Зачем отключать TCS и для чего нужны EBD и BAS

Фото: Александр Петросян /«Интерпресс» Фото: Александр Петросян /«Интерпресс»
Современные системы активной безопасности хотя и не помогут гарантированно избежать ДТП, действительно многим сохранили здоровье и жизнь. Даже тем, кто об этом не подозревает: и водителям, и пассажирам, и пешеходам. Одни системы сегодня устанавливаются во все автомобили по умолчанию, другие остаются опциями, которые доступны только в «верхних» комплектациях. Какие из них жизненно необходимы, а какими можно и пренебречь, выяснял «Общественный контроль»

Под грохот тормозов

Если когда-то в художественной литературе писали про «визг тормозов» при экстренной остановке, то сейчас впору говорить о грохоте или даже треске. Именно такие звуки издает антиблокировочная система ABS (Anti-lock Brake System). Сегодня ее устанавливают на все, в том числе - бюджетные, автомобили. И именно на недорогих авто система издает те самые звуки, так пугающие водителей-новичков при первом срабатывании. Откуда они берутся и почему «молчат» более дорогие машины?

ABS - это часть тормозной системы, которая не дает колесам заблокироваться при экстренном торможении.

Как известно, ABS - это часть тормозной системы, которая не дает колесам заблокироваться при экстренном торможении. Если вы едете в штатном режиме, вовремя сбрасывая скорость перед светофорами, нерегулируемыми перекрестками, пешеходными переходами и т.д., лишь слегка притормаживая - то антиблокировочная система «спит» и, как правило, вообще не включается.

Но если вдруг потребовалось срочно остановиться - например, на дорогу выскочил пешеход или велосипедист либо вы просто прозевали переключение светофора, на тормоз надо жать как следует.

В этот момент ABS работает так, как раньше (до ее широкого внедрения) поступали опытные водители, а вернее, даже лучше: она многократно, в несколько приемов включает и выключает торможение несколько раз в секунду. В результате автомобиль меньше заносит, он сохраняет управляемость и одновременно сокращается тормозной путь.

Как она работает

Технически ABS состоит из гидроагрегата (тормоза-то гидравлические), датчиков скорости вращения колес, гидроаккумулятора, электрогидронасоса обратного хода и управляющих электрогидравлических клапанов. Именно эти клапаны и грохочут в моменты сброса давления в тормозной системе. Раньше в системе присутствовал блок электронного управления, но сегодня эту функцию взял на себя бортовой компьютер.

VIP-комплектация для автомобилей премиум-класса отличается шестипоршневым обратным гидронасосом (на более дешевых авто ставят по-прежнему двухпоршневой). Разницы по уровню безопасности между ними на самом деле нет - разве что неопытный водитель не испугается «странных звуков», которые издает автомобиль, и вибрации тормозной педали. Просто шестипоршневой насос быстрее сбрасывает давление в тормозной системе, что и позволяет избежать неприятных побочных эффектов.

Главные претензии к ABS заключаются в том, что на песчаном, снежном и гравийном покрытии она может удлинить тормозной путь (на мокром асфальте и гололеде тормозной путь гарантированно сокращается). Однако при этом автомобиль не теряет управляемости, что считается более важным моментом. Так что на грунтовках, гравийках (особенно плохо укатанных) и в сильный снегопад можно посоветовать только следовать советам ГИБДД - соблюдать осторожность, не гонять и стараться по возможности не доводить ситуацию до экстренных торможений.

Дорогие игрушки или необходимость?

Подобно круиз-контролю, система ABS была разработана до Второй мировой войны и применялась изначально в авиации - для повышения безопасности самолетов при посадке на аэродром. Тогда же возникла идея применить разработку и в автопроме. Компания Bosch (до сих пор - ведущий производитель ABS) зарегистрировала патент на «механизм, предотвращающий блокировку колес моторных транспортных средств» еще в 1936 году.

Компания Bosch зарегистрировала патент на «механизм, предотвращающий блокировку колес моторных транспортных средств» еще в 1936 году.

Но только с развитием электронных систем управления ABS пошла в серию. Произошло это в конце 60-х - начале 70-х годов ХХ века. В ту пору это была дорогая игрушка для машин премиум-класса, причем она повышала стоимость авто примерно на 10%.

Примерно так же сегодня обстоит дело и с новыми системами активной безопасности: BAS, ESP, EBD и другими. Несмотря на то что практически все они используют механику и гидравлику ABS, являясь по сути дела «электронными надстройками» над ней.

Технический прогресс совершается стремительно, делая электронные новинки год от года дешевле и доступнее. Поэтому в ближайшем будущем считающиеся сегодня «навороченными» системы наверняка перекочуют в автомобили массового сегмента. Безопасность на дороге - это безопасность для всех, и невозможно сделать неуязвимым один только дорогой автомобиль, если вокруг него будут находиться «обычные» машины, не имеющие подобных систем (хотя при этом уже и оснащенные базовой ABS).

Оттормозиться как следует

Одним из таких электронных помощников является система Brake Assistant - «тормозной помощник» (BAS). Он действует совместно с ABS и максимально сокращает тормозной путь при экстренном торможении. Для этого он не просто реагирует на нажатие педали тормоза, а распознает, как именно водитель на нее нажал. Если машина, к примеру, останавливается штатно на светофоре и просто оказалась на льду - сработает только ABS: при достаточно резких, но «прогнозируемых» торможениях BAS в работу не вступает.

Если же водитель ударил по тормозам, утопил тормоз в пол, то специальный датчик, контролирующий перемещение педали тормоза и силу давления на нее в момент торможения, сообщает об этом BAS. И тогда электронный помощник буквально за несколько миллисекунд увеличивает давление в тормозной системе. По сути дела, BAS устраняет ситуацию, когда водитель хотел экстренно затормозить, но по какой-то причине недодавил педаль тормоза - это бывает в стрессовых ситуациях. И тогда при резком, но неполном нажатии педали тормоза помощник сделает это самостоятельно.

Некоторые водители любят поворчать, что им не нравится, когда автомобилем «управляет еще кто-то, кроме них». Но, как правило, это лишь дань моде на традиционализм: мало кто готов отказаться от гидроусилителя руля, а заводя двигатель стартером, все позабыли про традиционную ручку, которую крутили шоферы на заре автомобилизма. То же можно сказать и про BAS, и про других электронных помощников.

Зачем блокировать дифференциал

Пожалуй, все слышали о существовании электронной блокировки дифференциала EBD (Electronic Brake Differential), что как бы намекает на то, что существует и какая-то механическая блокировка. Собственно говоря, так оно и есть.

Дифференциал - это часть трансмиссии автомобиля, механический редуктор планетарного типа, собственно вращающий колеса.

Дифференциал - это часть трансмиссии автомобиля, механический редуктор планетарного типа, собственно вращающий колеса. И если одно колесо попало на лед, снег или жидкую грязь и стало пробуксовывать, блокировка дифференциала позволяет его притормозить, а крутящий момент передать другим колесам. Такое устройство устанавливалось изначально на «настоящих» внедорожниках и обеспечивало им ту самую «внедорожную» функцию.

Более того, блокировку дифференциала можно при желании установить и на «обычный» автомобиль, повысив тем самым его проходимость. Существует достаточное количество компаний, которые занимаются такого рода тюнингом.

EBD имитирует работу блокировки дифференциала на машинах, у которых такое механическое устройство физически отсутствует (как правило, это кроссоверы - массовые внедорожники или «паркетники»). Система электронного управления притормаживает колесо, вращающееся быстрее, с помощью штатного тормоза и с помощью дифференциала передает излишний крутящий момент остальным колесам. То есть, по сути, делает то же самое, что и механика, только дешевле. Профессионалы-троферы говорят, что делает это хуже, но если ваше бездорожье - просто разбитая сельская дорога, то такого устройства, как правило, хватает.

Сохранить курс

По сути, электронная блокировка дифференциала - это улучшенная антипробуксовочная система, работающая «на ходу»: если какие-то колеса вращаются быстрее других (например, при прохождении поворота), система рассматривает это как пробуксовывание и подтормаживает их. Правда, при этом не происходит передачи крутящего момента на колеса, оставшиеся «в строю».

Названий у антипробуксовочных систем, в отличие от ABS, - множество. У концерна Mercedes - ASR (Anti-Slip Regulation - регулировка антискольжения) и ETS (Electronic Traction System - электронная система контроля тягового усилия). У BMW - ASC (Antriebs Schlupf Control - система контроля пробуксовки колес) и ADB-X (Automatic Differential Brake - автоматический дифференциальный тормоз). У Toyota - TC (Traction Control - контроль тягового усилия). У Ford и Honda - TCS (Traction Control System - система контроля тягового усилия). У Skoda - MSR (Moment System Regulation - система управления крутящим моментом). У Volvo - STC (Stability And Traction Control - система стабилизации и контроля тягового усилия).

У каждой из этих систем есть свои особенности, но основной принцип их работы один и тот же. Это произошло из-за того, что ABS разрабатывала изначально одна компания, а электронные антипробуксовочные системы-«надстройки» делали (или заказывали) каждый отдельный автоконцерн под свои нужды. Впрочем, постепенно по мере эксплуатации их характеристики сблизились. Так, первые антипробуксовочные системы работали в ограниченном интервале скоростей: до 50 км/час. Однако позже выяснилось, что им чаще приходится сохранять курсовую устойчивость автомобиля в повороте, а не вытаскивать его из грязи. Тогда диапазон и расширили. Что, впрочем, не означает, что повороты можно проходить на максимальной скорости и в любую погоду.

Нужно ли их отключать?

В какие-то моменты электронная система путается и в незнакомой ситуации может только помешать. К примеру, антипробуксовочная система мешает попыткам вытащить застрявший автомобиль «враскачку», притормаживая колесо и сбрасывая газ совершенно не к месту. Точно так же она мешает любителям дрифтинга предаваться управляемым заносам (особое искусство водить заднеприводной автомобиль, контролируя его заносы тягой). Специально для таких ситуаций многие автопроизводители предусматривают возможность отключения антипробуксовочной системы.

Антипробуксовочная система мешает попыткам вытащить застрявший автомобиль «враскачку», притормаживая колесо и сбрасывая газ совершенно не к месту.

Впрочем, отключить антипробуксовочную систему можно и на тех моделях, на которых она включена по умолчанию (например, у Lada Xray). Для этого умельцы рекомендуют просто вынуть соответствующий предохранитель. «Умная» машина при этом будет сообщать о неисправности, но вытащить ее враскачку из российской грязи, как правило, при этом удается.

Главное - потом не забыть вернуть предохранитель на место, все же речь идет о безопасности на дорогах. На которых всегда может встретиться мокрый, с лужами, весь в колейности асфальт, раскисшая от дождя и снега грунтовая обочина и, как говорится - местами гололед.

Не стоит забывать и о том, что, какой бы умной ни была электроника, тормозят и противодействуют заносам в первую очередь сезонные шины (летом - летние и зимние - зимой), а также исправная тормозная система. К сожалению, убаюканные электронными помощниками водители порой пытаются «немного поездить на летней резине», когда уже выпал снег. Однако структуру резины и состояние протектора электроника изменить не в состоянии. Более того, она настроена на работу с сезонной резиной. Также и сточенные тормозные колодки она не восстановит.

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Что вас беспокоит в организации медицинского обслуживания?
Реклама