Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +7 погода в Петербурге
Доллар 65.81
Евро 75.32
Юань 9.49

Доля автокредитования растет: хочешь не хочешь, а ездить надо

 Фото: Игорь Зарембо/РИА Новости Фото: Игорь Зарембо/РИА Новости В кризис всегда так: сперва все откладывают крупные покупки до «лучших времен», а потом, скрепя сердце, идут и покупают - вне зависимости от того, наступили эти хорошие времена или нет. Потому что жить где-то надо и надо на чем-то ездить

Второе, возможно, еще и важнее: общественный транспорт тоже находится не в лучшей форме, да и тарифы на него растут быстрее цен на бензин. Поможет ли авторынку банковский сектор и какие новые программы придумали автоконцерны вместе с банкирами, выяснял «Общественный контроль».

Не имей сто друзей

За первые два месяца 2016 года доля кредитов на российском авторынке выросла с 16 до 32%, сообщают аналитическое агентство «Автостат» и Национальное бюро кредитных историй. По их данным, количество проданных в кредит легковых автомобилей выросло вдвое по сравнению с январем-февралем 2015 года (достигло 56 тысяч машин).

Объем продаж кредитных сделок по программам автокредитования в январе и феврале 2016 года удвоился относительно прошлого года

Эту информацию подтверждают и сами банки. «Объем продаж кредитных сделок по программам автокредитования в январе и феврале 2016 года удвоился относительно прошлого года», - говорит Павел Голубев, руководитель бизнеса автокредитования Дирекции розничного бизнеса Банка «Санкт-Петербург».

Получается, автомобили снова покупают в кредит. Некоторое время граждане старались приобретать машины либо на свои сбережения, либо одалживали не у банков, а у родственников и знакомых (особенно при покупке на вторичном рынке). Однако тех, у кого, как в той пословице, имеются «сто рублей» или хотя бы «сто друзей», оказалось не так много. Большинство отложило покупку нового автомобиля, решив, что пока можно покататься на старом либо просто «ходить пешком». Этот отложенный спрос, по всей видимости, и вышел на рынок.

Другое дело в том, что темпы падения авторынка оказались столь высоки, что этот локальный рост можно разглядеть лишь при внимательном рассмотрении. Но он есть, и означает, что необходимость покупки нового автомобиля для многих оказалась сильнее желания пересидеть кризис в старой машине.

Без КАСКО и прочих «мелочей»

Интересно, что растет кредитование именно в секторе бюджетных автомобилей, которые уж точно не роскошь, а средство передвижения. На это указывает тот факт, что и доля покупок в кредит увеличилась вдвое, и машин в кредит куплено в два раза больше. Кстати, наибольшее количество выданных кредитов в январе - феврале 2016 года зафиксировано в экономически развитых регионах-донорах: Москве, Петербурге, Московской области и Татарстане (более 3,5 тысячи в каждом).

Чтобы привлечь покупателя, автопроизводители, дилеры и банки идут на всевозможные ухищрения. Так, новинкой сезона стали «автокредит без КАСКО», «бесплатное КАСКО при автокредитовании» и «КАСКО, включенное в состав кредита»

И эта тенденция наверняка продолжится, ведь с 1 апреля 2016 года повышены акцизы на новые дорогие автомобили: с двигателями мощностью свыше 150 л. с. - с 365 до 402 рублей за 1 л. с. (а с 2017 года - до 420 рублей за 1 л. с.). Такие поправки внесены в Налоговый кодекс РФ. Зато акцизы на новые легковые автомобили с двигателями мощностью до 90 л. с. и от 90 до 150 л. с. остаются неизменными: они составят в первом случае 0 рублей, а во втором - 41 рубль за 1 л. с.

Чтобы привлечь покупателя, автопроизводители, дилеры и банки идут на всевозможные ухищрения. Так, новинкой сезона стали «автокредит без КАСКО», «бесплатное КАСКО при автокредитовании» и «КАСКО, включенное в состав кредита» - ни для кого не секрет, что именно необходимость оформлять дорогостоящую «вторую страховку» останавливало многих от приобретения «кредитомобиля».

При всей схожести (не надо платить за КАСКО) речь идет о трех разных финансовых схемах. Так, «бесплатное КАСКО» - это подарок покупателю, вернее - скидка на размер страхового взноса. Автовладелец при этом «добровольно-обязательную» страховку получает. В отличие от «автокредита без КАСКО», когда он берет все риски на себя (за исключением включенных в обязательный полис ОСАГО). К примеру, в случае угона ему все равно придется выплачивать кредит банку. Ну, и третий вариант - это просто увеличение кредита и суммы переплаты: за КАСКО платит банк, а покупатель выплачивает ему проценты вместе с долгом за автомобиль.

Желтые продажи и начало года

«2016 год не стал эксклюзивным - доля кредитования в автомобильных продажах в январе и феврале выше, чем в декабре по целому ряду причин, - говорит Даниил Макаршин, начальник центра автокредитования ВТБ24 в Санкт-Петербурге. - Дело в том, что в конце года приобретается большое количество автомобилей юридическими лицами (выбирают бюджет года), а также для выполнения планов автодилеров часть машин распродается по партнерам (дилерам, брокерам, региональным партнерам). Кроме того, все еще существует такое явление на рынке, как «желтые» продажи. Это фактически не проданные автомобили, которые в последующем (в январе) продадут клиентам, но для производителя и головного офиса отчет по ним будет произведен в декабре. По этой причине они не могут быть кредитными, и в декабре доля таких машин выше (поскольку автодилерам надо выполнять план года), чем в другие месяцы. В связи с этим, несмотря на традиционный для рынка всплеск продаж, в декабре доля кредитных сделок снижается».

В январе и феврале преобладают обычные клиенты - физические лица, которые планировали купить автомобиль. Как правило, в поисках спецпредложений они часто выбирают более дорогие комплектации

В январе и феврале преобладают обычные клиенты - физические лица, которые планировали купить автомобиль, подчеркнул эксперт. Как правило, в поисках спецпредложений они часто выбирают более дорогие комплектации. К марту этот процесс переходит в стадию стагнации, и в апреле цикл продаж фактически завершается. Затем автопроизводители повышают цены и выводят на рынок новинки. Потребители реагируют на эти события по-разному, но кредитная доля в покупках стабилизируется. «Безусловно, если не принимать во внимание крупные макроэкономические сдвиги, которые вызывают взрывную активность потребителей или наоборот штиль на рынке», - отметил Даниил Макаршин.

Что касается повышения цен, то оно нынче из-за падения курса рубля идет практически нон-стопом. Так, за последние две недели марта компания Volvo подняла цены на седаны S60 (на 7,0 - 10,4%) и S60 Cross Country (на 8,3%), кроссовера XC60 (на 6,1 - 8,0%), универсалов V60 Cross Country (на 7,1 - 8,6%) и V40 Cross Country (на 4,9 - 6,9%). Баварский концерн BMW повысил цены на хэтчбек 1-й серии (на 2,3 - 7,2%) и седан 7-й серии (на 1,5 - 4,3%). Подорожали японские кроссоверы Nissan X-Trail 2016 (на 2,8 - 5,9%), Mitsubishi Outlander (на 2,4 - 3,7%) и внедорожник Pajero (на 3,1 - 4,0%). Даже китайский Haval повысил цены - рост по внедорожникам составил 5 - 9% (данные агентства «Автостат»).

Зачет старой машины и «свои» банки

Федеральное правительство продолжает государственные программы поддержки автопрома (или как они еще называются - программы обновления автопарка), однако финансовые трудности сказываются и здесь. Так, Минфин выделяет деньги на госпрограмму поэтапно: в начале года было согласовано выделение 11 млрд рублей при общей стоимости программы в 22,5 млрд рублей. Впрочем, точно также частями выделялись средства и в 2015 году.

Федеральное правительство продолжает государственные программы поддержки автопрома (или как они еще называются - программы обновления автопарка), однако финансовые трудности сказываются и здесь. Так, Минфин выделяет деньги на госпрограмму поэтапно

«Программа государственной поддержи значительно влияет на поддержку спроса со стороны населения. В нашем банке в 2016 году 50% автокредитов оформлены по государственной программе субсидирования процентные ставок», - говорит Павел Голубев (Банк «Санкт-Петербург»).

С ним согласен и Даниил Макаршин (ВТБ24): «Программа льготного автокредитования, безусловно, оказала положительный эффект, так как ставки по таким кредитам намного привлекательнее стандартных условий. К примеру, в рамках предложений на KIA и Hyundai ставка в кредитном договоре составляет 7,7% годовых».

В феврале 2016 года компания «Пежо Ситроен Рус» совместно с собственным банком «Банк ПСА Финанс Рус» реализовала 38% автомобилей в кредит по специальным программам Peugeot Finance и Citroen Financial Services (Peugeot - 38%, Citroen - 38%). Citroen С4 Sedan и Peugeot 408 российской сборки по-прежнему являются наиболее популярными моделями, чему способствует программа льготного кредитования - доля кредитных продаж Citroen С4 Sedan и Peugeot 408 составила 57% по каждой марке.

По ряду программ автокредитования корреспонденту ОК-Информ удалось обнаружить суперльготную ставку в 4,2% годовых. Но, разумеется, нельзя забывать, что чудес на свете не бывает, и хотя ставка может быть и ниже потребительской инфляции, такая программа может быть «нагружена» другими обязательными платежами (про КАСКО мы уже поговорили выше).

Машины - дешевле, ставки - ниже

Действительно, многие автоконцерны снижают ставки по программам утилизации автохлама и покупке старых машин (trade-in). Так, «Автоваз» снизил в начале года выплаты по программам утилизации с 30-90 тысяч рублей до 30-50 тысяч, а по trade-in - с 40-60 тысяч до 20-50 тысяч рублей. Кроме того, по информации газеты «Ведомости», концерн перераспределяет эти средства внутри своего модельного ряда.

Многие автоконцерны снижают ставки по программам утилизации автохлама и покупке старых машин (trade-in)

О необходимости продлить подобные программы заявляют представители большинства концернов: Hyundai, Toyota, Volkswagen, Ford Sollers. Правда, многие - с оговорками: дескать, надо бы продлить, но сперва посчитаем доходы. А Ford Sollers сразу объявил, что снижает выплаты при продаже автомобилей выпуска 2015 года. Так что если вы хотели бы воспользоваться такой программой, имеет смысл поторопиться.

«Уже четко сформировалась тенденция, в рамках которой клиент пересаживается на более низкий класс автомобилей, либо покупает автомобиль б/у. Соответственно, на рынке есть определенная нехватка программ на б/у сегмент с более низкими процентными ставками. Ставки более 20% годовых клиентам на данный момент неинтересны - подводит итог Даниил Макаршин. - Безусловно, сегодня клиент более подробно анализирует свои затраты и поэтому при расчете кредита обращает внимание на переплату. Ввиду того, что госпрограмма действительно популярна из-за своих ставок, можно сделать вывод, что клиентам будут интересны ставки не более 10-13% годовых. В связи с ростом цен на автомобили, думаем, что доля кредитных продаж будет держаться в среднем на уровне 35-40%».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Татьяна, программист, 32 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии
Яндекс.Метрика