Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +19 погода в Петербурге
Доллар 62.87
Евро 70.79
Юань 9.14

Караванинг по-нашему, или Каникулы с прицепом

 Фото: www.pixabay.com Фото: www.pixabay.com Подобно многим другим современным видам активного отдыха, караванинг пришел к нам из-за рубежа. И хотя до сих пор его распространение сдерживает отсутствие в нашей стране развитой инфраструктуры кемпингов и мотелей (ориентированных на обслуживание «домов на колесах»), многие не прочь примерить на себя такой образ жизни

Как выбрать подходящий «прицеп для людей», можно ли в нем перевозить пассажиров, права какой категории необходимы для управления таким автопоездом, всякая ли машина его потянет и вообще - с какой стороны к нему подступиться, выяснял «Общественный контроль».

Мираж становится явью

Собственно говоря, желание путешествовать, прицепив дачный домик к машине и не имея при этом необходимости пропалывать свои шесть соток, появилось у советских людей еще в 80-е годы. Многие узнали о такой возможности, когда в 1983 году на экраны вышел фильм рижской киностудии «Мираж» - криминальная драма о том, как гангстеры угоняют на диком западе инкассаторский броневик и прячут его как раз в таком переоборудованном трейлере.

Домик на колесах всегда можно взять в прокат - кстати, не только за рубежом, но и в России. Тут только нельзя забывать, что автомобиль должен быть дооборудован фаркопом и разъемом для запитки электросети прицепа

Конечно в то время в СССР производили и собственную «дачу на колесах» - прицеп-палатку «Скиф». Но этот, в общем-то, неплохой по тем временам девайс широкого распространения не получил - скорее даже не из-за немалой цены, а как результат обычного в ту пору дефицита. В 90-е было, скорее всего, не до спокойного семейного отдыха с путешествиями. И только эпоха всеобщей автомобилизации создала все предпосылки к тому, чтобы мираж стал наконец явью: теперь большинству уже есть, к чему этот самый караван прицепить.

Попробовать на себе этот образ жизни лучше всего там, где есть развитая инфраструктура, там где соседи по кемпингу подскажут, что куда включать, и с удовольствием расскажут новичку всевозможные «кемперские» байки. Во всем мире караванинг мгновенно сближает участников «движа» из разных стран - впрочем, точно также сближают горные лыжи, дайвинг и др.

Домик на колесах всегда можно взять в прокат - кстати, не только за рубежом, но и в России. Тут только нельзя забывать, что автомобиль должен быть дооборудован фаркопом и разъемом для запитки электросети прицепа. Так что если вы еще не решились вступить в «секту караванеров» и хотите только «попробовать», то, возможно и машину стоит взять в прокат. Во всяком случае - сравнить стоимость проката и дооборудования своего авто. В наше время нестабильного валютного курса заранее нельзя угадать, что будет выгоднее.

Можно ли ездить зимой

Как правило, караванинг - это сезонный вид отдыха, большинство предпочитают путешествовать таким способом в теплое время года. Действительно, значительная часть «домиков на колесах» для зимы не предназначены. И емкости с водой могут замерзать (особенно с «отработанной» грязной, после душа и мытья посуды), и система отопления рассчитана, как правило, на не очень низкие «демисезонные» температуры. Кроме того, эта система будет потреблять много топлива - как правило, это газ.

Опытные караванеры отдают предпочтение при буксировке жилых прицепов полноприводным автомобилям, преимущественно - с дизельным двигателем

Однако жителям нашей северной страны не стоит отчаиваться - благодаря, в первую очередь, соседям-скандинавам существуют линейки «зимних» караванов. Как правило, они отличаются двойным полом (туда, кстати, можно уложить длинномерный багаж - те же лыжи, к примеру) и водяным отоплением. То есть, попросту в «зимней даче» установлены обычные жидкостные радиаторы, в просторечье - батареи. Кстати, многие любители зимнего отдыха улучшают систему отопления, просто поставив дополнительные секции: больше секций - теплее в «домике».

Отдельной темой остаются наши не всегда хорошо убранные зимой дороги. Опытные караванеры отдают предпочтение при буксировке жилых прицепов полноприводным автомобилям, преимущественно - с дизельным двигателем. Если вы путешествуете по России, то этого вполне достаточно. Но в тех странах, где топливо дорогое, а дороги убирают не в пример лучше, надо помнить, что полноприводные автомобили сжигают его побольше. Именно поэтому у нас предпочитают полный привод, а «у них» часто покупают даже одноприводные кроссоверы. А ведь прицеп и без того увеличивает расход горючего на 10-20% (причем у неопытных водителей - и того больше).

Кроме того, «караван» тоже следует переобуть в зимнюю резину. В России таких требований пока нет, но с точки зрения безопасности это предпочтительнее. А вот у соседей - в той же Финляндии, например, такие требования имеются (могут не пропустить через границу). Причем если на автомобиле стоит шипованная резина, то шипы нужны и у «домика», а если тягач - на «липучке», то и у «дачи» должны быть такие же шины. Не стоит также забывать, что во многих странах Центральной Европы шипы вообще запрещены.

Большой или маленький?

Выбор каравана зависит, в первую очередь, от необходимости: стоит прикинуть, сколько человек будет в нем жить, как далеко и как много вы будете с ним путешествовать. Для двоих существуют компактные «молодежные» одноосные караваны - их же обычно используют рыбаки и прочие полуэкстремалы. У таких прицепов лучше проходимость. Однако если вы предпочитаете «забираться» в совсем малопроходимые дикие местности, стоит помнить: для таких путешествий существуют обычные палатки, а также особые палатки, устанавливаемые на крышу внедорожника. Вытаскивать караван из болота - развлечение ниже среднего.

Если у вас нет прав категории «Е», то общий вес вашего автопоезда (автомобиль с прицепом) не должен превышать 3,5 тонны. Но для владельцев тяжелых джипов предусмотрено небольшое послабление: вес их автопоезда может превышать 3,5 тонны

Самое большое число ночующих - 6 - 7 человек (обычно столько как раз помещается в минивэн) - обычно это относится к большим двуосным караванам. У них, как правило, в названии модели есть буква «К» (Kinder - нем. «Дети». - Прим. ред.). Впрочем, для семьи из 4-5 человек вполне подойдет и одноосный домик. Если же путешествуют две семьи, то тут стоит обратить внимание на внутреннюю обстановку: для таких целей подойдет караван, в котором душ и туалет расположены посередине, разделяя пространство надвое и позволяя по возможности не мешать друг другу.

Опять же, если путешествие спланировано таким образом, что домик останется в кемпинге, а экипаж будет кататься по окрестностям на автомобиле - то подойдет большой караван. Чем больше вы собираетесь возить его за собой на прицепе, тем меньше он должен быть по размеру - это легко оценить в первой же поездке. Да и паром для коротких караванов будет дешевле, чем для длинных.

Кроме того, если у вас нет прав категории «Е», то общий вес вашего автопоезда (автомобиль с прицепом) не должен превышать 3,5 тонны. Но для владельцев тяжелых джипов предусмотрено небольшое послабление: вес их автопоезда может превышать 3,5 тонны - правда, только в случае, если прицеп весит не более 750 кг. И, вне зависимости от наличия категории «Е», стоит потренироваться парковаться и вообще маневрировать задним ходом, а также проходить повороты с прицепом - эти навыки караванеру обязательно понадобятся.

Занимательная математика

Мы подошли к важному моменту - совместимости каравана с автомобилем. То есть, конечно, фаркоп можно поставить на любую машину - так же, как и разъем для управляющих сигналов тормозной системой каравана и его ходовыми огнями. А вот, к примеру, мощности двигателя может не хватить. Конечно, в инструкции к автомобилю обязательно указана максимальная масса буксируемого прицепа, а все остальные параметры - в инструкции по эксплуатации каравана.

Важен центр тяжести. Если перегружена передняя часть, то прицеп даст дополнительную нагрузку на фаркоп. Если задняя - ухудшит сцепление задних колес автомобиля с дорогой

Однако очень часто возникает желание купить «нечто большее», что приводит потом к проблемам при подъеме в горку, а то и к необходимости раньше времени сменить автомобиль. Чтобы избежать подобных неожиданностей, специалисты советуют воспользоваться неплохим сервисом для выбора пары «караван - автомобиль». Это избавит вас от необходимости считать все это по довольно-таки запутанным формулам. Единственное - необходимо будет ввести не только модель автомобиля, но и максимальное количество других параметров, поскольку они могут отличаться - в зависимости от модификации.

К «математике» можно отнести и искусство загрузки каравана: весьма важен центр тяжести. Если перегружена передняя часть, то прицеп даст дополнительную нагрузку на фаркоп. Если задняя - ухудшит сцепление задних колес автомобиля с дорогой. Не стоит и перегружать подвеску каравана - производители, как правило, не дают большого запаса по прочности, все параметры указаны в инструкции.

Кто-то при этом считает вес загруженных вещей, другие сливают воду - в оборудованных кемпингах всегда можно подключиться к водопроводу, в этом случае возить ее с собой не обязательно. Хотя надо иметь в виду: если придется заночевать «в чистом поле», то тогда ни душ принять, ни в туалет сходить, ни посуду помыть.

Кто их строит

Сегодня только в Европе существует около 50 компаний - производителей караванов. Строят их, как правило, не автопроизводтели, а специализированные фирмы: Hobby, Tabbert, Solifer, Husvagnar, Sunlight… И это - не считая Америки и Китая. В России такие прицепы не строят (за исключением разве что индивидуальных проектов и кустарных сборок). Это и понятно: караван - не грузовой прицеп, тут главное - интерьер, эргономичность и удобство, а этим наши специалисты пока не блещут.

В России такие прицепы не строят (за исключением разве что индивидуальных проектов и кустарных сборок). Это и понятно: караван - не грузовой прицеп, тут главное - интерьер, эргономичность и удобство, а этим наши специалисты пока не блещут

Рекомендации по выбору производителя дают обычно самые разные. Кто-то советует компании, которые производят десятки тысяч караванов в год - у них на потоке (почти на конвейере) отработаны все технологии. Другие - наоборот, тех, кто делает несколько сотен «уютных домиков» - у них индивидуальнее подход. Поэтому стоит ориентироваться и на другие параметры - в первую очередь, стоимость, а также на эксплуатационные характеристики - от предлагаемых опций до отзывов на встроенную бытовую технику, кондиционеры и душ-туалет. Стоит обратить внимание на удобство извлечения-установки емкостей с водой, газовых баллонов и других «расходников».

Скоростные характеристики у караванов - примерно одинаковые. На наших дорогах максимальная скорость движения с таким прицепом составляет 70 км/час, на скоростных автотрассах - 90 км/час. Зная про отечественные «плюс 20», эксперты говорят, что современные караваны можно разгонять до 100 км/час - не более того. А вот людей в прицепе перевозить нельзя - ни у нас, ни за границей. Так что сварить «на ходу» борщ или выспасться, пока второй водитель за рулем - не получится, только на стоянке.

И да - будьте готовы, что российский «Платон» и белорусский BellToll могут принять вас за грузовую фуру. Поэтому держите все необходимые документы под рукой и будьте готовы объяснять ситуацию дорожным инспекторам.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Татьяна, педагог, 48 лет Что бы вы сделали, превратившись в Деда Мороза?
Комментарии
Яндекс.Метрика