовых отходов, а прием пластиковых бутылок и металлических банок организован только в десятке больших городов. Время от времени акции по сбору тары для вторичного использования объявляют пивовары, но это разовые мероприятия.

Возможная дневная выручка оператора фандоматов - примерно 770 тысяч рублей, из них общая выдача людям, опускающим банки в фандоматы на улицах, - 560 тысяч рублей. Значит, окупиться новые фандоматы смогут только через 5-6 лет.

«Заслуженное вознаграждение сдающим тару - 10 копеек за “пластик” и 40-70 копеек за банку, - комментирует ситуацию кандидат экономических наук, преподаватель ФИНЭКа Елена Олодникова. - Люди в очередях на сдачу у нас не стоят. По старинке считается, что собирают бутылки и банки исключительно нищие, а фандоматы не приживаются. Показателен опыт Москвы, где первые агрегаты по сбору бутылок - 300 штук - появились еще 13 лет назад, а позже их стало более 2 тысяч, каждый стоимостью от 4,5 до 7 тысяч евро. Но прошло еще несколько месяцев, и в столице не осталось практически ни одного работающего фандомата - они были сломаны или отключены. Потом не обнаружилось денег на их обслуживание, затем не слишком прижились и агрегаты нового поколения. Думаю, пока не станет реальностью единый государственный подход к этой проблеме, трудно поверить в успех идеи Петрова».

Экономист подсчитала рентабельность исправно работающих фандоматов. Один такой агрегат наполняется 400 алюминиевыми банками. Две тысячи фандоматов, которых хватило бы, например, для пятимиллионного Петербурга, могли бы принимать 800 тысяч банок в день (20 тонн). Цена алюминиевого сырья - 38,2 рубля за килограмм при партии в 5-10 тонн. Выходит, что возможная дневная выручка оператора фандоматов - примерно 770 тысяч рублей, из них общая выдача людям, опускающим банки в фандоматы на улицах, - 560 тысяч рублей. Значит, окупиться новые фандоматы смогут только через 5-6 лет. Прибавьте к этому амортизацию, логистику, технические и административные расходы. Вот и получается, что постоянное функционирование фандоматов требует значительных бюджетных затрат, участия власти или производителей.

В Петербурге фандоматов для приема бутылок и металлических банок нет. А принимают их в 14 экопунктах приема возвратной упаковки из алюминия, пластика, стекла и картона. Расположены они в небольших магазинах около станций метро «Озерки», «Просвещения», «Площадь Мужества», «Пионерская», «Проспект Большевиков». Возвратная стоимость - от 50 копеек до 1 рубля. «Я интересовалась у производителей, и они объяснили, что прием алюминия наиболее выгоден, а что касается стеклотары, то это - спорный вопрос. Проще изготовить новую бутылку, чем собирать для повторного использования старые», - отмечает Елена Олодникова.

Стеклотара и польза

«С точки зрения экономики и экологии идея наладить массовую сдачу стеклотары не лишена смысла, - считает председатель общественного экологического совета при губернаторе Ленобласти, руководитель Северо-Западной межрегиональной общественной экологической организации “Зеленый крест” Юрий Шевчук. - А в общем, я склонен рассматривать проблемы комплексно, исходя из того, что из любых отходов можно сделать товарный продукт. Тем более что расходы на охрану окружающей среды при нынешней экономической ситуации в стране - скромные. Не устаю повторять, что отходов нет, есть непонимание того, как мусор, в том числе и стеклянные емкости, можно использовать».

На одного петербургского и областного жителя ежедневно приходится примерно килограмм бытовых отходов (в числе прочего мусора - те же бутылки). Гражданин нашей страны в среднем производит за жизнь около 25 тонн мусора.

По словам эксперта, на одного петербургского и областного жителя ежедневно приходится примерно килограмм бытовых отходов (в числе прочего мусора - те же бутылки). Гражданин нашей страны в среднем производит за жизнь около 25 тонн мусора, уточняет он. Продолжительность жизни увеличивается - значит, и количество мусора становится бóльшим. А что касается стеклотары, то еще пять-шесть лет назад организация «Зеленый крест» вместе с пивоварами компании «Балтика», чтобы значительно снизить эту мусорную нагрузку, организовывала сбор пивной стеклотары для повторного ее использования в производстве.

На «Балтике» подтверждают, что в разных регионах России компания многократно реализовывала проекты по установке контейнеров для стеклотары, стараясь определить оптимальную для страны систему - как ее сбора, так и утилизации мусора в целом. В акции «Принеси пользу своему городу» участвовали многие города, в том числе Уральского федерального округа: Челябинск, Екатеринбург, Нижний Тагил. «Балтике» в прежние годы примерно за год таких инициатив удавалось только с Дальнего Востока вернуть в производство около 14 млн бутылок и более 13 тысяч тонн стеклобоя отправлять на стекольные заводы для переплавки.

А недавно в Новосибирске пивовары организовали «блог-тур». Предложенная ими идея все та же - раздельный сбор мусора для дальнейшей переработки.

Тары нет

Проблемы сбора пустой тары активно обсуждается в соцсетях. «Ушли времена советской власти с хоровым пением про “вечный Октябрь”, десятками лет за одним станком и бутылками одного и того же калибра, одинаково государственными производствами, - пишет некий OLEGR. - Сейчас всякий хозяин диктует свое».

А интернет-пользователь Тимур добавляет: «Даже если представим, что случилась реинкарнация процесса, стоимость тары для приемки бутылок нормальный предприниматель вобьет в цену спиртного продукта, и нам всем не поздоровится».

Разовыми акциями и считаными приемными пунктами, как считают эксперты, проблем вторсырья не решить. Как объясняют производители, необходима система - «золотое дно» требует денег, четких экономических расчетов и ясных, законодательно утвержденных правил.

«А может, наоборот, поздоровится, - возражает блогер под ником Гра. - Меньше станете пить? Хотя - спорный вопрос. Недопившие бросятся искать крупную нестандартную самогонную тару».

Старшие поколения припоминают, что стоимость пол-литровой бутылки из-под минеральной воды стоимостью 20 копеек в начале восьмидесятых годов была вдвое дороже содержимого самой десятикопеечной бутылки, а залоговая стоимость молочной бутылки, 15 копеек, была сопоставима с ценой содержавшегося в ней полулитра молока или кефира - 15-20 копеек.

К слову, известен характерный пример советского времени. Как-то в восьмидесятых явился энтузиаст, который пригонял на футбольные поля транспорт, собирал и сдавал «куда надо» бутылки, брошенные темпераментными болельщиками, а по сути - делал доброе дело. Что вы думаете? Его и самого отправили «куда надо» - посадили за незаконное обогащение…

Времена эти в прошлом. А разовыми акциями и считаными приемными пунктами, как считают эксперты, проблем вторсырья не решить. Как объясняют производители, необходима система - «золотое дно» требует денег, четких экономических расчетов и ясных, законодательно утвержденных правил.

Ничего не имеет против сбора стеклотары директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз, но при этом ставит жирную точку над «i»: «Возможно это только при определенных государственных решениях: например, об унифицированной, то есть стандартной бутылке». Иначе, по его мнению, идея депутата Петрова лишена экономического смысла: винно-водочному производителю проще и дешевле изготавливать новую тару, чем собирать оригинальные бутылки для вторичного использования.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, программист, 26 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии