Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Нужно ли регистрировать большие колеса, фаркоп, «обвес» и прочий тюнинг?

 Фото: Василий Голиняк/«Интерпресс» Фото: Василий Голиняк/«Интерпресс» Проблемы у тюнингованных автомобилей начались еще в 2015 году, и пик их пришелся на 2016-й: штрафы, суды, снятие авто с регистрации… В этом году правила игры в целом устаканились. «Общественный контроль» разбирался, что менять в конструкции автомобиля нельзя категорически, а что еще можно (и главное - как)

Львы, орлы и куропатки

У многих понятие «тюнинг» прочно ассоциируется с аэрографией или аэротюнингом. Проще говоря - с «картинками», нанесенными на корпус автомобиля. С этими «улучшениями» проблем обычно не возникает (разве что они могут привлечь дополнительное внимание инспектора). Тут главное - чтобы площадь художеств не превышала 50% площади кузова, то же касается и рекламы. Потому что «больше 50%» является признаком изменения цвета автомобиля. А цвет записан в паспорт технического средства (ПТС), и его, соответственно, необходимо перерегистрировать.

Главное - чтобы площадь художеств не превышала 50% площади кузова, то же касается и рекламы. Потому что «больше 50%» является признаком изменения цвета автомобиля.

Вообще изменить цвет - юридически не очень сложная процедура, она не требует прохождения техосмотра или получения предварительного разрешения в ГИБДД. И если автомобиль действительно перекрасили (например, надоел старый цвет или его решили поменять в ходе ремонта), это обойдется недорого - всего 850 рублей.

Достаточно приехать в отделение ГИБДД с паспортом, полисом ОСАГО, свидетельством о регистрации ТС и ПТС, оплатить госпошлину и показать перекрашенную машину инспектору, чтобы официальный представитель ГИБДД убедился, что она действительно перекрашена в указанный цвет. Кстати, изменением цвета считается не только непосредственно покраска, но и нанесение на кузов цветных пленок, наклеек, винилового покрытия и т.д.

Определенные проблемы могут возникнуть, если дизайнерское решение предполагает изменение цвета именно 50% кузова. Например, кто-то хочет ездить на черно-белой или желто-зеленой машине. Действительно, может быть просто непонятно, какой цвет на какой нанесен, и в таких случаях порой возникают претензии со стороны ГИБДД и разногласия: было ли авто перекрашено, или это просто такой аэротюнинг. В таком случае информацию о частичном изменении цвета также лучше внести в ПТС - просто чтобы подобных конфликтов не возникало.

Куда докатится это колесо

Достаточно распространенным тюнингом в России является увеличение размера колес. Причем часто это обусловлено не модными веяниями, а плохим состоянием дорожного покрытия или отсутствием такового. Действительно - чем больше диаметр колеса, тем выше его проходимость. Тут в выигрышной позиции оказываются владельцы тех моделей, у которых предусмотрено несколько размеров колес и колесных дисков. Причем эти размеры указаны в инструкции по эксплуатации и довольно часто - на особом шильдике на стойке двери. У некоторых автомобилей предусмотрено от 5 до 8 вариантов колес, у других - только один.

Достаточно распространенным тюнингом в России является увеличение размера колес. Причем часто это обусловлено не модными веяниями, а плохим состоянием дорожного покрытия или отсутствием такового.

Довольно часто на внедорожники, чтобы кататься собственно по бездорожью, ставят огромные колеса от тракторов и другой техники повышенной проходимости. Соответственно - это требует изменения формы колесных арок, лифта подвески и других переделок.

Конечно, если такой «танк» базируется где-то в глухой тайге и перемещается исключительно по болотам, то, возможно, эти изменения регистрировать и не потребуется. Но если вы выезжаете на таком «гибриде» на дороги общественного пользования и в населенные пункты - то такие изменения придется регистрировать, иначе результатом будет штраф, а затем (если изменения в конструкции не были устранены) - снятие транспортного средства с учета.

То же касается и занижения дорожного просвета. Не секрет, что кому-то из водителей, эксплуатирующих свой автомобиль в условиях неплохих питерских дорог, приходит мысль превратить его в «пузотерку». Причем часто такого эффекта достигают, просто обрезая «лишние» витки пружин подвески. Разумеется, такая процедура снижает безопасность эксплуатации автомобиля - те же тормоза могут работать «чуть-чуть не так».

Поэтому ГИБДД вполне резонно захочет убедиться в том, что изменения в конструкцию были внесены «правильные»: полностью поменяли подвеску, поставили, к примеру, пневматику, соответствующую данной модели.

Как вносить изменения в конструкцию

Важно, что для внесения изменений в конструкцию сначала необходимо получить на них разрешение. То есть - пройти экспертизу, которая определит возможность внесения таких изменений и их безопасность для последующей эксплуатации. Причем проводить ее может только организация, имеющая специальную аккредитацию.

Следует обратить внимание на то, чтобы при внесении изменений использовались только сертифицированные комплектующие. Причем эти сертификаты должны быть у вас на руках физически.

По результатам этой экспертизы можно обратиться в ГИБДД за разрешением на внесение изменений в конструкцию автомобиля. Потом следует обратить внимание на то, чтобы при внесении изменений использовались только сертифицированные комплектующие. Причем эти сертификаты должны быть у вас на руках физически, а не «где-то там, в интернете, на сайте Таможенного союза».

После того как изменения в конструкцию внесены, проводится вторая экспертиза - на предмет соответствия изменений Техническому регламенту вышеупомянутого Таможенного союза «О безопасности колесных ТС». Затем со всеми этими документами на руках (разрешением ГИБДД, данными двух экспертиз, копиями аккредитации проводившей их организации, лицензией проводившей работы компании и всеми сертификатами на комплектующие) -  нужно пройти технический осмотр автомобиля. И если он пройден успешно - то получить свидетельство о внесенных в конструкцию машины изменениях.

Несколько иной порядок существует для легализации изменений конструкции автомобиля до 1 января 2015 года. Тогда юридическое оформление тюнинга не требовалось, и поскольку закон обратной силы не имеет, то получать разрешение на уже внесенные изменения не требуется. В остальном процедура оформления не отличается.

Стоит ли говорить, что все это займет немало времени и средств. Есть фирмы, которые вносят изменения «под ключ», но их услуги недешевы - это дополнительные десятки, если не сотни тысяч рублей (в зависимости от модели автомобиля и вносимых изменений). Поэтому прежде чем приступать к подобного рода тюнингу, стоит прикинуть, во сколько обойдутся не только работы, но и юридическое оформление документов. И подумать, так ли уж нужны вам эти изменения. Порой дешевле и проще купить новую, стандартную машину, отвечающую требуемым характеристикам.

Газ, свет и «обвес»

Стоит отметить, что внесением изменений в конструкцию автомобиля считается… буквально все. То есть любые нестандартные пороги, спойлеры, «крылья» и «антикрылья», усиленные бамперы, «кенгурятники» необходимо регистрировать. Причем юридически процедура для небольшой пластмассовой нашлепки будет точно такой же, как для действительно серьезных конструкционных изменений. Кстати, точно таким же нарушением является и эксплуатация транспортных средств без предусмотренных производителем частей - например, без бамперов.

Внесением изменений в конструкцию автомобиля считается… буквально все. То есть любые нестандартные пороги, спойлеры, «крылья» и «антикрылья», усиленные бамперы, «кенгурятники» необходимо регистрировать.

Долгое время дискутировался вопрос, нужно ли регистрировать фаркоп, и в некоторых регионах в 2015-2016 годы водителей даже штрафовали за отсутствие такой регистрации. Но сегодня ситуация более-менее прояснилась: если установка фаркопа предусмотрена в конструкции автомобиля (об этом есть указания в инструкции по эксплуатации), то достаточно возить с собой сертификаты на сам фаркоп и его установку. Как правило, такого комплекта документов достаточно, чтобы снять возникшие у инспектора вопросы. А вот лебедка подлежит обязательной регистрации. Причем устанавливать ее можно только в том случае, если она предусмотрена в конструкции автомобиля его производителем.

Газобаллонное оборудование регистрировать теперь также обязательно. Но и тут «наши люди» пошли двумя путями. Если одни стараются установить ГБО в официальных компаниях, самостоятельно регистрирующих все конструкционные изменения, то другие ставят «тайный» баллон и продолжают ездить «так».

Действительно, современное ГБО может быть установлено таким образом, что ни заправочный штуцер, ни сам баллон (установленный, как правило, под багажником вместо запаски) при внешнем осмотре автомобиля никто не обнаружит. Но стоит ли говорить о том, что в случае аварии и тем более - необходимости прохождения техосмотра все незаконные изменения будут обнаружены со всеми вытекающими последствиями.

Отдельным пунктом стоят световые приборы. Стоит отметить, что получить разрешение, скорее всего, вообще не получится - не только на непредусмотренные производителем ксеноновые фары, но и на современные светодиодные ходовые огни и другие дополнительные световые приборы. С точки зрения безопасности ночного вождения к ним предъявляют особые требования, причем - во всем мире. Доказать, что они не будут слепить встречную машину практически невозможно - никто не будет брать на себя ответственность за подобное решение.

Исключение составляют, пожалуй, только временные съемные фары, которые могут устанавливаться, к примеру, на дугу багажника на крыше (который и сам по себе является временным съемным оборудованием и также не подлежит оформлению). Причем такие фары должны быть запитаны не от бортовой сети, а от прикуривателя. А на дорогах общего пользования их использовать нельзя и лучше вообще зачехлить во избежание лишних вопросов.

Тонировка стекол и… фар

Тонировка стекол сегодня вообще не требует регистрации, но это не значит, что автомобиль можно на зависть социофобам полностью завернуть в черную непрозрачную пленку. Прозрачность стекол и световой поток фар и других световых приборов однозначно влияют на безопасность на дороге. И хотя записывать эти «конструкционные изменения» в ПТС не нужно, штраф за неправильную тонировку можно получить по-прежнему. Впрочем, к 2017 году более-менее разобрались и с этими правилами игры: номера за это нарушение больше не снимают.

Лобовое стекло и другие стекла передней полусферы автомобиля после тонировки должны сохранять прозрачность в размере 70%. Все это довольно точно определяют специальные приборы, которыми располагают сотрудники ГИБДД.

Штраф пока ограничен суммой 500 рублей. Но в настоящее время Госдума рассматривает новый законопроект, который предполагает повышение штрафов: 1 500 рублей - за первое нарушение и 5 000 рублей - за последующие. Причина повышения штрафа проста: состоятельные водители предпочитают ездить с «платной» тонировкой, тем более что при быстрой уплате штрафа действует скидка 50%.

Лобовое стекло и другие стекла передней полусферы автомобиля после тонировки должны сохранять прозрачность в размере 70%. Все это довольно точно определяют специальные приборы, которыми располагают сотрудники ГИБДД. И хотя массовые рейды по отлову любителей «глухой» тонировки остались в прошлом (во всяком случае - пока), проверить стекла на прозрачность при случае могут и сейчас.

Любители затемнить салон должны помнить, что легкая тонировка, как правило, уже наносится на стекла заводом-изготовителем. Поэтому при самостоятельном или «гаражном» тонировании пленкой легко перебрать эти положенные 70% и получить штраф. Вывод: если вы все-таки хотите тонировать стекла, то это надо делать у профессионалов, которые правильно подойдут к процессу и сами проверят результат своей работы точно таким же прибором.

Единственное, что по-прежнему разрешено, - это «полоса от солнца» на лобовом стекле шириной не более 140 мм. Но и тут надо помнить, что это - ее ширина по всей длине, а не только в середине или по краям. Зато на эту полосу можно наносить любые надписи - так же, как и на заднее стекло.

Заднюю полусферу можно тонировать в 2017 году как угодно, хоть наглухо: прозрачность задних стекол никак не регламентирована при наличии боковых зеркал заднего вида. А значит, правило распространяется на подавляющее большинство автомобилей. То же касается и разного рода картинок и надписей, нанесенных на задние стекла. Формально считается, что все это не ухудшает обзор. И хотя, разумеется, задний обзор ухудшается, штрафовать за это не будут.

Более серьезные штрафы можно получить за тонированные передние фары. Честно говоря, не совсем понятно, зачем их вообще тонируют. Если в случае со стеклами можно еще говорить о слепящем солнце, защите от косых взглядов и сохранности оставленных на заднем сиденье вещей, то с фарами подобных аргументов нет. Так что если тонировка снижает световой поток более чем на 15%, штраф составит 500 рублей, а если она цветная - то штраф может достигнуть и 3 000 рублей (за установку спереди световых приборов красного цвета).

В любом случае все «улучшения» конструкции и внешнего вида автомобиля, как правило, беспокоят только его владельца и ГИБДД, а у подавляющего большинства других участников движения в лучшем случае вызовут легкую улыбку. То есть все усилия и старания приведут в первую очередь к увеличению количества поводов пообщаться с инспектором. А это, пожалуй, главный аргумент против любого тюнинга.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Кирилл, логист, 25 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии