Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +13 погода в Петербурге
Доллар 62.87
Евро 70.79
Юань 9.14

Круиз-контроль: как работает, кому нужен и где включается

 Фото: Андрей Петров/OK-inform Фото: Андрей Петров/OK-inform Пожалуй, у любых технических достижений есть не только сторонники, но и противники. Появилась авиация - выяснилось, что есть люди, страдающие аэрофобией. Точно так же до сих пор есть граждане, которые не пользуются Интернетом, опасаясь попасть в «зависимость», и те, у кого нет мобильных телефонов «по принципиальным соображениям»

Недавно мы опубликовали статью про беспилотные автомобили - их разработчики считают, что подавляющее большинство населения готово пересесть в такие машины. И тут выяснилось, что до 80% владельцев авто, уже сейчас оснащенных прообразом автопилота - круиз-контролем, его вообще не используют. Что не так сегодня с этой опцией - выяснял «Общественный контроль».

Зачем машине «автопилот»

Первый круиз-контроль был установлен на автомобиль Chrysler Imperial в далеком 1958 году. Разработал устройство американский инженер Ральф Титор еще в 1935-м, но долгое время его приходилось «доводить до ума», а потом все силы науки были направлены «на войну», так что на патент он подал только в 1945-м. На внедрение ушло еще 13 лет. Принцип работы первого круиз-контроля был таким же, как и сейчас: он измерял скорость вращения карданного вала и на основании этих данных отмерял необходимое количество топлива для подачи в карбюратор.

Разработал устройство американский инженер Ральф Титор еще в 1935-м, но долгое время его приходилось «доводить до ума»

Сам Ральф Титор был весьма неординарным человеком. Родился он в 1890 году в маленьком городке на западе штата Индиана. В результате несчастного случая в 5 лет Ральф потерял зрение, но несмотря на отсутствие в ту пору в американской глубинке специальных программ обучения для слепых, с отличием закончил школу и университет и стал одним из лучших инженеров своего времени. Кстати, именно он решил задачу балансировки паровой турбины на пароходах - до этого она считалась практически неразрешимой.

И вот как-то в 30-е годы он ехал в автомобиле со своим адвокатом. Тот был, вероятно, не очень хорошим водителем и когда отвлекался на профессиональный разговор, невольно сбрасывал скорость. Ральфа Титора, у которого (как у многих слепых) были обострены остальные чувства, это раздражало. И тут ему пришла в голову мысль создать «автопилот для машины» - в ту пору подобные приборы как раз внедрялись в гражданской авиации.

Хотя это удобное устройство появилось в массовом производстве автомобилей уже в конце 50-х, своей широкой популярности круиз-контроль обязан топливному кризису 70-х годов, потому что помимо удобства, он позволял экономить горючее при поездках на большие расстояния, что было актуально для США уже в те годы, а сегодня - по всему миру.

Мужики, как его включать?

Подобные вопросы можно довольно часто встретить на интернет-форумах и в социальных сетях: ездил человек всю жизнь в городе, где круиз-контроль, в общем-то, не очень и нужен. Из дома - на работу, с работы - домой. Иногда случалось выехать на трассу, но там хотелось почувствовать себя «настоящим шофером», самому вести автомобиль. А тут вдруг устала нога давить на акселератор, и вспомнилось, что в опциях при покупке стояла галочка в графе «круиз-контроль».

Удобная опция стала чем-то вроде кожаной обивки сидений и хромированных накладок на выхлопную трубу - повышающей статус и стоимость автомобиля, но не очень-то понятной для функционального использования

Таковы гримасы современного рынка: удобная опция стала чем-то вроде кожаной обивки сидений и хромированных накладок на выхлопную трубу - повышающей статус и стоимость автомобиля, но не очень-то понятной для функционального использования. К примеру, системы антиблокировки тормозов ABS или стабилизации курсовой устойчивости EPS включаются автоматически, так что водитель часто даже не подозревает об их наличии. А вот круиз-контроль надо включить и как-то настроить. Это не требует, конечно, отдельного обучения, но некоторые знания и навыки понадобятся.

Практика показала, что хотя практически все системы круиз-контроля включаются на скорости выше 40 км/час (и об этом, разумеется, написано в руководстве), очень многие водители пытаются тестировать эту систему «по маленькой», на скорости 20-30 км/час. Тут не дать другого совета, кроме как выехать на скоростную трассу (в Петербурге это КАД и ЗСД).

Кстати, обязательно протестируйте работоспособность круиз-контроля при покупке автомобиля - особенно подержанного. Ремонт этой системы может влететь в копеечку, особенно - диагностика. Как любая сложная электроника, она требует профессионального подхода, хотя наиболее распространенные поломки - это выход из строя или неправильная настройка датчиков.

Поэтому обязательно протестируйте систему также после ремонта или сервисного обслуживания, затрагивающих педаль газа, сцепления и рулевую колонку. К сожалению, некоторые мастера авторемонта тоже не знают, зачем нужны «непонятные» датчики и как их правильно регулировать.

С кнопками и без кнопок

Джойстики управления круиз-котролем могут несколько отличаться в автомобилях разных марок, но алгоритм действия у них один. Сперва надо его, собственно, включить кнопкой включения-выключения Оn/Off - система активируется, при этом загорается индикатор.

Такой системой можно пользоваться и в городе - она предупредит о превышении заданной скорости или принудительно ее ограничит - в зависимости от настройки

Затем нужно набрать скорость, с которой будете двигаться по трассе (например, 90 км/час) и нажать кнопку Set/Accel (установить/увеличить). При первом ее нажатии система зафиксирует скорость автомобиля, с которой он передвигается в данный момент, и будет двигаться дальше с такой скоростью, ногу с педали газа можно убрать.

Если нажать кнопку Set/Accel повторно, то скорость движения при каждом нажатии будет увеличиваться приблизительно на 1-2 км/час (в зависимости от марки автомобиля, то есть - настроек системы). Кнопка Coast (понизить) - наоборот, понижает скорость. Кнопка Resume (восстановить) восстанавливает скорость, сброшенную при торможении (например, перед обгоном тихохода). Многие водители автомобилей используют кнопку Resume на трассе при прохождении поворота, перед которым пришлось сбросить скорость.

Есть и современные системы, вообще не имеющие таких кнопок. Их включение происходит при нажатии на кнопку Set, а отключение - при нажатии педали тормоза. Есть системы, где минимальная и максимальная скорость вносится в бортовой компьютер заранее. Кстати, такой системой можно пользоваться и в городе - она предупредит о превышении заданной скорости или принудительно ее ограничит - в зависимости от настройки. Это тоже удобно: не надо смотреть на спидометр, чтобы случайно не превысить скорость.

Адаптивный круиз-контроль

Современный адаптивный круиз-контроль - это практически полноценный автопилот. Он может самостоятельно двигаться в потоке, держа постоянную дистанцию до впереди идущего автомобиля, когда нужно - сбрасывая скорость, когда надо - увеличивая. Система способна автоматически оттормаживаться, если внезапно остановилась впереди идущая машина или на дорогу перед колесами выскочил недисциплинированный пешеход.

Многие современные системы самостоятельно держат ряд движения и дистанцию до боковых автомобилей - попутных и встречных. Для них нет «слепых» зон, датчики отслеживают ситуацию «по кругу»: с помощью видеокамер, радаров или лазерных устройств - в зависимости от того, какие именно производитель счел более надежными и удобными.

Но тут таится еще одна опасность: положившись на «умную» электронику, водитель расслабляется и снижает контроль за дорожной ситуацией. А ведь автомат - это только помощник, а если произошло что-то экстраординарное, человеку необходимо принять управление на себя. Поэтому сегодня существует несколько вариантов систем, отслеживающих уровень усталости водителя.

Не спи на мокрой дороге!

Одно из самых простых устройств, контролирующих, не уснул ли водитель, крепится на ушной раковине и внешне выглядит как bluetooth-гарнитура. Принцип его работы прост: если человек засыпает в положении сидя, то его голова немного наклоняется вперед или откидывается назад. Как только устройство фиксирует такое «отклонение от вертикали», оно подает звуковой сигнал.

Современные системы не только предупредят водителя о необходимости срочно сделать остановку для отдыха, но и при необходимости скорректируют курс автомобиля

Существуют и более совершенные системы. К примеру, бортовой компьютер анализирует манеру езды водителя (или в случае движения с помощью круиз-контроля - вмешивается ли он в управление машиной и каким образом). Система отслеживает также время суток, длительность поездки, частоту использования кнопок на панели управления, способ поворота руля и использования педали тормоза. Есть системы, которые отслеживают реакцию водителя через встроенную «салонную» видеокамеру.

Современные системы не только предупредят водителя о необходимости срочно сделать остановку для отдыха, но и при необходимости скорректируют курс автомобиля - то есть, составляют одно целое с адаптивным круиз-контролем.

Ну и главное, что следует помнить - любой системой круиз-контроля (и простейшей, и сложной) нельзя пользоваться на скользкой дороге: во время дождя снега и гололеда. Какие бы специальные установки ни придумывал производитель, режимы «Снег» и «Дождь» относятся скорее к вышеупомянутым системам ABS и EPS. Нередко попытки восстановить скорость с помощью круиз-контроля (особенно - в повороте) приводят к неконтролируемым заносам и авариям. Что делать - пока самая совершенная техника все же уступает человеку. Возможно, именно поэтому многие и предпочитают ею не пользоваться - от греха подальше.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Константин, студент ИТМО, 17 лет Революция - двигатель прогресса?
Комментарии
Яндекс.Метрика