Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Петра I призвали на защиту «колеса оборзения»

 Фото: Юрий Смитюк /  ТАСС Фото: Юрий Смитюк / ТАСС Главным ньюсмейкером прошедшего ПМЭФ стал, безусловно, проект нового городского колеса обозрения от компании NAI Becar. Благодаря ловкому PR-ходу инициатива попала в федеральную повестку и одновременно – в поле зрения городских активистов и градозащитников. «Общественный контроль» взглянул на аргументы владельцев компании в защиту аттракциона и нашел не только обвинение петербуржцев в инертности, но и классический прием с Эйфелевой башней и даже отсылку к опыту Петра I

NAI Becar провела идеальную PR-кампанию с любой точки зрения. Проект самого высокого в мире, 170-метрового колеса обозрения стал глотком свежего воздуха на задыхающемся от прошлогодних инициатив стенде Санкт-Петербурга. Вряд ли топ-менеджмент компании не предполагал, что на фоне мусороперерабатывающих заводов, давно работающих портов, разрушающихся исторических памятников и других инвестиционных потуг последнего десятилетия одиозный аттракцион обязательно привлечет к себе внимание. Он и привлек. На проект откликнулась не только федеральная пресса – множество представителей политической и медиа-элиты, равно как и ведущие вечерних юмористических шоу, поспешили высказать свое мнение.

Главный архитектор города Владимир Григорьев заявил, что планы по строительству колеса с ним не обсуждали.

Не могли остаться в стороне и активисты с градозащитниками. В комментариях в соцсетях и СМИ бушевали страсти: зачем городу «колесо оборзения» (игра слов не наша, автор с ней не согласен и даже голосовал «за» колесо, но отнюдь не в указанном месте), «не дадим уничтожить парк 300-летия», «вы уничтожите исторические перспективы» – это если цитировать высказывания без перехода «на личности».

К слову, отчасти с градозащитниками согласился и главный архитектор города Владимир Григорьев. Чиновник заявил, что планы по строительству с ним не обсуждали, возведение объекта в этом месте и с такими высотными показателями однозначно нарушает 820 городской закон «О границах зон охраны объектов культурного наследия...» и вообще – что NAI Becar себе позволяет?

Здесь лучше видно

С участком тоже все интересно. Нам доподлинно не известно, кто включил в опрос, проводимый Комитетом по инвестициям, вариант голосования за размещение колеса в парке 300-летия Петербурга (напомним другие варианты: на окраине, в историческом центре и на одной из набережных). В беседе с корреспондентом «Общественного контроля» глава Комитета по инвестициям Ирина Бабюк рассказала, что это можно объяснить запросом на «определенные видовые характеристики» со стороны инвестора (хотя какую городскую достопримечательность можно не разглядеть с высоты в 170 метров – большой вопрос).

Доподлинно не известно, кто включил в опрос, проводимый Комитетом по инвестициям, вариант голосования за размещение колеса в парке 300-летия Петербурга.

Кроме того, госпожа Бабюк заявила, что речь идет не о строительстве в самом парке, а лишь «где-нибудь в этой локации». Что тоже звучит как минимум странно, ведь последний перспективный участок в этой зоне в 2016 году отдали «Плаза Лотус Групп» Михаила Зингаревича под апартаменты, имитирующие центр спорта. К слову, такие знаковые объекты Ирина Бабюк лоббирует не просто так: давно известно о ее желании привезти в Петербург всемирную выставку Экспо, но инфраструктурных «якорей» для этого пока мало.

Что же в сухом остатке? На данный момент о колесе известно следующее. Есть некая «группа инвесторов», готовая вложить около 9,5 млрд рублей в строительство колеса обозрения вместимостью до тысячи человек. Для этого компания NAI Becar просит выделить около 2,5 га земли, на которой, помимо самого аттракциона на 0,4 га, будет построено еще 28 тысяч кв. метров коммерческой инфраструктуры, чтобы окупить вложения. При проходимости в 3,6 млн человек в год окупить проект удастся где-то за 10 лет, а само колесо можно будет возвести за 3 года.

«Общественный контроль» обратился в компанию с просьбой разъяснить, как и когда проект будет реализован, что необходимо для его успешного воплощения в жизнь, а главное – почему колесо обозрения вообще нужно городу. Однако представители NAI Becar говорить о своей инициативе отказались, пояснив, что «помимо указанного в пресс-релизе пока сказать нечего», и предложили встречу после подведения итогов онлайн-голосования.

Пусть говорят

А вот в соцсетях менеджмент NAI Becar был более активен, создав буквально апологию проекта. Президент компании Александр Шарапов был, казалось, крайне удивлен потоку критики в адрес инициативы. «Интересно, почему то, что можно и считается вполне нормальным в Париже, Лондоне и других европейских столицах, считается у нас спорным? Откуда такой консерватизм? Что бы Создатель города и новатор Петр Первый сказал об этом?» – ссылается на опыт предков топ-менеджер.

