Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

Альтернатива бензину и новые рынки сбыта для российского газа

 Фото: Максим Богодвид/РИА «Новости» Фото: Максим Богодвид/РИА «Новости» Рост стоимости бензина и дизельного топлива, ожидаемый в ближайшее время, вновь сделал актуальным вопрос о переводе автомобилей на альтернативное, более дешевое топливо

Да, пока бензин и «дизель» стоят у нас дешевле, чем у ближайших соседей - стран Евросоюза и даже Беларуси. Но недавнее повышение акцизов и ожидаемое снижение курса рубля не дают повода для оптимизма: цены будут расти и в среднесрочной, и в более отдаленной перспективе. По экспертным оценкам, к 2020 году они достигнут 60 рублей за литр. Какое топливо поможет нам максимально снизить затраты на эксплуатацию автомобилей, разбирался «Общественный контроль».

Пройти все этапы

Приобретающие популярность в США и странах Западной и Центральной Европы электромобили - все же экзотика для российских условий. Несколько сотен машин на электрической тяге катается по Москве, в других регионах - считаные единицы. И дело тут, пожалуй, не только в отсутствии развитой инфраструктуры зарядных станций. Консервативный российский автовладелец внутренне не доверяет электромобилю - возможно, просто в силу того, что еще не прошел «газовый» этап альтернативного топлива.

В этом году «АвтоВАЗ» выпустил опытную партию автомобилей на газомоторном топливе - но всего лишь 300 штук Lada Largus и Lada Vesta.

Ни для кого не секрет, что высокие акцизы на бензин и дизтопливо давно уже заставили многих европейских водителей переводить свои автомобили на газ. А грузовые автомобили и автобусы во многих странах уже давно в значительной степени переведены на «голубое топливо» - от 30 до 50% всего парка. Правда, там можно сразу приобрести автомобиль, оснащенный всем необходимым оборудованием, а у нас первопроходцам приходится все делать самостоятельно. А для этого нужно собраться, выбрать фирму, найти время и деньги (стоимость установки газового оборудования составляет около 50 тысяч рублей).

В этом году «АвтоВАЗ» выпустил опытную партию автомобилей на газомоторном топливе - но всего лишь 300 штук Lada Largus и Lada Vesta. Композитные газовые баллоны на новом автомобиле снабжены встроенными предохранителями и клапанами, исключающими возможность разрыва баллона и неконтролируемый выход газа в случае ДТП. Два баллона, рассчитанные на давление до 250 атмосфер, расположены в задней части автомобиля, под полом багажника. Полностью заправленный автомобиль способен проехать 1 тысячу км без дозаправки.

Сейчас эти машины проходят сертификацию, а участие в программе компании «Газпром Газомоторное топливо» дает основания надеяться на то, что опытной партией дело не ограничится. И что газозарядные станции эта фирма построит в необходимом для рынка количестве. К примеру, в настоящее время автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС) в Петербурге всего три. И да, загружены они примерно на 12% мощности. То есть можно прямо сказать: первое время они будут работать в убыток.

Газ, да не тот

Собственно говоря, переводить автомобили на более дешевый в сравнении с бензином и дизтопливом газ начали и у нас далеко не сегодня. Еще в советское время появились автобусы и грузовики с батареями баллонов на крыше. Вдоль трасс и кое-где в городах мы видим АГЗС с надписью «пропан-бутан». И несложно догадаться, что какая-то часть автомашин использует его в качестве топлива (согласно официальной статистике их и правда не так много - около 100 тысяч на всю Россию).

Природный метан, который поступает на АГНКС по трубе и закачивается в бортовые баллоны в сжатом виде, безопасен и даже полезен для двигателя.

Стоит, однако, отметить: это совсем не тот сжатый (компримированный) природный метан, который активно продвигает в последние годы газпромовская газомоторная «дочка». Это разные виды топлива, которые отличаются друг от друга даже больше, чем бензин и «дизель». Преимущества и недостатки есть у каждого из них, точно также как газ в целом в чем-то лучше, а в чем-то - хуже бензина и дизтоплива.

Второй вариант - природный метан, который поступает на АГНКС по трубе и закачивается в бортовые баллоны в сжатом виде. У этого газа - другое октановое число, другая температура горения. Он безопасен и даже полезен для двигателя - в отличие от бензина не смывает масло со стенок цилиндров. И, что немаловажно, он дешевле сжиженного пропан-бутана.

Главный недостаток сжатого газа - он занимает достаточно большой объем. Поэтому под него переоборудуют в первую очередь крупногабаритную технику: грузовой транспорт и автобусы. Легковые под него тоже можно приспособить, но эффективнее это сделают сами автопроизводители - продав уже готовую машину со штатным газобаллонным оборудованием (ГБО).

Одна из самых распространенных фобий, связанных с эксплуатацией газового оборудования, - страх того, что газ взорвется. Это связано с действительно имеющими место авариями при эксплуатации бытового газа в зданиях и сооружениях, где он может накапливаться и достигать опасных концентраций. В то же время современное газомоторное оборудование для автомобилей в эксплуатации намного безопаснее бензиновых агрегатов. В случае неисправности предусмотрены блокировки или наоборот - аварийный выпуск газа в атмосферу, в зависимости от вида аварии.

Рекомендации «Царя Горы»

Пропано-бутановая смесь - это побочный продукт переработки нефти. Благодаря относительно высокой критической температуре, ее достаточно легко сжижать. Вспомните баллоны с бытовым газом, которые большинство из нас хоть раз эксплуатировало в сельской местности в комплекте с газовой плитой. Это точно такой же жидкий газ под точно таким же невысоким давлением до 1,6 МегаПаскаля. Правда, смешан он, скорее всего, в другой пропорции.

В Евросоюзе газ стабильно качественный. Замечено, что с одной заправки машина пробегает на нем на 5-10% больше, чем на российском.

Вообще состав пропано-бутановой смеси - не постоянный. Причем вполне официально: соотношение двух этих газов регулируется государством и зависит от климатических условий, а также от времени года. Так, зимой, согласно ГОСТу, количество пропана в смеси должно составлять 85±10%, а летом - 50±10%. Поэтому, увы, даже не в силу чьей-то недобросовестности, всегда есть риск заправить автомобиль «не таким» газом. А в условиях наших морозов летнее топливо - это экстремально холодный пуск.

Не говоря уже об опасности заправки пропан-бутана, предназначенного для газовых плит, а не двигателей внутреннего сгорания. В бытовом газе может быть превышена концентрация примесей, образующих жидкую негорючую эмульсию. Именно это может привести к преждевременному выходу из строя двигателя, на что время от времени жалуются на форумах «газомоторные первопроходцы».

Что касается качества моторного сжиженного газа, то оно различается в разных странах. В Евросоюзе газ стабильно качественный. Замечено, что с одной заправки машина пробегает на нем на 5-10% больше, чем на российском. Но в путешествии может понадобиться штуцер-переходник: еще не во всех странах оборудование стандартизировано. У нас же качество сжиженного газа часто зависит от региона и поставщика.

Метан приходит по вертикали

Относительно недорогой бензин и появление экономичных инжекторных двигателей привели к тому, что «снизу» российский автопарк на газ такими темпами, как сегодня, не перейдет никогда. Потребовалось вмешательство государства, тем более что для «Газпрома» это, как ни крути, дополнительный рынок сбыта. По большому счету, в государственном вмешательстве нет ничего необычного - это обычная международная практика при внедрении альтернативных источников энергии. У соседей государство точно также продвигает электромобили.

С 1 января 2016 года для «газомобилей» обещали обнулить транспортный налог - и оставили его в полном объеме. Точно так же нет льготных кредитов на установку в автомобиль ГБО.

Проблема у нас в другом - отсутствии государственного стимулирования для частных лиц и небольших компаний. С 1 января 2016 года для «газомобилей» обещали обнулить транспортный налог - и оставили его в полном объеме. Точно так же нет льготных кредитов на установку в автомобиль ГБО. Но все-таки есть и у нас государственная программа перехода на альтернативное топливо.

Еще в мае 2013 года вышло распоряжение правительства РФ об использовании природного газа в качестве моторного топлива. Согласно этому документу, к 2020 году в российских городах-миллионниках на газомоторное топливо должно быть переведено не менее половины парка общественного транспорта и дорожно-коммунальной техники. Города с числом жителей от 300 тысяч до миллиона должны будут перевести на газ треть парка, с 100 - 300 тысячами жителей - 10%. И вот тут как раз и предусмотрены субсидии из федерального и местных бюджетов.

О том, какая борьба развернулась вокруг госдотаций (в 2016 году на эти цели выделено 3 млрд рублей), OK-Inform уже писал.

Как это сделать

Для того чтобы переоборудовать свой автомобиль под газомоторное топливо, лучше всего обратиться к авторизованным дилерам. К сожалению, пока не все автопроизводители предоставляют такой вид сервиса. Но эксперты предостерегают от установки оборудования самостоятельно или в сомнительных «гаражных» фирмах. Дело в том, что современное оборудование требует компьютерной настройки, и делать это должны специалисты.

Эксперты предостерегают от установки оборудования самостоятельно или в сомнительных «гаражных» фирмах. Современное оборудование требует компьютерной настройки, и делать это должны специалисты.

Времена, когда простейшие агрегаты устанавливались на карбюраторный двигатель «народными умельцами», ушли в прошлое. А ставить морально устаревшее оборудование даже на подержанную машину не рекомендуется. Наоборот - поскольку газовое оборудование эксплуатируется достаточно долгий период, его можно будет переставить на новый автомобиль - при условии, если двигатель у него будет такого же объема, что и старый.

Современное оборудование позволяет эксплуатировать автомобиль и на газе, и на бензине. То есть по факту получается гибридный двигатель. К примеру, в морозы запускать двигатель лучше на бензине, а когда он прогревается, система автоматически переводит его на газ. Это удобно и в случае, если вы не успели вовремя заправиться газом, а то и вообще «обсохли»: за газом с канистрой не сбегаешь, а за бензином - вполне.

Перевести на газ можно и дизель - такую операцию делают реже, но она возможна и улучшает характеристики и жизненный цикл двигателя (так же, впрочем, как и бензинового). При этом дизель работает не на «сухом» газе, а на смеси газа и дизтоплива - при запуске он требует больше жидкости, при дальнейшей работе потребляет 85% газа и 15% солярки. Подобные автомобили выпускает «КамАЗ», и на такой смеси газа и дизтоплива гоняет один из спортивных грузовиков команды «КамАЗ-Мастер».

От Петербурга до Казани

Эксперты полагают, что перевод общественного и коммунального автотранспорта на газ принесет стране 1 трлн рублей экономии ежегодно. В 2015 году екатеринбургские автопредприятия получили 87 автобусов, работающих на природном газе: 58 «МАЗов» и 47 «НефАЗов». Новосибирск закупил 12 автобусов-газоходов «НефАЗ-5299». В Кабардино-Балкарию в марте прибыли 28 новых автобусов на газомоторном топливе. Это уже вторая партия: в конце 2015 года Нальчик получил 26 таких машин. Всего же контракт заключен на закупку 135 единиц. Запас хода этих машин составляет 700 км, что позволяет заправлять их раз в два дня.

В Петербурге на линии уже выходит 51 автобус на метане. Всего в этом же году комитет по транспорту объявил конкурс на закупку 47 автобусов, работающих на газомоторном топливе.

В Петербурге на линии уже выходит 51 автобус на метане. Правда, первые 45 появились в 2014 году. Еще 6 - в начале 2016-го. Всего в этом же году комитет по транспорту объявил конкурс на закупку 47 автобусов, работающих на газомоторном топливе. Стоимость лота - 661 млн рублей, техника должна быть поставлена не позднее ноября. Но это уже скорректированная программа - по плану город должен приобрести в этом году 88 машин для ГУП «Пассажиравтотранс». Однако средств на закупку оставшихся 41 автобуса в городском бюджете не предусмотрено. При этом с 2017 года темпы закупок газомоторной техники для «Пассажиравтотранса» должны увеличиться вдвое - до 162 единиц.

Пока в лидерах по программам внедрения газомоторного топлива - Республика Татарстан. В марте там стартовал прием заявок на получение субсидии при переоборудовании автомобилей для использования метана в качестве топлива. Из бюджета республики на эти цели выделено 75 млн рублей, еще 300 млн рублей выделил партнер - все та же компания «Газпром Газомоторное топливо». В зависимости от вида техники субсидирование составляет от 15 до 30%.

Важно то, что участие в программе могут принять не только юридические, но и физические лица. Кроме того, для юрлиц предусмотрены целевые займы под 1% годовых на 6 - 12 месяцев. А для физлиц - выдача индивидуальных топливных карт на безвозмездное приобретение 1,5 тысячи кубов метана. А республиканские аграрии получают еще и субсидию на приобретение машин, тракторов, специального и грузового автотранспорта, работающих на газомоторном топливе, в размере 40% от их стоимости.

Как показал опыт Татарстана, многих потенциальных частников - участников программы останавливает необходимость оформления немалого пакета документов. Точно так же после установки ГБО необходимо возить с собой все сертификаты на это оборудование. Да и дополнительное ТО придется проходить регулярно - на это тоже потребуется определенное время.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дмитрий, в поиске работы, 28 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии