Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +14 погода в Петербурге
Доллар 71.68
Евро 87.33
Юань 1.12

Уступит ли беспилотный «КамАЗ» дорогу беспилотному «Лексусу»?

 Фото: www.vitalykuzmin.net Фото: www.vitalykuzmin.net Использование беспилотных машин позволит сократить количество ДТП на 80-90%, поскольку причиной 80% аварий является человеческий фактор. Такой прогноз дал зампред правления госкомпании «Автодор» Александр Носов на только что завершившейся в Петербурге международной конференции по интеллектуальным транспортным системам. Когда уже наступит светлое будущее и «машины без шофера» помчат нас по идеальным безаварийным магистралям, разбирался «Общественный контроль»

Роботу нужен свет

В России считается само собой разумеющимся, что все современное, высокотехнологичное и более-менее инновационное обязательно должно быть очень и очень платным. Как нельзя лучше в эту концепцию ложится и полное название вышеупомянутой конференции: «Роль и место интеллектуальных транспортных систем в сети платных автомобильных дорог Российской Федерации. Современные тенденции развития».

При полном переходе на использование беспилотных транспортных средств, отпадет необходимость в обочинах, разделительных полосах движения, барьерных ограждениях, освещении, дорогостоящих элементах светоотражения

Кроме мечты о безаварийности, Александр Носов озвучил мечту любого дорожника об экономии на современных системах безопасности: «В перспективе, при полном переходе на использование беспилотных транспортных средств, отпадет необходимость в обочинах, разделительных полосах движения, барьерных ограждениях, освещении, дорогостоящих элементах светоотражения».

Тут, конечно, стоит отметить, что подавляющее большинство российских дорог и так не имеют обочин, разделительных полос, барьерного ограждения, освещения и светоотражателей. Поэтому осталось не так много: сделать их платными и пустить по ним беспилотные авто, способные ориентироваться на них в полной темноте по сигналам спутника.

Увы, существующим сегодня беспилотным автомобилям все эти элементы строго необходимы, да вдобавок они еще неспособны двигаться по заснеженным и обледенелым дорогам. Так что, к некоторому разочарованию дорожников, трассы им придется чистить еще довольно долго.

Сверимся с фотокарточкой

То, что компьютерная компания Google разрабатывает беспилотный автомобиль, известно давно. Напомним, что этим проектом занимается лаборатория Google X, а возглавляет ее инженер Себастьян Трун, директор лаборатории искусственного интеллекта Стенфордского университета. Он же - один из создателей популярного Интернет-сервиса Google Street View.

Система использует информацию из Google Street View, сверяя ее картинки с изображением видеокамер

Всерьез о проекте заговорили, когда в 2010 году Google прошли испытания автомобилей, оборудованных беспилотной системой: шесть Toyota Prius, три Lexus RX450h и один Audi TT. Система использует информацию из Google Street View, сверяя ее картинки с изображением видеокамер. Также в системе работает датчик LIDAR, установленный на крыше автомобиля - по нему всегда легко узнать «Гугломобиль», радары в передней части авто и датчик, подключенный к одному из задних колес.

Автомобили, управляемые автоматической системой, прошли тогда 1600 км полностью автономно по самым обычным дорогам - правда, американским (никаких специальных дорог строить для беспилотных автомобилей не пришлось). Весной 2014 года компания объявила, что их автомобили прошли почти 1,1 млн км. Одновременно был показан прототип нового беспилотного авто, у которого нет ни руля, ни педалей - он полностью автономен и не требует вмешательства человека.

Человеческие ошибки

Хотя у робота, управляющего беспилотным автомобилем, нет рук и ног - да и вообще его интеллект существует не только внутри автомобиля, но и раскидан по «облачным» сервисам Google, у него оказалось гораздо больше общего с человеком, чем считалось изначально. Так что, устранив «человеческий фактор», ученые и инженеры создали нечто очень похожее на своих творцов. Проблемы начались аккурат в 2016 году - как раз когда компания готовилась торжественно объявить о выходе «автономов» на широкие рынки.

Автомат не устает, не засыпает за рулем, тем более - не выпивает, не болтает по телефону, не посылает СМСки и может гонять по дорогам круглосуточно

Да, автомат не устает, не засыпает за рулем, тем более - не выпивает, не болтает по телефону, не посылает СМСки и может гонять по дорогам круглосуточно, без перерыва на обед и отправление естественных надобностей. Действительно, долгое время большая часть ДТП с участием гугломобилей происходила по вине водителей-людей из других машин (наиболее распространенная причина: не держал дистанцию - не успел затормозить).

Однако 14 февраля 2016 года, выполняя сложный правый поворот с объездом лежавшего на дороге препятствия, Гугломобиль на скорости 3 км/ч врезался в борт автобуса, двигавшегося со скоростью 23 км/ч. Сидевший в автоматическом «Лексусе» испытатель не успел среагировать и принять управление на себя.

При разборе ДТП полицейские Калифорнии выяснили, что, увидев лежавшее на дороге препятствие, робот принял решение перестроиться в левый ряд. По правилам он должен был при этом маневре пропустить автобус, двигавшийся в том ряду сзади. Но на практике до этого все пропускали «чудной» автомобиль. Кто - просто от греха подальше, а кто-то, быть может, принимал камеру на крыше за спецсигнал полиции. И вот самообучающаяся система «привыкла» к тому, что ее пропускают, хотя это и противоречит правилам. И рванула в левый ряд «не глядя». Вполне человеческая реакция.

Смертельная гонка

А в мае этого года произошла первая авария со смертельным случаем. Электромобиль Tesla Model S с включенным автопилотом на перекрестке двух шоссе протаранил тягач с прицепом, двигавшийся в перпендикулярном направлении. Произошло это в штате Флорида. Причина ДТП - очень «человеческая»: робот-водитель не разглядел окрашенный в белый цвет прицеп грузовика, потому что его ослепило ярким встречным солнцем. Ситуацию усугубил длинный свес прицепа и его большой дорожный просвет без «юбки».

В результате автомобиль пролетел под прицепом, при этом у него снесло крышу. Затем он потерял управление, вылетел с шоссе, протаранил два забора, и врезался в столб

В результате автомобиль пролетел под прицепом, при этом у него снесло крышу. Затем он потерял управление, вылетел с шоссе, протаранил два забора, и врезался в столб. В результате полученных травм находившийся в нем человек (водителем его как-то и не назвать уже) скончался на месте от полученных травм. Ужасно? Безусловно. Но сколько аналогичных аварий происходит с машинами, за рулем которых находится человек-водитель, и в результате которых гибнет и он сам, и пассажиры…

В пользу этой версии говорит и статистика. Автомобили Tesla с функцией автопилота в общей сложности прошли по американским дорогам более 200 млн км. А в США один смертельный случай в результате ДТП приходится в среднем на 145 млн км пробега. Это данные - для машин с человеком за рулем. Так что пока число аварий (во всяком случае - смертельных) сократилось не на 80-90%, а всего на 30-40%.

Обратной дороги нет

Стоит отметить, что и представитель руководства Росавтодора говорил лишь о «перспективе». Кстати, любопытно будет посмотреть на статистику по беспилотным авто в России, где ежегодно погибает 19 человек на 100 тысяч ДТП (в США - 14 человек на 100 тысяч аварий). Возможно, робот не будет лихачить так, как это делают многие россияне. Хотя, как знать - может, наоборот - он научится у других участников движения: не соблюдать ПДД, подрезать и внезапно, без поворотников, кидаться из ряда в ряд.

Любопытно будет посмотреть на статистику по беспилотным авто в России, где ежегодно погибает 19 человек на 100 тысяч ДТП (в США - 14 человек на 100 тысяч аварий)

В обществе важно понимание того, что автопилот для автомобиля - это хотя и качественно и функционально совершенно новый «девайс», но в целом он не отличается от другой автоматики, которая применяется в современных автомобилях. И остановить ее внедрение искусственно вряд ли получился.

В конце концов, опасность внезапного выхода из строя автоматической коробки передач (особенно - в момент обгона) не остановила внедрение «автоматов». Тут нужно постоянное совершенствование как самого «автопилота», так и систем активной и пассивной безопасности. Другого пути у цивилизации нет - иначе мы до сих пор ездили бы на лошадях.

Помимо упомянутых Google и Tesla, беспилотные автомобили разрабатывала IT-компании Apple и Baidu, а также многие автоконцерны: GM и Ford, Toyota и Daimler, Nissan и Changan. Китайские компании, кстати, уже испытывают свои автомобили на дорогах США - власти Калифорнии дали им такое разрешение.

Автопилот для «Камаза»

По сути, будущими элементами полностью автономных машин являются современные системы адаптивного круиз-контроля. Поэтому вполне можно сказать, что к «гонке автопилотов» подключились все практически все развитые и многие развивающиеся страны мира.

Отечественный робот-водитель умеет самостоятельно трогаться, объезжать препятствия, делать параллельную парковку и останавливаться перед внезапно появившимся на дороге пешеходом

В этом году в Ульяновске, правда, не на улице, а на испытательной площадке, состоялось тестирование беспилотной Lada Kalina. Разработкой автомобильного автопилота в России занимается профильный институт «НАМИ» (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт). Пока речь идет о начальной стадии проекта: отечественный робот-водитель умеет самостоятельно трогаться, объезжать препятствия, делать параллельную парковку и останавливаться перед внезапно появившимся на дороге пешеходом.

Гораздо ближе к воплощению беспилотный «КамАЗ» - возможно, благодаря тому, что в проект вброшено 18 млрд рублей бюджетных средств. Первые дорожные испытания автономного грузовика запланированы уже на конец 2018 года. Полностью он должен быть готов к производству в 2019 году. Правда, еще потребуется время на то, чтобы довести автомобиль до ума и до конвейера, а еще - на работу юристов и депутатов: нужно внести поправки в действующее законодательство, иначе машину нельзя будет использовать на дорогах общего пользования.

Поэтому серийную сборку перспективной машины планируется начать только в 2023 году. Впрочем, процесс может пойти и быстрее - первоначально речь шла о 2025 годе, но международная конкуренция поджимает, поэтому работу над проектом пришлось ускорить. Сегодня отечественный автопилот испытывают на обычном серийном полноприводном КамАЗ-5350.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Михаил Петрович, пенсионер, 58 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Комментарии
Яндекс.Метрика