Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +9 погода в Петербурге
Доллар 64.21
Евро 70.68
Юань 9.15

Секреты коробок: механика, автомат или робот?

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org Сегодня производители автомобилей предоставляют покупателю широкий выбор коробок передач - от традиционной механической до продвинутого автомата и современного робота (напомним: робот и автомат - это два совершенно разных агрегата). Часто одну и ту же модель можно приобрести в трех видах - с любой из коробок скоростей на выбор

Не вмешиваясь в споры между горячими сторонниками той или иной системы, «Общественный контроль» разбирался, какую коробку лучше выбрать и за какой из них - будущее.

Цена, качество и традиция

С точки зрения покупателя, коробка переключения передач, как и любой другой агрегат, должна отвечать классическому соотношению «цена - качество». Причем в понятие «качество» входят не только комфорт и удобство, но и долговечность работы, а также такой параметр, как ремонтопригодность. Увы, подавляющее большинство современных агрегатов рассчитаны на постоянно обновляющийся парк автомобилей.

Автоконцерны сегодня исходят из того, что их машины не будут эксплуатировать десятилетиями, передавая из рук в руки и по наследству (как, впрочем, любую технику - от стиральных машин до микроволновок).

Автоконцерны сегодня исходят из того, что их машины не будут эксплуатировать десятилетиями, передавая из рук в руки и по наследству (как, впрочем, любую технику - от стиральных машин до микроволновок). Поэтому и коробки передач ремонтировать теперь дорого, сложно - да и результат обычно оставляет желать много лучшего. Причем касается это не только сложных автоматов и роботов, но и обычной механики. Времена старого Opel серии F16, у которого заменить коробку передач было едва ли сложнее, чем колеса или свечи, безвозвратно ушли в прошлое.

Все дело в том, что и механическая коробка переключения передач (МКПП) стала сегодня сложнейшим агрегатом, насыщенным высокоточной механикой. И главным ее плюсом является теперь не долговечность, а первоначальная стоимость: автомобили с механической трансмиссией стоят дешевле тех, которые оснащены АКПП и роботом. Секрет кроется в себестоимости производства - она традиционно ниже для производителя, не требует электронной отладки и постоянной работы с программным обеспечением. То есть дешевле она при покупке, но не в процессе эксплуатации или ремонте. Вот, собственно, и все традиции.

Известно, что новичкам многие автоинструкторы советуют «сперва поездить на механике», чтобы «понять принцип переключения скоростей». Однако это совет, скорее, из серии «купить первую машину подержанную - на убой» и «не поворачивать руль на месте». Наоборот, в руках новичка срок жизни МКПП значительно сократится, так что многим лучше сразу начинать с автомата или робота.

А традиция касается, скорее, того водителя, который уже давно (всю жизнь) ездит с МКПП, и такая езда ему нравится. Раз так - зачем менять привычки: современные механические коробки намного удобнее старых, работают мягче и не передают вибрацию на ручку переключения скоростей, как это бывало у коробок с жесткими тягами.

Автомат - что у него внутри?

Несмотря на то что коробка-автомат эксплуатируется уже десятилетиями, успела прочно войти в нашу жизнь и выросло поколение водителей, в принципе не пользовавшихся другими коробками, определенное недоверие к автомату сохранилось до сих пор. Причем даже у тех, кто использует его не первый год: кто его знает, что происходит у него внутри?

Кроме того, распространен страх самопроизвольного переключения автомата на первую скорость при обгоне «по встречке». Особенности национального вождения вкупе с состоянием отечественных дорог (отсутствие широких асфальтированных обочин и т.д.) не оставляет в таких случаях шанса избежать серьезного ДТП. А такое и правда случается: вот недавно Ford Motors отозвал более 202 тысяч автомобилей именно из-за таких неполадок с автоматической коробкой передач.

Основа работы АКПП - это гидравлика, но современный пяти-, шести- и тем более восьми-, девятиступенчатый автомат - это прежде всего электроника.

Увы, автомобиль - это источник повышенной опасности, тут ничего не поделаешь. И выходят из строя далеко не только автоматические коробки. Тут универсального рецепта нет - разве что вовремя проходить плановые ТО и диагностику. Кстати, это касается и АКПП. Своевременная замена масла, причем - использование «родного», рекомендованного производителем, если и не продлит срок службы агрегата до бесконечности, то сделает его эксплуатацию максимально безопасной.

Основа работы АКПП - это гидравлика, но современный пяти-, шести- и тем более восьми-, девятиступенчатый автомат - это прежде всего электроника. Компьютер управляет соленоидами, которые из обычных клапанов (как это было на «автоматах» первого поколения) превратились в устройства, постоянно и плавно меняющие сечение гидроканалов (а значит - и давление в них) в зависимости от того, как водитель выжал педаль газа.

Гидротрансформатор является важнейшей частью автомата: фактически это гидравлический редуктор, который снижает обороты и повышает крутящий момент, передавая энергию двигателя через поток жидкости (трансмиссионного масла). Хотя принцип его работы остается неизменным, он также превратился в сложный узел с механическими частями, находящимися под управлением компьютера.

Во всех рекламных буклетах говорится о том, что АКПП помогает снизить потребление горючего двигателем (в сравнении с «механикой») и понизить уровень вредных выбросов. В целом это действительно так, хотя экономии и повышения экологической составляющей удалось добиться в первую очередь благодаря использованию нового поколения двигателей. Однако экономия и экология во многом зависят и от манеры вождения. Почти тех же показателей может добиться и опытный спокойный водитель, использующий МКПП. И наоборот - новичок или любитель агрессивной езды добьются повышенного расхода топлива. Не говоря уже о режиме движения в городских пробках.

Робот из гаража Николая II

Современную роботизированную коробку передач называют еще преселективной (от preselect - «предварительно выбирать»). Состоит она фактически из двух коробок, причем у каждой - свое сцепление. Одна отвечает за четный ряд передач и задний ход, другая - за нечетный ряд передач. При переключении передач используется принцип наложения: при включенной нечетной передаче следующая четная включена «предварительно».

Сцепления поочередно соединяют двигатель с колесами за предельно короткое время, недоступное МКПП с ручным управлением, - хотя принцип работы у робота такой же. В этом смысле робот - это тоже определенное возвращение к традиции, от автомата - к «механике». Этот эффект усиливает наличие у робота полуавтоматического режима, когда скорости переключаются как бы вручную. То есть, конечно, переключает скорости компьютер, но по непосредственному выбору водителя.

Кегресс в 1909 - 1917 годах жил и работал в России, служил личным шофером Николая II и заведующим технической частью императорского гаража в звании прапорщика.

Да и вообще - впервые принцип работы коробки переключения передач с двумя сцеплениями инженер компании Citroën Адольф Кегресс описал еще в 1930 году. Разве что в ту пору уровень технологий не позволил внедрить его разработки в производство. Любопытно, что Кегресс в 1909 - 1917 годах жил и работал в России, служил личным шофером Николая II и заведующим технической частью императорского гаража в звании прапорщика. Его изобретения тех времен также хорошо известны в мире, а «подвеска Кегресса» устанавливалась, в том числе, на знаменитые бронеавтомобили «Остин - Путиловец».

У нас сегодня наиболее известна немецкая роботизированная коробка с двумя сцеплениями DSG, которую одним из первых начал устанавливать на свои серийные автомобили автоконцерн Volkswagen. Вернее, наиболее известна первая, не вполне удачная «сухая» семиступенчатая DSG, имеющая большое количество нареканий. Ряд экспертов действительно не рекомендует покупать подержанные «Вагены» с «сухой» семиступенчатой DSG первых годов выпуска (2008 - 2009), позже конструктивные проблемы были в целом решены. Хотя многие ездили и продолжают ездить на таких автомобилях, не испытывая каких-то неудобств.

Кроме того, по-прежнему существуют и «масляные» роботы, к которым никогда не было существенных претензий. Да и роботов помимо DSG существует немало: DCT M Drivelogic (BMW), PDK (Porsche), Powershift (Ford и Volvo), Speedshift DCT (Mercedes-Benz), S-Tronic (Audi), TCT (Alfa Romeo), Twin Clutch SST (Mitsubishi) и другие.

Все три типа коробок переключения передач продолжают развиваться и совершенствоваться, но вряд ли мы увидим на рынке что-то принципиально новое. Вектор развития цивилизации указывает сегодня на электромобили и гибридные машины, которым, как известно, вообще не нужны сложная механика и гидравлика. Электромотор с простейшим управлением может передавать на колеса какой угодно крутящий момент, и, по всей видимости, в ближайшее время он окончательно похоронит все эти сложные и прекрасные агрегаты - плод напряженной работы мировой инженерной мысли на протяжении почти ста лет.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Инна, инспектор РЖД, 36 лет Что бы вы сделали, превратившись в Деда Мороза?
Комментарии
Яндекс.Метрика