Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Скромное обаяние малолитражки: удобная городская машина и образ жизни

 Фото: wikipedia.org Фото: wikipedia.org Невероятно популярный в Европе в 60-70 годы британский Mini, «автомобиль ХХ века номер два» (первое место по итогам столетия досталось Ford Model T), стал детищем разразившегося в конце 50-х нефтяного «Суэцкого кризиса». Главной целью создания малолитражки была тогда экономия топлива. Однако по мере внедрения современных двигателей и «умных» электронных систем управления впрыском этот безусловный плюс малолитражек постепенно отступил на второй план

Есть ли сегодня какие-то преимущества у маленьких автомобилей, в чем они заключаются и как влияют на имидж владельцев, разбирался «Общественный контроль».

Рождение европейского стиля

При создании Mini в конце 50-х годов ХХ века конструкторам British Motor Corporation удалось попасть в десятку. Их детище оказалось не просто экономичным, доступным по стоимости для тогдашнего небогатого европейского среднего класса, но и довольно удобным, маневренным и быстрым. Достаточно сказать, что двигатель объемом 1,2 литра позволял достигать скорости 140 км/час по трассе. А в условиях быстрого заполнения европейских городов с их неширокими улицами автотранспортом малолитражка позволяла успешно маневрировать и парковаться.

Популярность Mini оказалась невероятной по тем временам: меньше чем за пять лет, к весне 1965 года, было продано более миллиона таких машин и более двух миллионов - к началу 1970-го.

Популярность Mini оказалась невероятной по тем временам: меньше чем за пять лет, к весне 1965 года, было продано более миллиона таких машин и более двух миллионов - к началу 1970-го. Безусловно, к процессу мгновенно подключились и другие автоконцерны. Не менее известны итальянские малолитражки - кстати, одной из реинкарнаций Fiat 600 стал советский «горбатый Запорожец» ЗАЗ-965.

И до сих пор небольшой скромный автомобиль считается образцом «европейского стиля», в отличие от «американского стиля», восходящего к огромным Packard, и «повсюду хромированного» азиатского. Именно на Mini Mk II и Mk III ездит знаменитый Мистер Бин, герой одноименного британского телесериала. И - как ни странно - на Mini, а не на Fiat совершают свое «преступление века» герои фильма «Ограбление по-итальянски».

Правда, над размерами своей «стильной машины» и сами европейцы всегда были не прочь пошутить. К примеру, персонаж несравненного итальянского комика Паоло Вилладжо из серии фильмов про Фантоцци страшно комплексует из-за того, что ездит на крошечной Autobianchi Bianchina Quattroposti (производства фирмы Autobianchi - дочерней компании концерна Fiat).

Под присмотром «старших»

С 1994 года производство Mini принадлежит международному гиганту BMW. Производит современные «малолитражки» отдельная фирма в составе концерна - по-прежнему на территории Британии. Правда, некоторые дилеры все-таки совмещают точки продаж BMW и Mini.

Стоимость настоящего Mini Cooper модельного ряда 2017 года британской сборки - от 1,5 млн рублей (кстати, в 2013 году он «подрос», став длиннее на 11 см и шире почти на 5 см).

Сегодня Mini не назвать бюджетным автомобилем - соответствующую нишу заняли совсем другие машины, такие как китайский клон Lifan Smily, японский Suzuki Twin (потребляющий 3,3 литра топлива на 100 км) и индийский Bajaj Qute. Цена последнего на российском рынке стартует от 250 тысяч рублей. Для сравнения: стоимость настоящего Mini Cooper модельного ряда 2017 года британской сборки - от 1,5 млн рублей (кстати, в 2013 году он «подрос», став длиннее на 11 см и шире почти на 5 см), а Mini John Cooper Works Paceman с 18-дюймовыми колесами - вообще от 2,1 млн.

Автомобиль Mini стал «дерзким», «спортивным», «молодежным» и «экологичным» - то есть эксплуатирует созданную вокруг него легендарную ауру «стильного европейского автомобиля». Это красиво, но с клиренсом 137 мм - несколько непрактично для российских дорог, где внезапная яма может обнаружиться на вчера вроде бы хорошей дороге, на центральной улице и правительственной трассе - не говоря уже о том, что бывает необходимость заехать во двор или гаражный проезд. То же касается, кстати, и таких малолитражек, как Citroen C1 и Peugeot 107.

Пожалуй, именно состояние дорог остается главным препятствием на пути развития этого сектора российского авторынка. Правда, у того же Bajaj Qute дорожный просвет - 180 мм, но и позиционируется он почти как «квадроцикл с кабиной».

Двухместное купе

Точно так же, как Суэцкий кризис создал Mini, рост нефтяных котировок конца 90-х - начала «нулевых» вывел на рынки автомобиль «особо малого класса» - двухместный Smart, детище концерна Daimler AG. Любители пошутить обязательно напомнят, что первоначально это был совместный проект автогиганта со швейцарской часовой компанией Swatch - дескать, эта машинка ближе к наручным часам, чем к «полноразмерному» Mercedes.

Любопытно, что проектировать Smart начали еще в 1972 году, а на конвейер поставили только в 1998-м. В определенной степени он занял ту самую нишу, из которой к этому времени выехал Mini - надежная «настоящая европейская» малолитражка. Любопытно, что Smart постепенно повторяет его путь. Так, если на первых моделях был установлен двигатель объемом 0,6 литра и мощностью 45 л.с., то к 2015 году его «разогнали» при том же объеме до 71 и даже 90 л.с. А стоимость «спортивного» Smart Brabus Fortwo Cabrio стартует теперь от 1,49 млн рублей.

Появились и «семейные» модификации Smart Forfour - для четырех человек (хотя с понятием «семейный автомобиль» сейчас ассоциируется все-таки минивэн). Заявлена эта машинка как «премиальный автомобиль для жизни в городе». Так что скорее сегодня для владельцев малолитражка - это такой же «образ жизни», как для других - «городской кроссовер» или «спортивный седан».

А как с безопасностью?

Безусловный плюс дорогих европейских малолитражек - высокий уровень безопасности, которому далеко не всегда соответствуют дешевые китайские и индийские машинки. В стандартную комплектацию Smart изначально входят ABS, система динамической стабилизации, противобуксовочная система, а также травмобезопасная рулевая колонка и подушки безопасности для водителя и пассажира.

По тому же пути пошли создатели Toyota iQ (автомобиль класса «микропремиум», выпускается с 2009 года). Помимо перечисленных выше электронных систем, у нее девять подушек безопасности, в том числе - занавесочного типа для заднего стекла.

Используемые в конструкции современных малолитражек высокопрочные стали и успешно пройденные краш-тесты давно должны были развеять распространенное мнение о том, что «большая машина - безопаснее». Но не развеяли. Зато многие хорошо помнят: доступ Mini на американский рынок был закрыт в свое время именно из-за несоответствия национальному стандарту безопасности. И хотя было это в далеком 1968 году и с тех пор ситуация в корне изменилась, поменять общественное мнение непросто до сих пор.

На электрической тяге

Неудивительно, что первыми серийными электромобилями стали именно «маленькие машинки». Вес и ежедневный пробег у них небольшой - это именно то, что было нужно до прихода на рынки технологий Tesla Motors.

Так, Smart Electric Drive появился на дорогах Европы еще в 2007 году. И уже тогда Smart ForTwo ED мог пройти без подзарядки 170 км, развивая при этом максимальную скорость 140 км/час. Чуть позже его догнал достаточно популярный еще несколько лет назад Mitsubishi i-MiEV, а за ним и Nissan Leaf. Не отстал от конкурентов и Mini - его «электрическая» модификация Mini-E появилась в продаже в 2011 году.

Мини-электромобили ведущих производителей в последние годы активно подпирают китайские аналоги и собственные разработки: Zotye Cloud 100 EV, Dongfeng E30L, SAIC Roewe E50, BY ECAR 01… По мере того как довольно быстро дешевеют активные системы безопасности, они продолжат вытеснять из бюджетного сектора рынка своих европейских, американских и японских конкурентов. В тот самый сектор, где во главу угла встает не цена и экономичность, а стиль, узнаваемость бренда и, в конечном счете, престиж.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Константин, студент ИТМО, 17 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии