Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +20 погода в Петербурге
Доллар 72.17
Евро 81.47
Юань 1.03

Ретро на дорогах: Daewoo, Saab и… Datsun. Часть 2

 Фото: www.huaban.com Фото: www.huaban.com Автомобили, которые уже не производят. Так бывает: цивилизацию сотрясают кризисы, разоряются компании, меняется карта мира. Более удачливые автоконцерны поглощают своих менее расторопных конкурентов. В первой части «Ретро на дорогах» мы писали про «Москвичи» и «Ижи». И дабы у читателя не сложилось превратное впечатление о том, что эти процессы затронули исключительно российские машины, ОК-информ разобрался, какие иномарки ушли с нашего рынка в XXI веке

Daewoo. Разгром

Южно-корейский концерн Daewoo (или, если точнее, чеболь, финансово-промышленная группа с «корейским колоритом») свою смертельную рану получил в кризис 1998 года. Старшее поколение помнит, что в России тогда тоже были серьезные проблемы: рухнула пирамида ГКО (государственных краткосрочных облигаций), лопнули казавшиеся надежными банки, закрылись многие предприятия. Но у нас это был лишь отголосок кризиса, бушевавшего в азиатском макрорегионе, а вот Республика Корея оказалась практически в его эпицентре.

Правительство Южной Кореи приняло тогда ряд антикризисных мер, в частности - ограничило доступ крупных концернов к дешевым кредитам, заставив их тем самым решать свои проблемы самостоятельно. В результате этих мер другие чеболи - Hyundai, LG и Samsung - провели реструктуризацию, сократили расходы и персонал. И в результате уже через несколько лет вышли в фазу роста.

А вот руководство Daewoo, наоборот, занялось укрупнением и расширением своих подразделений. Результат оказался плачевен: в 1999 году концерн обанкротился. Его долги достигли 80 млрд долларов, а президент компании Ким Уджун сбежал во Францию. Впоследствии он все же был осужден - официально его обвинили в мошенничестве, контрабанде и незаконной торговле оружием (которое Daewoo также производил).

Nexia, Gentra и Matiz

Производство легковых автомобилей концерна Daewoo выкупил General Motors (грузовики достались индийской Tata Motors). Уже тогда бренд решили убрать с рынков - в первую очередь это было решение корейского правительства, но и GM особо не возражал. Для начала марка Daewoo ушла с рынков Австралии и Новой Зеландии (в 2004 году), и мы этого даже не заметили. Ведь узбекский «УзДэу» (в городе Асака Андижанской области) и Запорожский автозавод (Украина) продолжали производить автомобили под маркой Daewoo.

Производство в Узбекистане - такое же официальное, как и на российских автозаводах, речь не идет об «удивительно похожих копиях», как это бывает, к примеру, в китайском автопроме.

Под этой маркой и поставлялись на российский рынок Nexia, Gentra и Matiz - вплоть до 2016 года, когда и для нас Daewoo переименовали. На нашем рынке, впрочем, они оказались не под французским брендом Chevrolet, а под узбекским Ravon (ситуация полностью противоположная использованию марок Renault - Dacia). Переводится Ravon с узбекского как «легкий путь» или «хорошая дорога». И дополнительно является английской аббревиатурой «Reliable Active Vehicle On Road», «надежный активный автомобиль на дороге». Точно так же с октября 2015 года называется и само узбекское автомобилестроительное предприятие, правопреемник компании UzDaewooAuto и партнер GM-Uzbekistan.

Поскольку ребрендинг производитель намеренно совместил с глубокой модеринизацией, на рынке под новой маркой оказались, собственно, совершенно другие автомобили. Так, если Daewoo Nexia первоначально был модернизированным вариантом Opel Kadett, то Ravon Nexia - это несколько видоизмененный Chevrolet Aveo T250, точно так же - новый Ravon Gentra, «в девичестве» - Chevrolet Lacetti. А вместо Daewoo Matiz в Узбекистане теперь производится Ravon R2 (на других рынках - Chevrolet Spark), занимающий достойное место среди микролитражек.

Отдельно стоит отметить, что, несмотря на разные названия, речь идет об оригинальных автомобилях концерна GM. Производство в Узбекистане - такое же официальное, как и на российских автозаводах, речь не идет об «удивительно похожих копиях», как это бывает, к примеру, в китайском автопроме.

SAAB. Банкротство и два переезда

Так вышло, что «могильщиком» многих автомобильных марок стал, как и в случае с Daewoo, концерн GM. Возможно, это связано с его попытками спасти детища уже гибнущих компаний, может - с какими-то иными причинами. Так или иначе, General Motors владел контрольным пакетом (50%) акций шведской компании Saab Automobile AB с 1989 года, а с 2000 года стал ее единственным владельцем. Таким образом, вошедшие в XXI век среднеразмерные хэтчбек Saab 9-3 и седан Saab 9-5 производились хотя и в шведском Тролльхеттане (Trollhättan), но уже под «крышей» GM.

Новую машину, хоть и созданную на платформе Saab 9-3, планируется продавать под другим названием. К слову, основными акционерами NEVS являются компании из Японии и Китая, так что и это производство вполне может переместиться в Китай.

Симбиоз продлился до кризиса 2008 года, когда General Motors вышла из игры и объявила о продаже своей шведской «дочки». Переговоры велись почти с тридцатью претендентами и завершились в 2010 году продажей компании голландскому производителю спорткаров Spyker. Однако падение продолжалось, и в 2011 году голландцы решили уступить часть акций китайским фирмам: автопроизводители Поднебесной и не скрывали, что таким образом пытаются получить доступ к современным технологиям. Это заставило GM насторожиться и заблокировать сделку. В результате к концу того же года Saab Automobile AB попросту обанкротился.

Впрочем, руководство General Motors это не смутило: последний из «Саабов» компания создала уже за пределами Швеции. Среднеразмерный кроссовер класса «люкс» Saab 9-7X был спроектирован американскими инженерами, причем, как это сегодня принято, на платформе GMT360 (что породнило его с GMC Envoy, Buick Rainier, Oldsmobile Bravada, Isuzu Ascender, и Chevrolet TrailBlazer). Производился он на территории Мексики в городе Рамос-Ариспе на собственном заводе GM. Параллельно с ним в 2011 году стартовало производство еще одного «американца» Saab 9-4X, созданного на платформе Cadillac SRX. Однако уже в 2012 году производство обоих кроссоверов было прекращено из-за невысокого спроса.

В Россию оба последних «американских Сааба» не поставлялись: марка ушла с наших рынков еще в 2010 году. А новый владелец Saab Automobile AB, компания National Electric Vehicle Sweden (NEVS), потерявший права на марку «Saab» (название авто осталось в собственности GM), объявил в прошлом году о том, что планирует возобновить производство автомобилей. Новую машину, хоть и созданную на платформе Saab 9-3, планируется продавать под другим названием. К слову, основными акционерами NEVS являются компании из Японии и Китая, так что и это производство вполне может переместиться в Китай.

Volvo. Путь в Китай через Америку

Ну хоть с этой-то шведской маркой все в порядке? Новый флагманский седан Volvo S90 и универсал повышенной проходимости Volvo V90 Cross Country поступят на российский рынок в феврале-марте 2017 года, как и было обещано? Да, эта марка осталась на рынке. И новые авто, смеем надеяться, прибудут вовремя (а может, и с опозданием: срок поставки Volvo XC60 в прошлом году достигал двух месяцев, а Volvo XC90 - четырех). Но только вот поставляют их нам теперь из Китая, а все права на производство легковых машин Volvo принадлежат сегодня китайскому автоконцерну Geely.

Проблемы у концерна Volvo начались также в кризис 1998-го, и уже в 1999 году его руководство приняло решение продать подразделение по производству легковых машин американскому Ford. При этом право на использование марки поделили: ее использует и шведская Volvo Group (производитель грузовиков, автобусов и другого коммерческого транспорта, а также двигателей), и производитель одноименных легковушек. Хотя путать их не нужно: это две совершенно разные компании.

Однако после кризиса 2008 года и концерн Ford активно избавлялся от неприбыльных активов. Принадлежащую ему компанию Jaguar Land Rover он продал индийской Tata Motors, а Volvo - собственно, китайской Geely. Тем не менее до недавнего времени на российский рынок по-прежнему поставлялись автомобили, собранные в шведском Гетеборге и бельгийском Генте. Именно их теперь и можно считать «новыми ретро-автомобилями», поскольку все машины модельного ряда 2018 года (как и некоторые другие автоконцерны, Volvo «опережает время» на год) приедут в Россию из Китая.

Иногда они возвращаются

Последний в ХХ веке Datsun был выпущен в Японии в 1986 году в результате ребрендинга: выпускавшая его компания Nissan решила продвигать на экспортных рынках (в первую очередь, в США), собственно, автомобили Nissan. На российских дорогах эти ретро-мобили появились только в виде подержанных авто. Причем в 90-е годы до российских автолюбителей доезжали в первую очередь «сильно б/у» машины производства середины 70-х. Такими они и остались в памяти российских любителей «настоящей японской сборки».

Возможно, именно на этих любителей поностальгировать и рассчитывало руководство Nissan, когда в 2012 году принимало решение о возрождении марки Datsun - специально для быстрорастущих (на тот момент) рынков Индии, Индонезии, Южной Африки и России. И тут есть немалый вклад российского автопрома, ведь Datsun on-DO был создан на платформе «Лада Гранта», а Datsun mi-DO - «Лада Калина»: точно так же, как АвтоВАЗ всю свою историю проектировал автомобили на базе популярных иномарок, новый Datsun стал продолжением модельного ряда «Лады». Производство было запущено на заводе в Тольятти, соответственно, в 2014 и 2015 годах.

Таким образом, вполне может быть, что спустя некоторое время возродятся и такие марки, как Saab, Daewoo, а там - чего только в жизни не бывает - и «Москвич» с «Ижом», и «Волга» с «Окой». Но об этих моделях - в следующий раз.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Иван, битмейкер, 20 лет Сколько стоит образование?
Комментарии
Яндекс.Метрика