Зачем Lada Vesta EV открытые технологии Tesla Motors?

Фото: http://www.ladavesta.net Фото: http://www.ladavesta.net
Два события произошли почти одновременно: одно - мирового, другое - российского масштаба. Основатель Tesla Motors Элон Маск объявил о том, что патентованные технологии его компании отныне будут открыты для свободного использования желающими. А в России «АвтоВАЗ» представил тестовую версию своего электромобиля Lada Vesta EV на отраслевом фестивале авторской песни «Росатома» U-235 в Ленобласти.

Как связаны эти два события и нужны ли вообще российскому электромобилю открытые технологии Tesla Motors - разбирался «Общественный контроль».

Новая волна электричества

Строительство электромобилей вот уже не первый год топчется на пороге своего «бума», который так все и не наступает. Вроде и сами электрокары стали более совершенными и по комфорту не уступают своим собратьям с двигателями внутреннего сгорания. И цены на горючее, несмотря на падение котировок сырой нефти, держатся на высоком уровне, и инфраструктура быстрых электрозарядных станций создана во многих странах. А все не хватает мировому сообществу автомобилистов какого-то совсем небольшого толчка.

То есть все понимают необходимость развития «зеленых» технологий. Но при этом пойти и приобрести в собственное пользование экологически чистый и прогрессивный электромобиль готов далеко не каждый. Кто знает, возможно, над машинами, которые приводятся в движение электричеством, до сих пор висит «проклятие ХХ века».

Напомним, что первыми автомобилями, созданными еще в середине XIX века, были именно электромобили. Они были совершеннее и быстрее остальных машин: паровых, духовых (работающих на сжатом воздухе) и оснащенных двигателями внутреннего сгорания. В 1897 году парки электрических такси были созданы в Лондоне и Нью-Йорке. В 1900 году 38% автомобилей в США приводились в движение электромоторами, 40% - паром и только 22% работали на бензине.

Машина мирного времени

Считается, что точку в этом победном шествии электричества поставило несовершенство аккумуляторных батарей и открытие новых месторождений нефти - последнее привело к резкому удешевлению бензина. Но на самом деле электромобили просто не смогли пережить две мировые войны - это и есть упомянутое выше «проклятие ХХ века». Все научные силы человечества были брошены на гонку вооружений, были созданы мощные двигатели внутреннего сгорания, единственно применимые не только на фронте, но и в тылу во время военной и послевоенной разрухи.

Первыми автомобилями, созданными еще в середине XIX века, были именно электромобили. Они были совершеннее и быстрее остальных машин: паровых, духовых (на сжатом воздухе) и оснащенных двигателями внутреннего сгорания.

И электромобиль - как машина мирного времени, требующая постоянно действующей инфраструктуры, - просто не выдержал конкуренции. Сперва - в неблагоприятных для него условиях военного времени. И позже - с уже гражданскими автомобилями, использующими разработанные для войны конверсионные двигатели внутреннего сгорания, не только бензиновые, но и экономичные дизельные. Подобно тому, как в те же послевоенные годы портные массово шили пиджаки - из френчей и пальто - из шинелей.

Возможно, именно милитаризованное российское сознание («Если завтра война, если завтра в поход» - это у нас сидит в подкорке), а не отсутствие необходимой инфраструктуры тормозит развитие частного электротранспорта в России. В конце концов, отсутствие развитой сети проезжих дорог не остановило у нас всеобщей автомобилизации.

Судите сами: по данным аналитического агентства «Автостат», за первые шесть месяцев 2016 года продажи новых электромобилей в России составили… 33 единицы, что на 28% меньше, чем за аналогичный период 2015 года (46 штук). При этом около 70% всех электрокаров (23 штуки) встали на учет в столичном регионе (в Москве и Подмосковье), 3 машины отправились в Приморский край, по 2 - в Татарстан и Краснодарский край. Еще по одному электромобилю приобрели жители Петербурга, Томской и Пензенской областей. Над такой статистикой в пору лишь грустно усмехнуться.

Разоблачение мифов

И вот на этом фоне «АвтоВАЗ» создает свои первые электромобили. Да, Lada Vesta EV (от англ. electric vehicle - электрическое транспортное средство) - более совершенная, но не первая созданная в XXI веке в Тольятти отечественная машина на электрической тяге. Еще в 2013 году концерн построил первые электромобили El Lada (Electric Lada) - на базе «Лада-Калина», вложив в ее разработку 10 млн евро. 8 таких машин в настоящее время работают в качестве такси в Кисловодске (Ставропольский край).

Стоит отметить, что, по условиям контракта, завод предоставил на электромобили хорошую скидку, и часть стоимости машин должен был компенсировать краевой бюджет. Таким образом, цена «Эл Лады» для ставропольских таксистов составила около 610 тысяч рублей против розничных 1,25 млн. Напомним, это был докризисный, «тучный» 13-й год - с тех пор ситуация на российском автомобильном рынке коренным образом изменилась.

По всей видимости, точно так же, как «обычная» Lada Vesta была призвана разоблачить миф о неспособности отечественного автопрома создать «нормальный автомобиль», так и Lada Vesta EV на электрической тяге должна доказать, что российский электромобиль - ничем не хуже зарубежного. Действительно, если до уровня Tesla Model X по своим характеристикам она и не дотягивает, то до уровня Mitsubishi i-MiEV, Nissan Leaf и Renault Twizy - вполне. Кстати, стоимость Lada Vesta EV - тоже вполне себе «международная», около 3 млн рублей.

Путь на север

Мощность электродвигателя Lada Vesta EV - 60 кВт (примерно 82 л. с.). Машина способна разгоняться до 140 км/час, при этом «соточку» она набирает за 15,5 секунды. Двигатель запитан от литий-ионных батарей энергоемкостью 25 кВт/час. Время их полной зарядки от бытовой сети составляет 9 часов (удобно поставить заряжаться на ночь - по ночному тарифу). Время зарядки от мощной «колонки» - 30 минут.

Сегодня на вазовские электромобили устанавливают китайские литий-железо-фосфатные аккумуляторы. Электродвигатель и прочая бортовая электроника - тоже импортная, швейцарская (фирмы MES и BRUSA).

Полной зарядки хватает в среднем на 150 - 170 км пробега. К сожалению, тут есть, как говорится, нюанс. Опыт эксплуатации «Эл Лады» показывает, что зимой расход электроэнергии увеличивается: довольно много зарядки съедают электроотопитель, обогрев лобового и заднего стекол, подогрев передних сидений… Возможно, эти системы на новой Lada Vesta EV более экономичные, но вряд ли эта проблема решена полностью. Это еще одна серьезная проблема для России, поскольку страна - северная и мороз - повсюду.

Вот тут-то и может пригодиться доступ к технологиям Tesla. Ведь сегодня на вазовские электромобили устанавливают китайские литий-железо-фосфатные аккумуляторы (производства фирма Thunder Sky). При этом стоит отметить, что электродвигатель и прочая бортовая электроника - тоже импортная, швейцарская (фирмы MES и BRUSA).

Вряд ли, конечно, «проблема холода» и компанией Элона Маска решена полностью. Но, во-первых, компания уже объявила о работе над проектом магистрального грузовика, который должен прийти на смену дизельным седельным тягачам. А такая машина должна уметь работать и в условиях зимы. А во-вторых, даже просто оттолкнувшись от разработок Tesla, инженерам будет проще решить эту задачу, не опасаясь при этом получить иски от правообладателей.

Всеобщий старт

Стоит отметить, что работать в этом направлении будут не только российские инженеры, но и специалисты всего мира, ведь Россия - не единственная страна, в которой зимой бывают морозы. А электромобили проектируют не только упомянутые Mitsubishi и альянс Renault-Nissan. Треть своего бюджета планирует потратить на разработку и внедрение в производство электромобилей концерн Audi.

Электромобили проектируют не только упомянутые Mitsubishi и альянс Renault-Nissan. Треть своего бюджета планирует потратить на разработку и внедрение в производство электромобилей концерн Audi.

Об амбициозных планах заявил и Porsche. Он намерен в 2019 году начать сборку электрокара, который позиционируется как конкурент Tesla Model S. На заводе в Цуффенхаузене планируется создать к этому времени 1 400 рабочих мест и принять в штат еще около 350 программистов для обслуживания ПО бортовых компьютеров. В этот проект компания намерена инвестировать около 1 млрд евро.

Кроме того, существуют такие компании, как автоателье Electric Motor Werks, занимающееся переделкой обычных автомобилей в электромобили. Буквально только что они представили свою версию седана BMW третьей серии в кузове Е46 под названием BMW i3. Машина оснащена мощным электродвигателем (300 л. с.), который позволяет ей разгоняется до 200 км/час. При этом до 100 км/час «электробэха» разгоняется всего за 6 секунд. Полной зарядки батарей машине хватает на 290 км.

Кто знает - быть может, будущее за такими небольшими фирмами, а не мировыми автогигантами. Вот и в Петербурге в ближайшее время может появиться завод по производству электрокаров для нужд ЖКХ и аккумуляторных батарей к ним. Инвестиции в проект оценивают всего в 50 млн долларов. Уже создана рабочая группа, в которую вошли представители «Россетей», «Ленэнерго» и «Горэлектротранса». Оператором проекта выступает ОАО «Аккумуляторная компания “Ригель”». К слову, свою историю эта компания ведет от основанного в августе 1897 года акционерного общества «Русские аккумуляторные заводы “Тюдоръ”». Первое в стране производство аккумуляторных батарей было открыто как раз под бурно развивавшийся тогда мировой рынок электромобилей. 

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Повышение каких цен опустошит ваш кошелек?
Реклама