Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +13 погода в Петербурге
Доллар 62.81
Евро 70.68
Юань 9.13

Ретро на дорогах: Ижевск и «Москвичи». Часть 1

 Фото: Андрей Куликов Фото: Андрей Куликов Эти модели все еще встречаются в XXI веке на наших дорогах в потоке машин. Их продолжают эксплуатировать в провинции, а любители - и в крупных городах. Но время неуклонно берет свое, и совсем скоро они останутся лишь предметом коллекционирования. Подобно легендарным «Эмке» М-1, «Газику» ГАЗ-67 и «Победе» их будут показывать публике в музеях и на организованных в честь больших праздников автопробегах. О самых молодых отечественных ретромобилях вспоминал «Общественный контроль»

«Москвич» с пропиской в Ижевске

Самой массовой моделью советского «Москвича», безусловно, стал «Москвич-412». Но сегодня на дорогах можно встретить, пожалуй, лишь его ижевского брата-близнеца. Дело в том, что хотя эти автомобили и производились сперва на двух площадках одновременно, в Ижевске модель сняли с производства лишь в 2001 году (на московском АЗЛК - в 1976 году). С этим связана и некоторая путаница в названии модели: несмотря на товарный знак Ижевского завода на решетке радиатора, 412-й носил имя «Москвич», а вовсе не «Иж».

Его предшественником по обеим линиям исторически считается немецкий Opel: прототип «Москвича-400» (1946-1956) - Opel Kadett K38, «Москвича-402» (1956-1964) - Opel Olympia Rekord, «Москвича-408» (1964-1975) - Opel Kadett A. Соответственно, сам 412-й внешне подозрительно похож на Opel Kadett B. В этом смысле советский автопром шел тем же путем, каким сегодня движется молодой китайский дракон. То есть, заимствуя у зарубежных предшественников форму, наполнял ее по возможности своим собственным содержанием.

Хотя на внутреннем рынке «Москвич» по цене и популярности уступал «Жигулям» (если, конечно, можно говорить о популярности в условиях тотального дефицита), его довольно успешно поставляли на экспорт. Причем не только в страны соцлагеря (как правило, сборки болгарского завода «Балкан-Ловеч»), но и в «западный мир». Правда, носившего гордое экспортное название Moskvitch Scaldia 1500 и собирали в Бельгии, и оснащали дизельными двигателями Perkins или Peugeot.

Экспорт и безопасность

Вообще двигатели всегда были ахиллесовой пятой «москвичей» - с тех пор как отказались от старого, уже недотягивающего по мощности, но еще «опелевского» движка. Еще одной «болевой точкой» была коробка передач - некоторые экземпляры омского производства не выдерживали и 60 тысяч км пробега.

Двигатели всегда были ахиллесовой пятой «москвичей» - с тех пор как отказались от старого, уже недотягивающего по мощности, но еще «опелевского» движка.

Качество экспортной сборки всегда ценилось и у отечественных автолюбителей, которые при случае с удовольствием покупали реэкспортные подержанные «Москвичи». Стоит отметить, что 1969 году «Мосвквич-412» получил международный сертификат безопасности, подтвержденный во Франции и дополнительные буквы «ИЭ» в обозначение марки.

Таким образом, он стал первым советским автомобилем, имевшим жесткую (по тем временам) конструкцию кузова. Также его комплектовали штатными ремнями безопасности и «клыками» на переднем бампере, которые должны были предотвращать «подныривание» машины под препятствие.

Последними серийными автомобилями «Москвич», выпускавшимися собственно на «материнском» московском заводе АЗЛК, стали модели 2141 (экспортное наименование ALEKO - Автозавод Ленинского комсомола) и 2141-02 «Святогор». Кстати, сам «Москвич 2141» производился вплоть до 2002 года - несмотря на то что конвейер АЗЛК был остановлен еще в 2001-м. Дело в том, что после этого его целый год собирали из оставшихся на складах машинокомплектов чуть ли не кустарным способом - в той же Болгарии, Украине (на Киевском авторемонтном заводе) и Беларуси (МАЗ).

«Москвич» с пропиской в Москве

Прообразом «Москвича 2141» является американо-французская Chrysler Simca 1308, обладатель титула «Европейский автомобиль» 1976 года. Однако копией назвать его, пожалуй, все же нельзя. Внешне от «Симки» 2141-й отличался в первую очередь длинным и высоким передним свесом: под капотом пришлось разместить устаревшие на тот момент двигатели - собственный УЗАМ или мотор от ВАЗ-2106. Оба - длинные, высокие и тяжелые. По этой же причине конструкторам не удалось правильно расположить центр тяжести автомобиля, что сказывалось на его управляемости.

Прообразом «Москвича 2141» является американо-французская Chrysler Simca 1308, обладатель титула «Европейский автомобиль» 1976 года. Однако копией назвать его, пожалуй, все же нельзя.

Впрочем, в сравнении с производившимися тогда на «Автовазе» классическими «Жигулями», «Москвич 2141» выигрывал и внешне, и по удобству салона, и по безопасности, и по вместительности багажника. Который, кстати, увеличивался за счет сложенных задних сидений (схема, которая до сих пор успешно применяется в минивэнах).

Однако попытка руководства компании развить успех за счет модернизации этой, все еще популярной на тот момент модели успехом не увенчалась. Созданный в 1997 году «Святогор», несмотря на патриотичное название, использовал большое число импортных комплектующих: двигатель Renault F3R272, сцепление Valeo, усилитель тормозов Lucas и т. д. Проект похоронил разразившийся в 1998 году экономический кризис: курс рубля упал, и импортные агрегаты подскочили в цене.

Попытки установить на «Святогор» двигатели УЗАМ и ВАЗ уже напрямую напомнили судьбу этого былинного богатыря, который врос в российское бездорожье в попытках поднять неподъемное. Ну, а мелкосерийные модели бизнес-класса на базе «Москвича 2141»: хэтчбек «Юрий Долгорукий», седаны «Князь Владимир» и «Иван Калита», а также купе «Дуэт» - стоит, скорее, отнести к автокурьезам. Зато вопрос о возрождении марки «Москвич» на базе Renault Logan и Duster до сих пор считается открытым.

Ижевские «Ижи»

Вышеупомянутый Ижевский автозавод был основан в 1965 году для создания внутренней конкуренции «АвтоВАЗу» и АЗЛК. И производил он не только «Москвичи» и созданный на базе 412-го мини-фургон Иж-2715. Тот самый, который за характерный профиль получил в народе прозвище «Каблук» (последний, кстати, выпускали вплоть до 2014 года).

В 1990-е годы ижевское автопредприятие активно выпустило на рынок собственные разработки, оказавшиеся и лучше, и самобытнее продукции других представителей отечественного автопрома. В первую очередь это Иж-2126. Ижевские конструкторы создавали этот хэтчбэк малого класса, находясь в прокрустовом ложе российских поставщиков - к примеру, использовались те же двигатели, что и у «Москвича 2141». Именно этим объясняется то, что вполне современный по тем временам автомобиль был оснащен не передним (как его иностранные конкуренты), а задним приводом.

Впрочем, к переднему приводу российские автомобилисты долгое время относились скептически, так что популярности «Ижу» традиционное размещение агрегатов не убавило. Модернизированный вариант Иж-2126 «Ода» был снят с производства только в 2005 году. Тогда же был снят с производства и Иж-21261 «Фабула» в кузове «универсал», выпускавшийся всего год.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Саша и Таня, инженеры, 37 и 34 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Комментарии
Яндекс.Метрика