Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

Учимся на права и не сдаемся…

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform Очередное ужесточение правил сдачи экзаменов на права привело к тому, что до половины учащихся не могут справиться с ними с первой попытки. Закручивание гаек в этой сфере идет уже давно, но к улучшению качества подготовки, по мнению многих, не приводит. «Общественный контроль» организовал круглый стол с автоэкспертами, чтобы разобраться, чему и как учат современные автошколы

Новые поправки в правила сдачи экзаменов на право управления транспортным средством вступили в силу с 1 сентября. Если до этого на теоретическом экзамене можно было допустить две ошибки при ответе на 20 вопросов, то теперь за каждую ошибку экзаменуемый получает по пять дополнительных вопросов из этого же раздела, ошибаться в которых уже нельзя. На площадке ранее выполнялись три упражнения из пяти, теперь - пять из шести и на время. Наконец, расширен список ошибок при вождении, за которые начисляются штрафные баллы.

Процент сдавших теорию с первого раза упал с 71% до 53%, вождение на площадке - с 86% до 57%, вождение в городе - с 56% до 53%

Почти два месяца, прошедшие с начала реформы, показали, что автошколам не удалось быстро адаптировать своих учеников к новым правилам. Процент сдавших теорию с первого раза упал с 71% до 53%, вождение на площадке - с 86% до 57%, вождение в городе - с 56% до 53% ( данные по России на конец сентября).

В Санкт-Петербурге ситуация чуть лучше, но тенденция та же самая. «Процент сдачи экзаменов с первого раза сократился», - констатирует генеральный директор автошколы «Стандарт движения» Сергей Иванов.

«Программа (обучения в автошколе. - Прим. ред.) осталась прежней, - отмечает Сергей Иванов. - Но нам как автошколе пришлось ученикам больше рассказывать, плотнее с ними заниматься, чтобы они учли те ошибки, которые раньше допускалось сделать». «Инструкторам приходится больше заниматься на площадке, чем раньше», - добавляет он.

Профанация вместо реформ

Недавняя реформа - далеко не первая. В последние годы государство активно пытается улучшить качество подготовки водителей. Так, в 2013 году каждую автошколу обязали иметь собственную площадку. Повышались требования к программам, учебным автомобилям, классам. По оценкам экспертов, это привело к сокращению числа автошкол в Петербурге примерно на 10%. Однако есть мнение, что общее качество подготовки водителей особо не улучшилось.

Так, многие площадки выглядят скорее как профанация. «Возле СКК катают на тротуаре, - рассказывает ведущий специалист центра управления дорожного движения СПб ГКУ «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга» Дмитрий Попов. - Выгородили кусок тротуара, назвали его автодромом и катают». У некоторых автошкол «автодром» расположен за городом, и, если нет желания, туда можно вообще не ездить. «Администратор одной автошколы на вопрос «Где у вас находится площадка?», сделала круглые глаза и спросила: «А вам зачем?», - приводит другой пример Дмитрий Попов.

Точно так же в фикцию очень часто превращаются камеры в машинах, в которых принимают экзамены. «По моим сведениям, наблюдаются случаи отказа видеорегистрирующей аппаратуры на экзаменах ГИБДД», - говорит господин Попов. «Уровень квалификации экзаменаторов тоже под вопросом», - продолжает он и рассказывает, как инспектор ГИБДД предложил экзаменуемому выполнить разворот с улицы Коммуны. «Ученик останавливается, чтобы уступить дорогу встречным транспортным средствам, и в этот момент ему заявляют, что он остановился в зоне действия знака "остановка запрещена"», - рассказывает эксперт.

При этом, по его данным, ни одна автошкола не была закрыта властями. В обязанности ГИБДД проверка текущей деятельности автошкол не входит, а в Комитете по образованию Санкт-Петербурга, курирующем автошколы, за них отвечает всего один человек. И это на 184 автошкол, не считая их филиалов. Наконец, даже если нарушения обнаруживаются, закрыть автошколу непросто - механизм до такой степени сложен, что приостановить действие лицензии можно только через суд.

Скупой платит трижды

Другая тенденция, обозначившаяся в последние годы, - снижение количества учеников в автошколах. «Если раньше классы забивались по 30 - 32 человека, то сейчас 15 - 17 - уже хорошо», - сетует Сергей Иванов. «Поэтому за каждого ученика в автошколах идет борьба», - делает вывод гендиректор автошколы.

«На настоящий момент система ничего серьезного не поменяла, - соглашается Дмитрий Попов. - Автошколы занимаются борьбой за клиента. В этой борьбе ценник падает в никуда». Объявления на улицах города зазывают учиться на права за 19 тысяч рублей. Чему можно научить за такие деньги, специалисты не понимают. «Я делал расчет в свое время с учетом средней по региону аренды земельного участка, средней по региону аренды помещения, коммунальных услуг, зарплаты, и у меня получилось, что рентабельность находится на грани 36 800 рублей», - поясняет Дмитрий Попов. «Каким образом у нас появляются автошколы, которые предлагают обучение по 19, по 20?» - недоумевает он.

Эксперт считает, что обращаясь в такие школы, люди в итоге платят три раза. Во-первых, инструкторы уверяют учеников, что для успешной сдачи экзамена им необходимо «скинуться», причем, как правило, речь идет даже не столько о коррупции, сколько о банальном вымогательстве, поскольку деньги остаются у самого инструктора, и делиться ими с инспектором он не собирается. Во-вторых, соискателю предлагается взять несколько дополнительных уроков у инструктора. «Его же за маленькие деньги специально не учат, потому что если он не придет со "вторыми" деньгами, автошкола в минус отработает, - объясняет Дмитрий Попов. - Они заинтересованы в том, чтобы человек понимал, что он не готов к экзамену».

Сдадим по-немецки?

В настоящий момент в профильных ведомствах обсуждаются различные варианты дальнейшей реформы системы обучения водителей. Одна из идей - госрегулирование нижней планки цены. Возможно, имеет смысл присмотреться к немецкому опыту, где частными являются не только автошколы, но и структуры, принимающие экзамены.

Если положить стоимость одного экзамена в 1000 рублей и в день выдавать 400 водительских удостоверений, приняв 400 экзаменов, 400 тысяч в день такой негосударственный центр будет зарабатывать. Этого должно хватить и на зарплату, и на поддержание парка автомобилей, на ротацию, содержание учебно-материальной базы, уверяют эксперты.

К счастью, аварийность на российских дорогах в последние годы все же сокращается и, возможно, в этом все-таки есть вклад реформы автошкол. С другой стороны, каждый, кто ежедневно пользуется автомобилем, знает, как обстоят дела с соблюдением ПДД и культурой вождения у отдельных водителей. И тут не все зависит от автошкол. «Проблема не автошколах, а в культуре как таковой, начиная с семьи, - считает автогонщик и инструктор по вождению Сергей Круглов. - Это вопрос культуры - она либо есть, либо ее нет».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алексей и Мария, гендиректор и многодетная мама, 30 и 39 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии