Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +16 погода в Петербурге
Доллар 76.04
Евро 90.01
Юань 1.12

Старые автопокрышки вернутся в Петербург в виде крошки

 Фото: Андрей Куликов/OK-inform Фото: Андрей Куликов/OK-inform 30 ноября 2015 года комитет по природопользованию Санкт-Петербурга официально объявил о завершении программы вывоза автопокрышек с городских территорий

Напомним, что ликвидировать многочисленные свалки автомобильных шин в районах Петербурга поручил в начале октября вице-губернатор Игорь Албин. Непосредственно вывозом резины занималось череповецкое ЗАО «Вторресурсы», вроде как  совершенно бесплатно - если, конечно, не считать погрузочных работ, которые были выполнены за счет районных администраций Санкт-Петербурга. «Общественный контроль» выяснил, почему наши старые шины забрали бесплатно, зачем увезли в Череповец и что там с ними сделали.

Двести тонн резины и корда

Известно, что не только автолюбители, но и коммерческие предприятия обычно не утруждают себя заботами об утилизации старой резины. Скопилось этого мусора в Петербурге немало, так что за полтора месяца работы коммерческое предприятие из Череповца (Вологодская область) вывезло 201 тонну использованных автомобильных шин. Вообще, по данным независимых экологов, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области образуются десятки тысяч тонн вторичного резинового сырья ежегодно, и это количество из-за роста числа автомобилей удваивается каждые 5 лет.

За полтора месяца работы коммерческое предприятие из Череповца (Вологодская область) вывезло 201 тонну использованных автомобильных шин.

По данным аффилированной со «Вторресурсами» компании «Экоцентр», которой и принадлежит череповецкий завод по переработке автопокрышек, из петербургских шин б/у будет получено 110 тонн резиновой крошки. При этом, по словам гендиректора «Вторресурсов» Геннадия Тряничева, для его компании проект выполняет в первую очередь имиджевую и социальную функции. «Для нас в экономическом аспекте это был убыточный проект, - посетовал он. - Сегодня мы рассчитываем на то, что петербургские предприятия оценят нашу ответственность и качество работы и пойдут на коммерческое сотрудничество».

По словам врио зампредседателя комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Игоря Березина, за состоянием освобожденных от старых автопокрышек территорий продолжат наблюдать представители районных администраций, в чьи обязанности и входит недопущение образования несанкционированных скоплений отходов.

Есть заводы и поближе

Как сообщает вологодское агентство «СеверИнформ», череповецкое предприятие было выбрано петербургской администрацией именно потому, что его руководитель пообещал обеспечить вывоз и переработку шин бесплатно. В то же время в самом Петербурге и на территории Ленобласти действует несколько предприятий по утилизации автопокрышек. Из них делают сорбент для сбора нефтепродуктов, пирокарбон, добавку к асфальту для строительства дорог и многое другое. Хотя что верно - то верно: мощностей по переработке старой резины в регионе действительно не хватает.

Череповецкое предприятие было выбрано петербургской администрацией потому, что его руководитель пообещал обеспечить вывоз и переработку шин бесплатно.

«Мы делаем из старых покрышек резиновую крошку, металлокорд и текстильное волокно, - говорит директор предприятия “Невавторсырье” Сергей Ларин. - Из резиновой крошки потом делают покрытия для детских и спортивных площадок, добавляют ее в асфальт, используют как изолирующий материал в бассейнах. Металлокорд при добавлении в бетон резко повышает его прочность. Текстиль идет на изготовление утеплителей. Перерабатываем мы несколько сотен тонн шин в год, а могли бы переработать десятки тысяч тонн. Спрос на нашу продукцию есть, и поставщик шин - Санкт-Петербург - под боком. Если бы удалось получить оборудование в лизинг, мы бы решили проблему утилизации шин в двух регионах».

Буквально на днях общественный экологический совет при губернаторе Ленинградской области обратился в областное правительство с просьбой рассмотреть возможность запуска лизинговой программы с государственным участием для оснащения оборудованием природосберегающих производств, занимающихся утилизацией вторичных ресурсов.

«Единственный способ радикально решить проблему мусора - сделать так, чтобы любой отход мог бы быть переработан, причем с экономической выгодой, - говорит председатель экологического совета Ленобласти Юрий Шевчук. - То есть сделать так, чтобы отход перестал быть отходом и стал бы вторичным сырьем. Всего десять лет назад это было фантастикой, но наука и техника развиваются очень быстро, и теперь мы имеем технологическую возможность организовать рентабельную стопроцентную переработку буквально всех видов отходов, образующихся в регионе. Только это делается медленнее, чем нам бы хотелось. Осталось пробить костное мышление некоторых чиновников, которым ничего не хочется менять».

Путь цивилизации

Было время, когда старые шины попросту везли на полигон «Красный Бор». Однако в естественных условиях они разлагаются более ста лет. В июле 2006 года Европейский Союз законодательно запретил сжигать или закапывать в землю использованные автопокрышки. В связи с этим многие страны начали активный поиск альтернативных способов их утилизации. Так, болгарский комбинат в городе Писариджик производит резиновые шпалы для рельсовых путей, прокладываемых в шахтах.

В июле 2006 года Европейский Союз законодательно запретил сжигать или закапывать в землю использованные автопокрышки.

Университет города Висконсин (США) предложил заливать шины жидким азотом: от этого они становятся хрупкими, и их проще дробить. Испытания показали прекрасный коэффициент сцепления асфальта, в который добавлена резиновая крошка, с автомобильными колесами и самый низкий уровень шума. Стоимость сырья из покрышек не превышает стоимости асфальта. А Колумбийский университет разработал биоразлагаемую модель: шины разлагаются под воздействием микроорганизмов с получением крошки для удобрения полей.

Правда, в основном, применяются менее экзотические способы. Водоструйная технология – шины разрываются струями воды высокого давления, бародеструкционный метод - резина под воздействием высокого давления и температуры «отжимается» из металлокорда. Озонная технология считается одной из перспективных: озон разрушает в резине связи длинных молекул, а механическое воздействие позволяет развиваться микротрещинам. В результате резина просто осыпается с металлического каркаса. Ну и, конечно, - механическое дробление. Дробить шины можно тоже по-разному. Так, московское ЗАО «НПФ “Новотех”» (работает под маркой Explotex®) предложило технологию взрывоциркуляционного измельчения шин.

Куда пойдет резиновая крошка

Американский билль о транспорте одним из первых поддержал применение резиноасфальта (срок эксплуатации дорожного полотна увеличивает практически вдвое при той же стоимости). В США это позволяет использовать в качестве сырья 30% старых автопокрышек.

Глядишь, технологии шагнут дальше, и вчерашний мусор можно будет загружать непосредственно в топливный бак, как это делали герои фильма «Назад в будущее».

Также из резинокрошки производят прокладки для железнодорожных шпал, переезды через трамвайные и железнодорожные пути, лежачие полицейские, блоки для торможения, различные ограждения и бордюры, парковочные столбики, подложки для большегрузных контейнеров, покрытия для спортивных и детских площадок (отсутствие токсичных химических примесей позволяет использовать материал при контакте с детьми и животными). Резиновые покрытия могут поглощать уровень шума до 28 децибелов, на них не задерживается снег и лед.

В Череповце своя резиновая крошка использовалась для подсыпки беговых дорожек на стадионе «Металлург», а Геннадий Тряничев рассчитывает, что сможет поставить ее на стадионы, которые строятся и реконструируются к чемпионату мира по футболу 2018 года.

Резиновая крошка используется в строительстве работах, в частности - из смеси битума и полиуретана изготавливается мягкая кровля, подсыпанная крошкой. Из нее делают прорезиненные  прокладки для наливного и теплого пола, используют для облицовки стен - она прекрасно закрывает швы и строительные стыки.

Дизтопливо из старых шин

Петербургская компания «Турмалин» (более известная поставками «мобильных крематориев» для уничтожения «санкционной» еды) разработала и производит промышленную установку «ПРОК», которая способна перерабатывать старые автопокрышки, в жидкое углеводородное топливо. «Смесь солярки и бензина» - так характеризуют ее специалисты. Помимо жидкого топлива (которое сразу можно залить в генераторную установку на основе неприхотливого танкового дизеля), установка производит топочный газ - полный аналог природного, его можно использовать в отопительных системах.

По словам Михаила Вострикова, гендиректора ЗАО «Турмалин», ничего революционного петербургские химики не создали. В основе технологии лежит известный процесс пиролиза - ускоренного низкотемпературного (до 500 ⁰С) разложения сырья. Хотя свои секреты у питерских технологов, конечно, есть. Например, им удалось подобрать правильный температурный режим и уйти от применяемых во всем мире пиролизных реакторов закрытого типа.

Чтобы запустить установку, достаточно бытового газового баллона, а при необходимости можно «разогнать» ее и на дровах. На «грязное» топливо уже нашлись покупатели - оно вдвое дешевле дизтоплива и чище флотского мазута. При переработке резины дополнительный доход приносит продажа металлического корда на вторсырье.

И петербургские технологи тут не одиноки: Южно-Уральская промышленная компания уже давно использует технологию переработки автопокрышек в топочный мазут. Так что, пожалуй, в скором времени старые шины можно будет сдать за деньги (небольшие, конечно, - вроде как за банку из-под пива). А там, глядишь, технологии шагнут дальше, и вчерашний мусор можно будет загружать непосредственно в топливный бак, как это делали герои фильма «Назад в будущее».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, студентка, 19 лет Сколько стоит образование?
Комментарии
Яндекс.Метрика