Российские добавки в моторное масло завоевывают рынки третьих стран
То, какую нишу заняли на мировых рынках российские масла и добавки к ним, выяснил «Общественный контроль».
Подделки под российское
Вряд ли кому-то удавалось сразу выйти на рынки крупнейших экономик мира - они перенасыщены предложением и давно поделены между мировыми производителями. Поэтому завоевание мировых рынков большинство производителей начинает, как правило, с третьих стран. В этих странах - традиционно более низкий платежеспособный спрос. И при условии более низкой цены и сопоставимого с признанными мировыми производителя качества в определенной нише можно достигнуть неплохого успеха.
Таким примером «нишевого продукта» являются российские добавки в моторные масла. В Болгарии, к примеру, в последние годы появился «народный бренд» - «российская присадка». Началось с того, что потребитель, заходя в магазин автотоваров, часто не мог вспомнить название конкретной добавки в моторное масло и спрашивал у продавца «российскую присадку».
С одной стороны, это - повод гордиться отечественными инженерами и компаниями-производителями. С другой - результатом стало появление за последние полтора года присадок неизвестных брендов и сомнительного качества, попросту говоря - подделок, которые предлагаются по демпинговой цене и позиционируются как «российская присадка». О подобных сомнительных жидкостях, которые даже в кризисные времена далеко не всякий рискнет заливать в свой двигатель, «Общественный контроль» уже писал.
Для двигателей с пробегом
От Мексики до Нигерии и от Уганды до Казахстана «российскую присадку» рекомендуют использовать после операции по восстановлению ресурса двигателя. Например, в Гватемале, где очень старый автомобильный парк (до сих пор широко распространены автомобили, выпущенные в середине 90-х годов ХХ века). Местные умельцы предлагают сервис по очистке двигателя от накопившихся за десятилетия продуктов горения и восстановлению металлических частей (Carbon cleaning service).
Хотя заокеанские специалисты по авторемонту и закупают российские добавки, они считают их отнюдь не панацеей, а лишь частью комплексных мероприятий по продлению ресурса моторов.
По словам представителя компании Eco Novedades Эдди Рояса (Eddy Adalberto Rodas Rojas), использование подобных добавок в моторное масло (термин «присадка» - не совсем корректный, хотя и прижившийся в народе, как видите, почти по всему миру) позволяет в значительной степени улучшить параметры работы двигателя. Стоит отметить, что, хотя заокеанские специалисты по авторемонту и закупают российские добавки, они считают их отнюдь не панацеей, а лишь частью комплексных мероприятий по продлению ресурса моторов.
И это уже похоже на правду, поскольку чудес на свете не бывает, и даже самое лучшее масло и горючее не заменят необходимости капитального ремонта двигателя, раз уж возникла необходимость в этой недешевой операции.
Так что, если ваш мастер начинает настоятельно рекомендовать ту или иную «волшебную» присадку, лучше всего выслушать его внимательно, а потом проконсультироваться с другим специалистом. Дело в том, что производители масел и добавок в них часто продвигают свою продукцию через рядовых мастеров СТО. К примеру, в обмен на использованные упаковки от расходников те могут получить от поставщиков фирменную спецодежду, индивидуальные чистящие средства, стеллажи, какое-то оборудование и т.д. - на что хватит фантазии у маркетолога и финансов у дилера.
Для современных двигателей
По словам Василия Кузьмина, генерального директора компании «ВМПАВТО» (петербургского производителя масел и смазок), добавки в моторное масло могут потребоваться и в практически новый двигатель. В частности, он рассказал «Общественному контролю» об эксперименте, поставленном специалистами его компании с использованием автомобиля Range Rover Sport, оснащенном турбодизелем объемом 3 литра и мощностью 298 л.с.
Проведенные исследования показали, что уже через 3 тысячи км пробега после очередного ТО масло насыщается мельчайшими частицами сажи - продуктами горения топлива и стремительно теряет вязкость.
После прохождения автомобилем ТО-1 (15 тысяч км) в отработанном масле были обнаружены… мелкие частицы металла. Их происхождение не вызывало сомнений: поршень «снял стружку» с цилиндра. Однако такого не должно было произойти, если бы моторное масло сохраняло свою вязкость (использовалось штатное Castrol Edge 5W-30 Titanium, Professional A5).
Проведенные исследования показали, что уже через 3 тысячи км пробега после очередного ТО масло насыщается мельчайшими частицами сажи - продуктами горения топлива и стремительно теряет вязкость. То есть 5W-30 превращается фактически в 5W-10. Причем характерно это именно для современных экологически чистых двигателей, которыми оснащаются машины премиум-класса.
Причина также со временем была найдена (первые исследования, в ходе которых и были частицы металла в отработке, проведены в конце 2015 года). И кроется она в наличии автоматической регенерации сажевого фильтра, в котором каждые 400 - 500 км пробега, по мере накопления сажи, происходит ее сгорание. Температура в фильтре в эти моменты повышается до 550 - 600 (а то и до 700) градусов Цельсия. Такая температура достигается впрыском повышенного объема топлива в двигатель. Часть топлива при этом в цилиндрах не сгорает, а попадает в фильтр, где и догорает, поджигая углерод.
Наличие такого саморегенерирующегося фильтра и создает проблемы с вязкостью моторного масла. Как отмечает Василий Кузьмин, таким образом, цивилизация приносит ресурс двигателей в жертву - в пользу чистого воздуха. Выхода из этой ситуации специалисты видят два: или менять моторное масло каждые 3 тысячи км пробега, или использовать стабилизатор вязкости - добавку, восстанавливающую его первоначальные параметры.
Скептики на новых автомобилях
Стоит отметить, что владельцы новых автомобилей гораздо более скептически относятся и к подобным исследованиям, и к добавкам в моторное масло как таковым. Причем это могут быть одни и те же люди. К примеру, ездил человек на стареньких «Жигулях», активно пользовался разного рода добавками и присадками и был вполне доволен производимым ими эффектом. Но вот он приобрел новую иномарку (пусть даже российской сборки) - и теперь остерегается заливать в мотор что-либо кроме масла, рекомендованного производителем.
Так что тут ситуация во многом зависит от производителя, от его настроя работать с новыми поставщиками и их инновационными разработками. Для российских производителей в этом сегодня во многом помогает процесс импортозамещения. В частности, по такому пути пошли «КамАЗ» и ОМЗ (компании принадлежит, в частности, завод по производству горнопромышленных экскаваторов в Колпино), а также примкнувший к ним белорусский «БелАЗ». В списке рекомендованных ими масел и смазок появились отечественные, ничем не уступающие импортным аналогам, а то и превосходящих их по ряду показателей.
Так что, быть может, недалек тот день, когда подобные присадки в моторное масло, улучшающие его характеристики, будут официально одобрены автопроизводителями. Но, скорее всего, их будут добавлять в него на стадии производства, и конечный потребитель не заметит никакой разницы - разве что очередной рекламный плакат на АЗС о том, как о нем заботится известный производитель масел. И, заливая это масло в двигатель, автолюбитель чуть скривится, разглядывая полки с добавками, пока что не рекомендованными заботливой корпорацией.
- Подержанные автомобили за год подорожали в Петербурге в полтора раза
- В России утвердили план развития и поддержки инжиниринговой деятельности
- Правительство Петербурга подготовило второй пакет мер по поддержке бизнеса
- Полицейским могут разрешить вскрывать автомобили без участия собственника
- Любая дорога теперь сможет стать платной