Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +23 погода в Петербурге
Доллар 64.63
Евро 72.25
Юань 9.35

Насколько подорожает бензин вслед за топливным акцизом

 Фото: http://kremlin.ru/ Фото: http://kremlin.ru/ Правительство России обсуждает возможность повышение акциза на бензин. В то время как многочисленные СМИ, политики и эксперты пугают граждан ростом цен, «Общественный контроль» решил посмотреть, к чему приводили такие решения ранее. Всего полтора года назад акциз вырос почти вдвое, а цены на АЗС за это же время поднялись всего на 7,5%

В понедельник, 18 сентября, правительство РФ рассматривало предложение о повышении акцизов на автомобильное топливо. Эту информацию накануне заседания подтвердил глава Минфина Антон Силуанов. Впрочем, о такой возможности СМИ писали с начала сентября - со ссылками на анонимные источники. Сообщалось, а теперь подтверждается, что чиновникам требуются деньги на строительство дорог в Калининградской области и в Крыму. Других источников финансирования не нашлось.

Повышение в два этапа

Видимо, чтобы не шокировать население в выборный год, повышение акциза предложено провести в два этапа: на 50 копеек за литр с 1 января и еще на столько же с 1 июля. Но и такой «мягкий» подход вызвал ажиотаж в СМИ.

Увеличение акцизов на топливо приведет к росту цен на другие товары и негативно отразится на инфляции, заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Ремезков. Его бывший коллега по Госдуме, глава Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин высказался еще резче: «И без того цены на топливо запредельно высоки - повышать их еще в нынешних условиях не стоит. Причем ясно, что они вырастут не на 50 копеек, поскольку этим повышением воспользуются нефтяные компании. Это значит перекладывать все проблемы и трудности российской экономики на плечи автомобилистов».

Все выше и выше

Между тем акцизы на бензин в России повышаются почти каждый год. И, хотя большинство СМИ оперируют суммами, уплачиваемыми за литр топлива, Налоговый кодекс говорит о размере платы за тонну. Раньше своя ставка акциза была у бензина каждого экологического класса (Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5). Потом оставили деление на Евро-5 и все остальное. Обычно все внимание приковано к бензину Евро-5 - как самому ходовому виду топлива.

В 2013-м ставка акциза была равна 5 143 рубля за тонну (3,8 рубля за литр). С тех пор она постоянно увеличивалась, а в 2016 году ее увеличили дважды - с 1 января и с 1 апреля. С 5 530 рублей ее подняли сначала до 7 530, а потом и до нынешних 10 130.

В настоящий момент за тонну этого бензина продавец (как правило, оптовый) платит в бюджет 10 130 рублей акциза. Тонна самого распространенного в России бензина Аи-92 - это около 1 360 л. Таким образом, с литра платится примерно 7,4 рубля.

Всего четыре года назад эти суммы были вдвое меньше. В 2013 году ставка акциза была равна 5 143 рубля за тонну, или 3,8 рубля за литр. С тех пор она постоянно увеличивалась. Причем в 2016 году ее увеличили дважды - с 1 января и с 1 апреля. С 5 530 рублей ее подняли сначала до 7 530, а потом и до нынешних 10 130. То есть литр 92-го должен был подорожать примерно на 3,5 рубля.

Взамен власти обещали снижение топливного акциза в 2017 году. Предполагалось произвести так называемый налоговый маневр, скомпенсировав это снижение повышением налогов для нефтяников. В итоге в этом году акциз не снизили, но и не стали повышать. Как говорится, спасибо и на этом.

Прибыль АЗС падает

Все это время росли и цены на бензоколонках. В 2013 году 92-й бензин стоил в среднем 30 рублей. К 2015 году он прибавил 4 рубля 35 копеек. В 2016-м, когда акциз резко рванул вверх, ценник на заправках прибавил даже не 3,5, а все 4 рубля. По последним данным Росстата, литр Аи-92 сейчас стоит 37,15 рубля.

Вывод такой: размер акциза - далеко не единственный фактор, формирующий розничные цены. Но, по данным консалтинговой компании Vygon Consulting, «вклад» акцизов и налогов все время растет и в настоящее время в карман государству с каждого литра уходит 13 рублей 10 копеек. То есть почти треть. Одновременно с этим снижается прибыль АЗС, составляющая на данный момент 1 рубль 20 копеек с литра. Это значит, что сэкономить на себе, чтобы удержать рост цен, заправщикам все сложнее.

Прямые риски

«Сейчас ситуация на оптовом рынке такова, что уже нет резервов, которые сглаживали бы влияние роста акцизов на оптовые цены нефтепродуктов, - комментирует генеральный директор агентства “Аналитика товарных рынков” Михаил Турукалов. - Экспорт бензина и дизтоплива из России сейчас выгоден производителям, поэтому любое повышение акцизов будет отражаться на уровне оптовых цен нефтепродуктов на внутреннем рынке. Во-вторых, у нас нет демпфирующего фактора в виде избыточной маржи на АЗС. Таким образом, в условиях высоких оптовых цен и минимальной маржи на АЗС любой рост акцизов будет влиять на розничные цены. Это прямые инфляционные риски».

Бензин подорожает

По мнению эксперта, розничные цены на бензин могут вырасти на сумму, превышающую рост акцизов. Он предлагает умножить дополнительно собранный государством рубль на 18% - размер НДС, то есть к ценнику на заправке можно приплюсовать 1 рубль 18 копеек.

Президент Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин настроен более оптимистично. «50 копеек - это не очень большая сумма, - говорит он. - Вряд ли сразу же эти 50 копеек будут перекладываться на розницу. Не вижу никаких особых причин, которые бы привели к тому, что будет какое-то подорожание бензина одномоментно. У нас за последние 15-20 лет бензин постоянно дорожает и двигается в сторону европейских цен. Достигнет ли он их, я не знаю, но помню, как мы обсуждали, будет ли у нас бензин 30 рублей, а сегодня он стоит уже 40 рублей. Последние три года подорожание бензина не выходит за рамки инфляции. Так что я считаю, что ничего существенного не произойдет».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Настя, помощник бухгалтера, 27 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Комментарии
Яндекс.Метрика