Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург +13 погода в Петербурге
Доллар 66.4
Евро 69.44
Юань 1.01

Командирские внедорожники: чисто понты или разумный выбор?

 Фото: Vitaly V. Kuzmin Фото: Vitaly V. Kuzmin Ульяновский автозавод объявил о запуске программы «УАЗ Патриот» с расширенной гарантией - сроком на пять лет или на 120 тысяч км пробега. Одновременно снижены и цены - от 15 до 20%, в зависимости от комплектации

Возможно, таким способом компания ответила на старт продаж Lada Vesta, напомнив, кто в России «главный патриот». Так или иначе, по данным агентства «Автостат», по итогам десяти месяцев 2015 года, российские дилеры УАЗа продали 37 778 машин - на 2% больше, чем за аналогичный период 2014 года.

Однако на российских дорогах можно встретить и другие отечественные внедорожники. «Общественный контроль» выяснял, что это за машины и сколько их находится в частном владении.

От Дворцовой до Крыма

Те, кто привык получать информацию «из телевизора», обратили внимание на российский «Тигр» (ГАЗ-2330) в ходе крымской кампании 2014 года - именно тогда эти армейские броневики стали героями сюжетов российского и украинского телевидения. В частности, широкое распространение получил видеоролик (снятый, в том числе, изнутри «Тигра») о столкновении боевой машины с рейсовым междугородним троллейбусом. Видимо, подобного «рекламного хода» ей и не хватало, хотя производится она уже десять лет, а петербуржцы могут регулярно наблюдать модификацию «кабриолет», которая участвует во всех военных парадах последних лет.

Раскрутке «Тигра» в гражданском варианте способствовал вице-спикер Госдумы РФ Владимир Жириновский, публично и с большой помпой подаривший свой личный «Тигр» синего цвета и с надписью «ЛДПР» луганским повстанцам

Раскрутке «Тигра» в гражданском варианте способствовал вице-спикер Госдумы РФ Владимир Жириновский, публично и с большой помпой подаривший свой личный «Тигр» гражданской модификации ГАЗ-233001 синего цвета и с надписью «ЛДПР» луганским повстанцам. Информация о нем поступала крайне противоречивая: Нацгвардия Украины объявила о его захвате, а в Интернете ходили фотографии разбитого синего «Тигра», правда рядом с бронетранспортером под российским флагом… Так или иначе, но на Луганщине следы небронированного «броневика Жириновского» и затерялись.

Владеют гражданскими «Тиграми» сегодня пара-тройка десятков человек, многие из них, накатавшись вдоволь по бездорожью, свои машины продают. Помимо Жириновского, «Тигром» успели порулить режиссеры Никита Михалков и Андрей Михалков-Кончаловский, нижегородский губернатор Валерий Шанцев…

Подержанные гражданские «Тигры» почти всегда есть в продаже (в данный момент «Общественный контроль» нашел в Нижнем Новгороде экземпляр за 3 000 000 рублей в комплектации «Стандарт»). Впрочем, купить сегодня при желании можно и вполне себе бронированную технику.

Новый «Тигр» стоит 100-120 тысяч долларов - в зависимости от комплектации, собирают его фактически вручную: гражданского конвейера на Арзамасском заводе группы ГАЗ, специализирующемся на производстве бронетранспортеров, попросту нет. Стоимость и останавливает подавляющее большинство тех, кто хотел бы ездить на дачу или рыбалку на «настоящем командирском вездеходе».

От ОАЭ до Монголии

Своим рождением «Тигр» обязан Объединенным Арабским Эмиратам, которым необходимо было создать некоего спарринг-партнера американского «трудяги Хамви» (более известного в гражданском варианте «Хаммера»). Непосредственным заказчиком выступила Bin Jabr Group Ltd (BJG), представлявшая интересы иорданской королевской компании King Abdullah II Design and Development Bureau (KADDB).

Своим рождением «Тигр» обязан Объединенным Арабским Эмиратам, которым необходимо было создать некоего спарринг-партнера американского «трудяги Хамви»

По информации из открытых источников, заказчик выделил российской группе ГАЗ на разработку и изготовление опытных образцов 60 млн долларов. В результате впервые в истории постсоветской России капиталистические отношения и международное сотрудничество привели к созданию конкурентоспособного военного автомобиля.

В частности, впоследствии он был принят на вооружение армий и полиции России, Армении, Казахстана, Беларуси, Уругвая, Таджикистана, Монголии, Китая, Гвинеи и Конго. И хотя в том первом историческом тендере победил американец «Хамви», арабы впоследствии организовали в Иордании производство «Тигра» под названием Nimr.

Битва с «Рысью»

А вот в российские войска путь «Тигра» оказался извилистым и трудным. Сперва им заинтересовались другие силовики: СОБР и различные структуры МВД, затем и Минобороны закупило первую партию броневиков «Тигр-М». Но тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков лоббировал итальянские Iveco LMV (в российском варианте - «Рысь»). Главной причиной недовольства «Тигром» называлась слабая броня и недостаточная противоминная защита.

Приход на пост министра обороны Сергея Шойгу стал для «Тигра» звездным часом: армия от него не только не отказалась, но и увеличила объемы закупок. Что касается противоминной защиты, то производитель ее в соответствии с требованиями заказчика усилил. А что касается брони, то впоследствии оказалось, что Минобороны выражало недовольство третьим классом защиты при полной возможности заказать пятый…

Приход на пост министра обороны Сергея Шойгу стал для «Тигра» звездным часом: армия от него не только не отказалась, но и увеличила объемы закупок

Сегодня боевой «Тигр» выпускается в нескольких версиях: ГАЗ-233034 - СПМ-1 (специальная полицейская машина) с уровнем баллистической защиты третьего класса, ГАЗ-233036 - СПМ-2 с защитой пятого класса, армейский ГАЗ-233014 и КШМ Р-145БМА. Шасси у «Тигра» - рамной конструкции, хотя бронированный вариант вполне мог бы обойтись и без нее. Кузов - цельнометаллический, салон рассчитан на перевозку 4-9 человек и 1,2 - 1,5 тонны груза (в зависимости от модификации). В стандартную комплектацию автомобиля входит гидроусилитель руля - без него машиной боевой массой 5,5 тонн управлять невозможно.

Подвеска колес - независимая торсионная, с гидравлическими амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости, позаимствованная у БТР. Раздаточная коробка - с возможностью блокировки межосевого дифференциала, самоблокирующимися межколесными дифференциалами. Подкачка шин - автоматическая, имеются предпусковой подогреватель и электрическая лебедка.

Создан для бездорожья

Те, кто тестировал боевую машину на асфальте, сходятся в том, что на высоких скоростях у нее появляются проблемы с управляемостью, особенно при колейности. Зато на российском бездорожье ему нет равных. «Тигр» легко преодолевает крутые склоны и броды, ездит по любым раскисшим дорогам и полному бездорожью, завязнуть может только в том случае, если провалится по самую крышу.

Определенные проблемы могут возникнуть у такой машины и при пересечении границы

В общем, «буханочная болезнь» на асфальте объяснима тем, что это военное изделие, и по-настоящему гражданской даже номинально «гражданская версия» является лишь постольку-поскольку. Тем же объясняется и «излишне советский» для такой дорогой машины интерьер: неровные сварные швы, заклепки и т. д. Несмотря на шумоизоляцию, расположенная в салоне раздаточная коробка также не дает забыть, что вы находитесь в настоящем армейском вездеходе 4х4.

Определенные проблемы могут возникнуть у такой машины и при пересечении границы, если уж на повышенное внимание к себе со стороны иностранных пограничников жалуются даже владельцы «Геликов» и «Хаммеров». Официально «недопуск» через границу обычно объясняется то излишним тонированием стекол, то запрещенной на территории принимающей страны конструкции «кенгурятника», то неправильными шинами… В итоге владельцы автомобилей «двойного назначения» (гражданского и военного), даже иностранного производства, предпочитает специально для загранпоездок купить «машину попроще».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Олег, музыкант, 29 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии