Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +18 погода в Петербурге
Доллар 66.26
Евро 73.5
Юань 9.38

Белорусский брат «Платона»

 Фото: vk.com Фото: vk.com В России продолжаются протесты дальнобойщиков против дополнительных сборов с большегрузных автомобилей. А вот в соседней Белоруссии подобная система BelToll работает с июля 2013 года, и массовых протестов ее внедрение не вызвало

Это при том, что протестуют и бастуют белорусы намного чаще россиян - вопреки распространенному у нас мифу об их «излишнем спокойствии». Хотя, конечно, не обошлось без нареканий и критических публикаций в прессе. Чем же отличается BelToll от «Платона» и что можно было позаимствовать из опыта соседей перед его внедрением - разбирался «Общественный контроль».

На платных дорогах

Начнем с того, что платными в Республике Беларусь являются далеко не все дороги республиканского значения (но зато - и ряд региональных). Плата взимается, например, на скоростных дорогах (120 км/час для легковых автомобилей и 90 км/час для фур). Честно говоря, тот, кто ехал по таким трассам - с прекрасным обзором, разделительной, удобными поворотами и съездами, оснащенными всеми необходимыми дорожными знаками и разметкой, пожалуй, и сам готов заплатить за такое удовольствие.

От оплаты освобождены многие (маршрутные автобусы, транспорт МЧС и спецслужб, колесные тракторы и мотоциклы), в том числе - транспортные средства до 3,5 тонны, зарегистрированные на территории Таможенного союза.

И тут выясняется, что платить надо далеко не всем! От оплаты освобождены многие (маршрутные автобусы, транспорт МЧС и спецслужб, колесные тракторы и мотоциклы), в том числе - транспортные средства до 3,5 тонны, зарегистрированные на территории Таможенного союза. То есть - не только белорусские, но также российские, казахстанские и армянские, попадающие в категорию «В». За проезд российских и белорусских фур плата взимается, а с легковых машин - нет.

Зато за проезд автомобиля с эстонскими, польскими или украинскими номерами придется заплатить в любом варианте.

Многие россияне, невнимательно прочтя информацию на эту тему на сайте BelToll, перед поездкой составляют альтернативные маршруты. Или уже на месте пугаются одинокого знака «Платная дорога» - без всяких шлагбаумов и пунктов сбора. В результате от греха подальше съезжают на региональную или местную («колхозную») дорогу. Главное отличие Беларуси - тут всегда есть альтернативный маршрут, по которому можно проехать, не рискуя оставить на нем подвеску, колеса и другие важные автокомпоненты.

Скорость по знаку

Если вы не торопитесь, то можно специально выбрать альтернативный маршрут - такая дорога проходит, как правило, по городам и весям. Там можно остановиться, зайти в музей, отобедать (практически везде принимают к оплате банковские карты), осмотреть церкви и костелы, крепости и линии обороны Первой и Второй мировых войн… Но если вы торопитесь, то нет никакого смысла пренебрегать скоростными трассами.

Российское неписаное правило «плюс двадцать» км\ч в Белоруссии не действует. Иногда негласно считается, что можно ездить «плюс десять», но могут оштрафовать и за незначительное превышение, особенно - в населенных пунктах.

Да, иногда могут остановить что-то крупногабаритное: к примеру, «Хаммер» или машину с домиком-караваном, чтобы проверить, не превышает ли вес сцепки 3,5 тонны. При этом белорусские гаишники, как правило, быстро разберутся и опустят вас подобру-поздорову. Предварительно, разумеется, пробив по базе:  не превышена ли где-то скорость?

Тут стоит помнить, что российское неписаное правило «плюс двадцать» км\ч в Белоруссии не действует. Иногда негласно считается, что можно ездить «плюс десять», но могут оштрафовать и за незначительное превышение, особенно - в населенных пунктах. Местные водители обычно знают, где можно чуть поторопиться, а где - не стоит. И тут можно смело ориентироваться на скорость потока, как то и предписывают ПДД.

К слову, на платных дорогах не везде разрешенная скорость - 120 км/час. Есть четырехполоски с максимально допустимыми 100 для легковых и 80 для грузовых. На региональных двухполосках это может быть и 90 км/час, а где-то и меньше. Тут главное - ориентироваться на знаки и населенные пункты. Часто при въезде в населенный пункт прямо на асфальте нанесен знак. Например, «60 км/час» - удобное напоминание, чтобы никто не забыл.

А вот деньги инспектору предлагать не стоит - ни при каких обстоятельствах. Поверьте, всегда легче и проще заплатить штраф, пусть для этого придется съехать в населенный пункт и зайти в отделение «Беларусьбанка» (хотя сейчас у большинства инспекторов есть в машинах терминалы для оплаты банковскими картами). Коррупция в Белоруссии, конечно, есть - но она вас не касается. Вымогать мелкие взятки на трассе тут давно не принято. Зато снять на скрытую камеру, как россиянин предлагает инспектору деньги, и возбудить на этом основании уголовное дело - могут запросто.

BelToll на заправке

Пункты обслуживания BelToll всегда отмечены указателями на погранпереходах. Грузовики, за которые нужно платить, лучше зарегистрировать в системе сразу. Ведь далеко не всегда платная дорога начинается от границы. А потом можно просто проскочить нужную заправку «Белнефтехим» (или другую с расположенным на ней пунктом BelToll), оказаться без регистрации на платной трассе и получить штраф. При регистрации выдают «БУ» - это «бортовое устройство», причем не всегда «бывшее в употреблении» (как расшифровывают «БУ» некоторые шутники).

Залоговая стоимость БУ - 20 евро для легковых автомобилей (только для тех, кому надо платить, - машинам с российскими номерами получать БУ не нужно) и 50 евро для грузовых.

Залоговая стоимость БУ - 20 евро для легковых автомобилей (только для тех, кому надо платить, - машинам с российскими номерами получать БУ не нужно) и 50 евро для грузовых. Залог взимают в белорусских рублях по текущему курсу Национального банка РБ. А при сдаче исправного устройства на выезде из республики этот залог вернут. Но если грузовик постоянно курсирует через Беларусь, то сдавать его необязательно, главное - потом не забыть пополнить лицевой счет.

Залоговая стоимость БУ будет возвращена при сдаче исправного устройства в любой из пунктов обслуживания.

Кроме того, в режиме предоплаты нужно внести на баланс бортового устройства от 25 до 350 евро. По мере передвижения по платным дорогам деньги с баланса будут списываться. Плата за километр варьируется от 4 до 14,5 евроцента - в зависимости от того, легковой или грузовой автомобиль, а также количества осей у грузовиков.

Если вы дальнобойщик

Итак, вы завели бортовое устройство и внесли деньги на счет в пункте обслуживания электронной системы сбора платы за проезд BelToll (все пункты работают в круглосуточном режиме). Собственно,  сама  плата за километраж (то есть списание денег с баланса) происходит так: вы проезжаете под электронной станцией - и ваше БУ издает один звуковой сигнал. Если сигнала нет или он двойной, это значит, что в систему уже поступил штраф в 100 евро.

Штрафы берут за отсутствие бортового устройства (если оно вам полагается, еще раз повторяем), а также если у вас больше осей, чем вы указали, либо БУ переставлено на автомобиль с другим номером. Стоит помнить: если у машины атермальные металлизированные лобовые стекла,   водитель должен выяснить, где зона, свободная от металлизации, и именно там разместить устройство.

Если техника ошибается

Иногда бывает, впрочем, и технический сбой самого устройства или принимающего портала. В этом случае рекомендуют как можно быстрее съехать с платной трассы, зарегистрировать свое обращение на инфолинии (ее телефонный номер указан в буклетике, который вам дадут при получении устройства) и обратиться в ближайший пункт обслуживания. Иначе вы будете ехать, слыша на каждой станции те же двойные сигналы, а потом на границе или при встрече с инспектором окажетесь перед необходимостью заплатить уже не одну сотню евро.

В первые годы после введения системы было немало нареканий от граждан РБ и от иностранцев - прежде всего на отсутствие внятного информирования (особенно на границе). А также на разного рода бюрократические препоны и нестыковки. Например, иностранец сдает бортовое устройство, узнает о штрафе, едет платить его в пункт и возвращается на границу. А там выясняется, что за эти минуты он уже заработал следующий штраф - за передвижение без бортового устройства по участку платной дороги…

Сейчас многие дефекты организации платного проезда в целом устранены (в том числе благодаря активности водителей, писавших жалобы и обращавшихся в СМИ), но не мешает в любом непонятном случае не уповать на то, что как-нибудь обойдется, а обращаться на инфолинию или в пункт обслуживания.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр Луконин, историк-краевед, 35 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Комментарии
Яндекс.Метрика