«Лиговская шпана» и гопники из петербургских трущоб «Лиговская шпана» и гопники из петербургских трущоб спецпроект
Санкт-Петербург +3 погода в Петербурге
Доллар 57.57
Евро 67.93
Юань 8.69

Чип-тюнинг: необходимость и противопоказания

 Фото: youtube.com Фото: youtube.com В нашу цифровую эпоху для того чтобы форсировать двигатель машины, не потребуются механические действия. Например, для увеличения объема и мощности цилиндров не нужно их «рассверливать». Сегодня достаточно перепрограммировать бортовой компьютер. Какие плюсы несет замена «штатного» программного обеспечения на «улучшенное», можно прочитать в любом рекламном буклете. А вот не опасно ли это для двигателя, какие могут быть подводные камни у чип-тюнинга, кому он необходим, а кому - противопоказан - в этих вопросах разбирался ОК-информ

Резервы, скрытые производителем

Современный двигатель (неважно - бензиновый или дизель) и так максимально форсирован и облегчен. Да и рассверливать в нем особенно нечего: тонкие алюминиевые стенки не рассчитаны на капитальный ремонт. Но чудес на свете не бывает, и если бы у двигателя не было скрытых резервов, то никакие «шаманские танцы с бубном» не смогли бы изменить его характеристики.

Между тем чип-тюнинг действительно может добавить мощность - до 10% для бензинового двигателя и 25-30% - для дизельного. И, что для многих гораздо важнее - снизить расход топлива. За счет чего это происходит? Дело в том, что по ряду причин большинство двигателей, установленных в современные автомобили, немного «придушены».

Часто ограничение мощности вводят исходя из экологических требований. Они более жесткие в США и странах ЕС, но мировой рынок сегодня глобален, и одинаковые автомобили, продаваемые в разных странах, имеют одинаковые характеристики. И в странах, где экологические требования менее жесткие - в России или, скажем, в Китае - характеристики двигателя вполне можно «подкрутить», не нарушая национального законодательства.

При пересечении границы ЕС никто не будет проверять ваш автомобиль на наличие вредных выхлопов, не соответствующих евросоюзовским нормам. Во всяком случае, пока.

Другая причина - высокие налоги, взимаемые за мощные автомобили, в том числе и у нас. В этом случае производителю не успеть за изменением законодательства. Да и незачем: как только вводится повышенный налог, начиная, к примеру, со 100 л. с., ему достаточно электронно ограничить мощность двигателя на уровне 95 л. с. И, в общем-то, в конструкции автомобиля менять ничего не нужно, а пять «лошадок» остаются в резерве.

Третья причина заключается в том, что большинство автоконцернов, разрабатывая линейку двигателей для машин разного класса, если можно так выразиться, экономят на вложениях в двигатели для автомобилей эконом-класса и просто ставят на них агрегаты, предназначенные для более высококлассных моделей, но с электронным ограничением наиболее важных характеристик. Именно эти «скрытые резервы» и позволяет освободить чип-тюнинг. И да, в отличие от других видов тюнинга чип-тюнинг не подлежит регистрации в ГИБДД.

Экономия топлива

За счет чего же происходит экономия топлива? Уж эта-то характеристика, казалось бы, должна быть максимально использована производителем. Ведь на этом построены рекламные кампании, пожалуй, всех без исключения современных автомобилей - от малолитражек до полноразмерных джипов. Но расход топлива завязан на все остальные характеристики двигателя, поэтому, ограничивая одни, мы невольно увеличиваем другие.

А при электронной регулировке мощности у двигателя (при всех остальных неизменных характеристиках), наоборот, увеличивается крутящий момент, а значит - и расстояние, пройденное автомобилем при потреблении прежнего объема топлива. А раз увеличился пробег за одну заправку, то и наоборот - при фиксированном пробеге образовалась экономия топлива.

Правда, экономия может оказаться не совсем такой, как пишут специалисты по чип-тюнингу в своих рекламных проспектах.

Причин тут довольно много - у каждого автомобиля могут быть свои, индивидуальные, характеристики. И то, что программные решения одной мастерской больше подойдут, условно говоря, для «Фольксвагена», а другой - для «Рено». Кто-то грешит на «психологию». Так, говорят, что у водителя «чипованной» машины меняется манера езды, и он подсознательно начинает ездить менее аккуратно (поскольку теперь можно, вроде как, и не экономить).

Кстати, как вы уже догадались, улучшать характеристики можно не только у автомобилей категории «люкс», но и у массовых моделей эконом-класса. Для них эта операция будет вообще почти стандартной, и гораздо ниже по стоимости. Да и саму цену владельцу авто эконом-класса, скорее всего, назовут сразу, без дополнительных испытаний автомобиля на стенде.

Заметите ли вы улучшения?

Часто встает вопрос о том, заметит ли водитель улучшение характеристик своего автомобиля после чип-тюнинга - если это, конечно, вообще произойдет. Так, многие считают, что у той же «Тойоты», в отличие от европейских концернов, из двигателя «выжато все возможное» и улучшать там с помощью замены программного обеспечения просто нечего. Точно так же изменение характеристик «максимум на 10%» для бензиновых двигателей - сравнительно небольшое улучшение, которое может не стоить средств, затраченных на чип-тюнинг.

Большинство автосервисов, предлагающих услуги чип-тюнинга, предлагают в таких случаях «откат» обратно, на базовое программное обеспечение.

Если мощность двигателя не увеличилась (а то и упала, что бывает) или расход топлива не снизился (а то и возрос), всегда можно «сделать, как было». Экстремальные ситуации, когда двигатель вообще вышел из строя, мы не берем: у профессионально работающих сервисов такое бывает крайне редко, а современное ПО - настолько сложная система, что «с отверткой» туда горе-специалисту не влезть. Хотя, говорят, бывает и такое.

К слову, сегодня есть и такая услуга, как «механический чип-тюнинг». В этом случае вам предложат не «перезалить» программы бортового компьютера, а установить дополнительный блок управления двигателем. Он «перехватывает» управление двигателем у «главного» компьютера и таким образом улучшает характеристики. Ставят дополнительный блок, как правило, в двигательный отсек, а управляется он с помощью специального приложения со смартфона (к примеру, существуют такие режимы, как «зима», «лето», «осень», «некачественное топливо»). Дополнительный блок вставляется в существующие разъемы - он может быть отключен и удален в любой момент.

По жизненным показаниям

Есть, правда, случаи, когда чип-тюнинг необходим автомобилю «по жизненным показаниям». В первую очередь, он нужен в обязательном порядке тем двигателям, которые переводят с бензина на газ (или газобензиновую смесь), ведь угол опережения зажигания для газового топлива существенно отличается «бензинового». А инжекторный двигатель иначе и не отрегулировать, кроме как внести изменения в компьютерную программу. Впрочем, эту услугу оказывают, как правило, те самые сервисы, которые устанавливают газобаллонное оборудования. И обычно она входит в стоимость его установки.

Другой случай - это наличие ошибок в «фирменном» программном обеспечении. Конечно, при их обнаружении производитель, как правило, отзывает автомобиль и проводит все необходимые работы по переустановке ПО бесплатно, но такое происходит далеко не всегда. Кроме того, опять-таки у автомобиля бывают и индивидуальные проблемы, связанные с особенностями эксплуатации, климата (например, если он был рассчитан на «среднеевропейскую» зиму, а эксплуатируется в Мурманской области) и т. д. В таких случаях бывает, что владельцу такой машины рекомендуют именно чип-тюнинг.

Еще одним поводом для чип-тюнинга является не просто увеличение мощности двигателя, но и устойчивости его работы.

Часто новое программное обеспечение двигателей с турбонаддувом позволяет уменьшить (а то и вовсе избежать) эффекта «турбоямы» или турбо-лага. В двух словах - это когда при резком нажатии на педаль газа вместо роста мощности наблюдается ее падение.

Происходит это падение мощности буквально на долю секунды, но при обгоне (и в особенности - с выездом на встречную полосу движения) «турбояма» может быть чревата печальными последствиями. Причина турбоямы - в самой конструкции двигателя с турбонаддувом: воздух нагнетается в мотор компрессором, который приводят в движение выхлопные газы. Бороться с турбоямой можно разными способами: как физически - с помощью специальных устройств, - так и электронной регулировкой клапана.

«Откатил» и продал

Считается (во всяком случае, так утверждают сами специалисты по чип-тюнингу), что ресурсы двигателя при таком электронном форсировании снижаются «незначительно», в пределах 4-5%. Но и они не скрывают, что двигатель все-таки будет работать меньше. Разумеется, существует масса других способов «убить» двигатель.

Например, залить в него некачественное топливо, завести «насухую» - без масла, эксплуатировать с летним маслом в сильные морозы, с неработающим температурным датчиком и т. д. Но пять это процентов или десять, или больше - эта «заноза» будет сидеть в вашем сознании и часто способна свести на нет все удовольствия от эксплуатации более мощной (после чип-тюнинга) машины.

Правда, если владелец собираетесь ездить на автомобиле несколько лет, а потом продать его и купить новый. Ничто не мешает ему форсировать двигатель с помощью чип-тюнинга и кататься в свое удовольствие, а потом, перед продажей, «откатить» программное обеспечение обратно и продать машину с «дополнительным износом» ничего не подозревающему покупателю.

Совет тем, кто собирается купить подержанный автомобиль: факт замены ПО часто (хотя и не всегда) можно определить с помощью электронного тестирования. Эту услугу, как правило, предоставляют те же фирмы, которые занимаются чип-тюнингом.

И еще один не последний вопрос, который следует задать, если вы решили сделать чип-тюнинг, - откуда берется то самое программное обеспечение. Одни компании используют фирменное лицензионное программное обеспечение «от производителя». Другие, наиболее «продвинутые», пишут ПО сами (в Петербурге, к примеру, таких сервисов несколько). Все зависит от конкретной ситуации, от марки автомобиля и двигателя, от опыта специалистов и, что немаловажно - от той степени доверия, которое к ним испытывает потенциальный клиент.

Мы не беремся советовать, что лучше, а что хуже. Точно так же не даем совета - стоит сделать чип-тюнинг или отказаться от него навеки. В любом случае решение - за вами. Мы надеемся лишь на то, что эта статья будет для вас полезна при принятии этого решения.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Карина, пиарщик, 26 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Комментарии
Яндекс.Метрика