Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Скоро автомобили поедут без водителей

 Фото: пресс-служба ОАО «КАМАЗ» Фото: пресс-служба ОАО «КАМАЗ» Примерно через два года в продажу поступят машины, в которых водитель сможет иногда снять руки с руля, чтобы отдохнуть. А через семь лет роль шоферов сведется к простой подстраховке автомобилей-беспилотников. Так видят ближайшее будущее те, кто занимается темой беспилотных автомобилей сейчас. Речь идет о российских специалистах, не намеренных отставать от остального мира

2018 год может оказаться без преувеличения переломным для всей российской автоиндустрии. Именно на него запланирован первый рейс отечественного грузовика-беспилотника «КамАЗ» по дороге общего пользования - трассе М-7 от Казани до Набережных Челнов. Этот грузовик существует уже несколько лет, но ездит исключительно по закрытым территориям - так безопаснее. «По результатам тестовых испытаний будет решаться вопрос о возможном полноценном внедрении беспилотных рейсов на данной трассе», - сообщили корреспонденту ОК-Информ в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор).

Появится беспилотный «КамАЗ» и в окрестностях Петербурга. Запланирован его рейс из Финляндии в «контрольную точку» на трассе «Скандинавия». Где находится эта точка и когда состоится рейс, в Росавтодоре не говорят, но утверждают, что финская сторона также принимает участие в проекте.

Считается, что причиной более 90% ДТП становится пресловутый «человеческий фактор», который разработчики беспилотников намерены сначала снизить, а потом и исключить совсем.

На самом деле в кабине этих машин будет сидеть шофер. Доверять автоматике на 100% авторы проекта пока не готовы. Но уверяют, что даже в таком формате эффективность транспортного средства значительно вырастет. «Смена амплуа водителя грузового автомобиля на оператора транспортного беспилотника уже позволит добиться существенной экономической выгоды. Автоматика исключит типичные ошибки водителей при управлении машиной: неправильный набор скорости, быстрый разгон и резкие торможения, что приводит к быстрому износу деталей грузовика. За счет плавности маневров таких автомобилей удастся продлить ресурс службы их деталей. К тому же беспилотная фура позволит экономить до 10% топлива от каждой полной заправки бака», - рассказали в Росавтодоре.

Водитель исчезает по частям

Автомобили-беспилотники создаются сейчас по всему миру. Специалисты считают, что спустя некоторое время они полностью изменят характер дорожного движения и способы использования автомобилей. «Мы с вами последнее поколение, которое застало несмешанные автомобильные потоки на дорогах», - заявляет президент компании Cognitive Technologies Ольга Ускова, чья компания - один из мировых лидеров по производству программного обеспечения для беспилотных машин. Ее клиенты - глобальные автопроизводители, в числе которых и «КамАЗ», готовящийся к ответственному старту.

Правда, само понятие «беспилотник» для специалистов несколько отличается от обывательского представления. Специалисты делят такие машины (вернее, заложенные в них технологии) на шесть уровней.

Нулевой уровень - это просто системы предупреждения об опасности, существующие на многих автомобилях уже сейчас. Не являются экзотикой и системы первого уровня, управляющие скоростью (круиз-контроль). Второй уровень - уже редкость, доступная на дорогих авто, умеющих самостоятельно парковаться и совершать другие простейшие маневры. Но реально убрать руки с руля можно будет только на машинах третьего уровня. Их аппаратура сможет полноценно вести авто в простых ситуациях - к таковым относят, например, медленную езду в пробке или, наоборот, быструю - по качественному хайвею. «Вы можете убрать руки с руля, смотреть кино, читать книжку, и у вас будет 3 секунды в случае экстремальной ситуации, чтобы перехватить ручное управление», - поясняет Ольга Ускова. По ее словам, автопроизводители готовы выпустить такие машины на дороги уже в 2019 году.

Есть важное уточнение - водитель должен быть готов в любой момент взять управление не себя.

Четвертый уровень аналогичен третьему, но допускает еще более сниженное внимание водителя. И, наконец, пятый, когда водитель становится не нужен вообще. Однако прогнозов на его внедрение производители пока не дают.

Уровень безопасности в каждом случае может быть либо 100%, либо 0%, говорит Ольга Ускова. «Когда «Тесла» (передовой производитель электромобилей. - Прим. ред.) вам говорит, что у них роботизированный автомобиль и что они уже 96% пешеходов распознают, переведите 4% в трупы. И поймите, что пока не будет 100% - держим руки на руле», - объясняет президент Cognitive Technologies.

Параллельно развиваются и другие виды беспилотного транспорта, предназначенные для работы в более «спокойной» обстановке. Беспилотные автобусы ходят в лондонском аэропорту «Хитроу», по специальной дороге между вокзалами Парижа и на других участках, отделенных от общих дорог. Или сельскохозяйственная техника, например, Cognitive Technologies совместно с компанией «Ростсельмаш» разработали беспилотный комбайн.

Две беды

Участники зарождающейся индустрии хотят от органов власти, по большому счету, двух вещей: дорожной инфраструктуры и законодательного регулирования. Например, в России 58% региональных дорог находятся в ненормативном состоянии. Серьезно упростит введение беспилотников появление 3D-карт дорог, а также специальные знаки, легко считывающиеся роботами.

Кстати, беспилотный «КамАЗ» пойдет в тестовые рейсы как раз по подготовленным дорогам. «Основная необходимая инфраструктура (помимо разделительного барьерного ограждения, читаемой разметки и дорожных знаков) для беспилотного транспортного средства связана с его детальным позиционированием на дороге - для этого, помимо спутниковой связи, используются мобильные сети, действие которых должно быть на высоком бесперебойном уровне (это обеспечивается установкой вышек обеспечения связи и другого коммуникационного оборудования)», - говорят в Росавтодоре.

При испытаниях «Тесла» зафиксирована первая жертва беспилотного авто. Ею стал водитель прототипа, не успевший взять управление на себя.

С необходимыми законами в России все еще хуже - их просто нет. По словам Ольги Усковой, все испытания отдельных систем, которые проводятся на дорогах сейчас, по большому счету, незаконны, поскольку речь идет о внесении изменений в конструкцию автомобилей. Для сравнения, в Финляндии испытания беспилотников на дорогах общего пользования разрешены. «Для этого необходимо получить испытательный сертификат сроком действия на год. Оператор должен обязательно присутствовать внутри или снаружи транспортного средства», - говорит сотрудник Министерства транспорта и связи Финляндии Сеппо Ээрни.

Ну а чтобы беспилотники смогли полноценно вписаться в дорожное движение, предстоит решить массу юридических и законодательных задач. Пока что они не решены нигде в мире. Ольга Ускова негодует: ее компания обратилась к российским законодателям еще три года назад и до сих пор идут только «общие разговоры». «Если мы ничего не будем делать, то мы получим регулирование из-за рубежа, - предупреждает она. - Они все равно приедут к нам на дороги, только мы будем платить огромные деньги их консалтинговым агентствам, для того чтобы они для нас разработали правила, которые совпадают с европейскими».

«Мы сейчас все активно начали этому учиться, - объясняет член Комитета Госдумы по транспорту Сергей Тен, курирующий автомобильную тематику. - Многие термины на сегодняшний день для большинства депутатов Госдумы пока еще не до конца понятны. Нужно учиться, нужно мировой опыт изучать. Для этого необходимо время - может быть, год, может быть, два - и мы уже начнем вплотную работать с пакетом законодательных инициатив».

Осталось немного

Тем не менее Сергей Тен оптимистичен. По его мнению, через 2 - 3 года российский беспилотный «КамАЗ», пусть и с водителем в кабине, будет полноценно ездить по дорогам.

«Для того чтобы автомобиль поехал уже по дороге как полноценный и полноправный член дорожного движения, должно пройти больше, чем 2 - 3 года, я думаю, еще 5 лет пройдет», - возражает замглавы Росавтодора Игорь Астахов.

«Все, что я слышал от своих зарубежных коллег на эту тему, сводится к тому, что на дорогах высшей технической категории запуск беспилотников - это задача абсолютно юридическая. Технически все уже решено», - резюмирует директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алиса, наблюдатель, 25 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии