Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург 0 погода в Петербурге
Доллар 59.46
Евро 69.82
Юань 8.96

Современный автодом для нашего кемпера: от УАЗа до «Газели-Next»

 Фото: http://azgaz.ru Фото: http://azgaz.ru Полноценный автодом отличается от «домика-прицепа» (про караванинг «с прицепом» OK-информ уже рассказывал) в первую очередь тем, что представляет собой единое целое с автомобилем. Чем путешествие на таком транспортном средстве удобнее путешествия на автомобиле с прицепом, какие есть скрытые проблемы у такого варианта и - главное - есть ли отечественные автодома, способные конкурировать с импортными аналогами, разбирался «Общественный контроль»

Скорость и проходимость

Как вы помните, в караване-прицепе запрещено перевозить пассажиров. Но, может, хотя бы в автодоме разрешается ехать «вахтовым» способом: один водитель за рулем, а другой в этот момент отсыпается у него за спиной? Увы, нет. В большинстве автодомов все пассажиры должны находиться в своих креслах с пристегнутыми ремнями безопасности, в особенности - дети. Для детей, кстати, как и во всех других автомобилях, нужны специальные детские кресла.

Безусловным плюсом автокаравана является его скорость. Для прицепа установлены дополнительные ограничения: к примеру, в России максимальная скорость на обычных дорогах - 70 км/час, на скоростных - 90 км/час. Водитель автодомика на колесах может не задумываясь ехать «по знакам», его транспортное средство ничем не отличается от стандартного микроавтобуса или минивэна.

Хотя тем, кто обычно ездит на легковушке, стоит помнить о габаритах. А это не просто ограничения при проезде под аркой или низким балконом на узкой европейской улочке. Это и большая парусность: фургон будет сдувать сильным ветром, особенно - на скользкой и мокрой дороге. Поэтому необходимо в неблагоприятных условиях дополнительно снижать скорость, а не просто соблюдать номинальный скоростной режим. Ну и, конечно, у автокаравана проходимость лучше, чем у каравана-прицепа. Даже у того, который построен на базе микроавтобуса, не говоря уже о шасси внедорожника.

Нужен ли второй автомобиль

Главный минус автокаравана заключается в том, что по прибытии в специализированный кемпинг (который, как правило, расположен в пригороде) вы не можете оставить свой домик и отправиться на экскурсию в город на «тягаче». Впрочем, кое-где имеются и городские кемпинги: и в небольших курортных местечках Пярну и Друскининкай, и даже в столицах - Хельсинки, Вильнюсе.

Компактный Doubleback VW Кемпер рассчитан на перевозку двоих (от силы - троих, в зависимости от расположения сидений) пассажиров на одном переднем ряду. А ночевать в нем могут четыре человека.

При отсутствии городского кемпинга бывалые любители караванинга решают этот вопрос по-разному. Например, кто-то путешествует компанией на двух машинах: одни едут в автодоме, вторые на легковушке. Ночуют в автодоме, а на легковом автомобиле осматривают окрестности. Те, кто путешествует вдвоем-втроем, берут в таких случаях второй автомобиль напрокат. Или добираются до достопримечательностей исторического центра на общественном транспорте. В любом случае, всю необходимую информацию лучше узнать заранее.

Многое зависит и от размеров самого автодома. Так, компактный Doubleback VW Кемпер рассчитан на перевозку двоих (от силы троих, в зависимости от расположения сидений) пассажиров на одном переднем ряду. А ночевать в нем могут четыре человека. Так что сами конструкторы как бы намекают на возможность путешествия двумя машинами.

Огромный автодом STX Mercedes Actros может, напротив, перевозить легковой автомобиль в своем «трюме». Но этот автокараван - размером с хорошую фуру и поэтому требует водительского удостоверения категории «C» или «D», а также соответствующих навыков вождения. И да - на таком «домике» проедешь далеко не везде: в городах и поселках могут быть ограничения по габаритам и прочие препятствия, не говоря уже о проселочных дорогах и тем более - бездорожье.

Автодом УАЗ: прямиком через Сахару

Несмотря на то, что для советского человека автодом был недостижимой роскошью, первые караваны на базе отечественных автомобилей появились еще в 70-е годы ХХ века. Правда, производили их за рубежом. Известны несколько итальянских модификаций на платформе УАЗ-452 «Буханка» от компаний Schieppati (Safari и Adventure Camper), Grand Erg (Thule и Tundra), а также Arca. Путешествие на последней по пустыне Сахара было описано в 1972 году в советском журнале «Техника - молодежи».

Автодом фирмы Schieppati на базе УАЗ-452 участвовал в автопробеге 1983 года, также по Сахаре. Его соперниками были тогдашние законодатели мод в сфере автокараванинга на платформе Renault-Saviem TP3 и Iveco Daily. По итогам совместных испытаний УАЗ показал самую высокую проходимость и самый низкий уровень комфорта. Что, в общем-то, неудивительно: машина была создана не для частной эксплуатации. Стоит отметить, что в ту пору требования по экологии и удобству в странах ЕЭС были не такими высокими, как сейчас. И если кухня с плитой, раковиной и холодильником входила в базовую комплектацию итальянско-советского автодомика, то биотуалет был лишь опцией, а душ отсутствовал вообще.

Кстати, недавно группа УАЗ опубликовала фотографии концепта собственного автодома на базе «Буханки» (которую компания производит до сих пор). Это уже вполне современный кемпер, но рассчитан он в большей степени на отечественных туристов-экстремалов, чем на любителей цивилизованного караванинга. То есть не на тех, кто хочет удобную зеленую стоянку с водопроводом, электричеством и интернетом Wi-Fi. Да и бензин «Буханка», как известно, ест как не в себя, что при евросоюзовских ценах на топливо может ощутимо ударить по карману. Кроме того, пустить их в серию УАЗ еще не решился.

От «самопала» к цивилизации

Сначала автодома на базе «Газели» были кустарными и полукустарными. Довольно многим любителям путешествий одновременно и независимо друг от друга приходила в голову вполне удачная мысль переоборудовать недорогой микроавтобус своими руками или в «гаражном автосервисе». И было бы странно, если бы служба маркетинга Группы «ГАЗ» не обратила на это внимание.

Первая попытка была не вполне удачной. Автодом, созданный совместно с немецкой фирмой Weinsberg на базе стандартного автофургона ГАЗ-27057, был бы всем хорош (проблемы вроде небольших багажников можно решить внешней «навеской»), если бы не маломощный двигатель. Стандартный бензиновый мотор в 106 л.с. натужно вытягивал экспериментальный автокараван в горку, да и потреблял (даже официально) 16,5 литров на 100 км по трассе. Но зато его создание позволило конструкторам учесть свои ошибки.

И вот в 2015 году Группа «ГАЗ» представила на московской выставке Off-road Show два автодома: первый - для цивилизованного кемпинга на базе «Газели-Next» и второй - «Охотник» - для экстремального туризма на базе «Соболя 4х4». И если с «Охотником» все более-менее понятно, на «Газели-Next» стоит остановиться чуть подробнее.

Полноценный автодом «Газель-Next»

Цивилизованный российский автокараван рассчитан на перевозку семи пассажиров в кабине (троих на первом ряду и четверых - на втором). Соответственно, на всех есть спальные места в «домике». Помимо традиционного для автодомов выдвижного тента, имеется выдвижная боковая секция, что дополнительно увеличивает внутреннее пространство. Мебель внутри довольно кондовая по современным меркам, но это позволяет рассчитывать на ее высокие эксплуатационные характеристики. Из безусловных плюсов - американский дизель Cummins ISF 2.8 мощностью 200 л.с.

Из минусов эксперты отмечают отсутствие жидкостного отопления батареями: как правило, зимой воздушного отопления с помощью штатного кондиционера бывает недостаточно. При этом производитель заявляет, что двойное пластиковое остекление способно сохранить тепло даже при сильных морозах. Как бы там ни было, установить жидкостный отопитель с батареями можно в любой момент - это оборудование для караванов вполне доступно. Кроме того, заявленная высокая проходимость по российскому бездорожью все же относится к чему-то похожему на дороги, и в болото на этом транспортном средстве лучше не соваться.

Стоит автодом на базе «Газели-Next» около 4 млн рублей (можно «домик» купить и отдельно, установив его на обычной грузовой «Газели-Next»). Ближайший конкурент нашего каравана - Swan 599 от словенской компании Bravia Mobil, созданный на базе микроавтобуса Peugeot-Citroen. Словенский автодом, безусловно, более комфортный и оснащен современной стильной мебелью и оборудованием. Но и рассчитан он на четырех путешественников, а не на семерых.

Жилой модуль для пикапа

Нишу между домиком-прицепом и автодомом на базе микроавтобуса или минивэна занимает жилой модуль для пикапа. Это, безусловно, американское изобретение, и таких изделий в принципе для любых пикапов существует довольно много. К примеру - модуль Bimobil Husky 230 для Nissan Navara. Тут все более-менее стандартно: двуспальная кровать в алькове над кабиной (такое размещение одного из спальных мест характерно и для многих автодомов на базе фургонов и минивэнов), довольно компактная кухня, душ и туалет, а также складная двуспальная кровать на «первом этаже».

В скандинавских странах есть аналог «лесного права» - «право путешествовать» (allemansrätten). То есть закон разрешает припарковать автодом в любом месте, где это не запрещено и поблизости нет жилых домов.

При необходимости модуль можно приподнять на штатных ножках-домкратах и оставить в кемпинге, отправившись на автопрогулку. И точно так же можно оставить его потом в гараже или на дачном участке, когда закончится отпуск, а «базовый» пикап придется использовать по его прямому назначению.

По такому же принципу построены и жилые модули для пикапа «УАЗ-Патриот» от российских производителей: петербургский «Ладога 2.0» и челябинский Congo. Их стоимость составляет около четверти миллиона рублей (без автомобиля). Считается, что у петербургского - более «европейский» и функциональный интерьер. Хотя это, скорее, дело вкуса. Ведь значительная часть специальных комплектующих - авторства ведущих мировых производителей комплектующих для караванинга. Для мелкосерийного производства локализация специфических блоков - дело дорогостоящее, да и ненужное.

Главный плюс такого автодомика на базе пикапа - на нем можно путешествовать и по тайге, и по европейским дорогам. К слову, в скандинавских странах есть аналог «лесного права», разрешающий сбор грибов и ягод на частной территории, - «право путешествовать» (allemansrätten). То есть закон разрешает припарковать автодом в любом месте, где это не запрещено и поблизости нет жилых домов. А в таких местах труднопроходимые дороги встречаются и в Скандинавии.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Станислав, бывший военный, 44 года Революция - двигатель прогресса?
Комментарии
Яндекс.Метрика