По его словам, NAI Becar предлагает только те проекты, которые способны приносить прибыль и пополнять городской бюджет (размер налоговых отчислений не уточняется). «Зачем нас ругать за идеи, которые в мировых столицах уже реализованы? Если жителям не понравится – то и не будет этого колеса… – говорит господин Шарапов. – Мы не самые умные, мы просто активно изучаем лучший мировой опыт и примеры успеха в недвижимости».

В NAI Becar не скрывают, что создателей проекта вдохновило колесо в столице Англии – The London Eye.

В компании не скрывают, что создателей проекта вдохновило колесо в столице Англии – The London Eye (135-метровое колесо было построено в 2004 году на южном берегу Темзы). Впрочем, сравнение вышло не из лучших – в силу особенностей лондонского и петербургского климата.

«Что можно увидеть с высоты в 170 м, если в городе не всегда есть солнце и не всегда ясная погода? Когда на нем имеет смысл прокатиться? Лишь когда ясная погода, потому что в облачную погоду на нем нечего делать. Ты же сам был там. Попробуй на нем проехать, когда идет дождь и все небо в облаках. Поймешь, о чем я», – прокомментировал пост Александра Шарапова управляющий директор B3 Group Limited Алексей Фирсанов. «За мнение спасибо! Алексей, ты живешь в Лондоне и согласись: Лондонский центр колесо обозрения не испортило, и погода в Лондоне не всегда солнечная», - парировал президент NAI Becar.

В свою очередь, вице-президент Российской ассоциации операторов индустрии развлечений Федор Ахапкин уверен, что петербургское колесо способно «едва ли не удвоить поток туристов в город». Однако ставить его в парке 300-летия, по мнению Ахапкина, нецелесообразно. «Парк 300-летия, при всем уважении – могила для инвестпроекта. Иностранцы-круизники из порта по пробкам на автобусах туда не поедут, россияне из провинции, приехавшие на Невский на 2 дня (Эрмитаж, Исаакиевский, Спас), – тоже, жители Купчино, правого берега, центра – тоже нет. Хватит ли трафика спортсменов из Приморского района для осуществления ROI?» - вопрошает эксперт. После чего делает эффектный вывод: «Колесо должно стоять у Дворцового моста».

С этим Шарапов коротко согласился и добавил, что ему в проекте импонирует то, что власти готовы услышать мнение горожан. «Это нормально и хорошо, когда люди активно спорят и обсуждают знаковые городские проекты. Эйфелева башня в 1889 была очень спорным проектом...» – рассуждает топ-менеджер, прибегая, пожалуй, к самому избитому аргументу защитников новаций. Пример того, как объект или явление сначала отторгается, а затем становится привычным, необходимым и даже символичным, работает безотказно. Принцип один и тот же, что в градостроительстве, что в детской психологии: «А ты сначала попробуй!».

В комментариях прозвучало множество прекрасных и конструктивных предложений – под стать идее колеса: zip-line (канатные спуски) между Лахта-центром и шпилем Адмиралтейства, пешеходные зоны над крышами домов с рентабельностью в 182 млн рублей в год, тематические парки и т.п.

Почти 6 тысяч человек поддерживают строительство колеса, причем большинство – все-таки за парк 300-летия (2668 проголосовавших). А вот принципиальное «нет» аттракциону сказали 2844 человека. 

Не обошлось и без упоминания инвестиционной импотенции властей. «Прекрасный проект! Только вот нужно, чтобы г-на Полтавченко проводили бы поскорее... на другой ответственный пост подальше от Санкт-Петербурга. Тогда есть шанс на реализацию таких классных бизнес идей!» – высказался один из пользователей. После этого Шарапов дипломатично перевел дискуссию из опасного политического сектора в нейтральный общественный, напомнив, что реакционная прослойка общества в Петербурге, к сожалению, крайне активна.

«Может, дело не в правителях? Может, дело в нас – в жителях города? Посмотрите, как активны запретители нового и "градозащитники" – они постоянно активны, пишут властям, обращаются к СМИ... Посмотрите, как пассивны ратующие за инновации и обновления... Есть на то и причина – создавая, хочется тратить энергию на творчество, а не на споры. Запрещая – живут старым, и негативная энергия творить не может, а разрушать и не допущать очень даже!» – размышляет топ-менеджер, переходя в область высоких материй.

Повлияют ли на судьбу проекта реальные голоса горожан, пока непонятно. Однако голосов этих не слишком много – чуть менее 9 тысяч из многомиллионного города. Почти 6 тысяч человек поддерживают строительство колеса, причем большинство – все-таки за парк 300-летия (2668 проголосовавших). А вот принципиальное «нет» аттракциону сказали 2844 человека. Голосование продолжится на следующей неделе, так что у всех, кто жаждет появления в городе новой достопримечательности или настроен категорически против нее, еще есть время.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Вера, стоматолог, 40 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии