Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.98
Евро 100.24
Юань 1.28

Почему Ленобласть сэкономила наоборот

 Фото: https://pixabay.com Фото: https://pixabay.com В Ленинградской области отчитались об экономии, полученной в ходе размещения госзаказа. «Общественный контроль» проанализировал крупнейшие заказы региона и не увидел в них конкуренции. Зато обнаружил «экономию» с обратным знаком

«Область сэкономила на госзакупках», - пресс-релиз с таким заголовком был разослан пресс-службой правительства Ленобласти на прошлой неделе. «Экономия при проведении конкурсных процедур администрации Ленинградской области за 7 месяцев 2016 года составила 117 млн рублей», - заявили авторы пресс-релиза. Правда, при этом не указали ни общего объема областного госзаказа за указанный период, ни уровня конкуренции, который измеряется средним количеством претендентов на один госзаказ, ни других данных, которые позволили бы оценить весь масштаб экономии.

Вместо этого говорится о том, что «по поручению губернатора Ленинградской области обеспечен более детальный анализ начальной (максимальной) цены контракта», а «достигнутые результаты стали возможны за счет реализации на территории области “Программы эффективного рубля”, инициированной главой региона».

«Общественный контроль» запросил в пресс-службе областного правительства дополнительные данные о региональном госзаказе, но, не получив их в течение нескольких дней, попытался провести собственный анализ.

Дорогая десятка

Чтобы понять, действительно ли в Ленинградской области экономили средства на госзаказе, «Общественный контроль» проанализировал десять самых дорогих закупок, совершенных регионом за отчетный период, то есть за семь месяцев этого года. Напомним, что такая же методика использовалась, когда мы анализировали госзаказ в целом по стране. Она позволяет увидеть, как расходуются наиболее крупные суммы бюджетных денег.

Два самых дорогих конкурса - на капремонт участков дорог Гостицы - Пустомержа и Менюши – Заручье - Каменец - были признаны несостоявшимися, хотя на них подавали заявки по два претендента.

Как выяснилось, девять из десяти самых дорогих госзакупок Ленобласти касались ремонта и содержания автомобильных дорог. Отрадно, что эта сфера в центре внимания чиновников. Но эффективность расходования средств показалась «Общественному контролю» несколько сомнительной.

Два самых дорогих конкурса - на капремонт участков дорог Гостицы - Пустомержа и Менюши – Заручье - Каменец - были признаны несостоявшимися, хотя на них подавали заявки по два претендента. Но их заявки были признаны не соответствующими требованиям конкурсов. Позже эти конкурсы были объявлены повторно и все же состоялись, причем вновь при участии двух претендентов на каждый, но это произошло уже за пределами отчетного периода, поэтому для чистоты эксперимента оставим повторные процедуры за скобками.

Строго говоря, не состоялись и остальные восемь самых дорогих конкурсов. На каждый из них было подано всего по одной заявке. Согласно закону № 44, в таких случаях конкурс признается несостоявшимся, однако контракт все равно заключается - с единственным претендентом. То есть закупка все же производится. Именно так произошло в семи случаях. И лишь на странице конкурса «Оказание услуг по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской эвакуации» с начальной ценой 334 645 434 рубля значится, что сведения о контракте отсутствуют, из чего можно сделать вывод, что он не был заключен.

Во всех остальных случаях заказчик с чистой совестью подписал контракты с единственными претендентами и даже добился в шести закупках экономии. Правда, ее размер трудно назвать впечатляющим: снижение начальной цены составило от 0,5% до 1,1%.

Но все испортил оставшийся госконтракт «Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Сланцевском районе Ленинградской области». При начальной сумме 319 049 855,44 рубля цена контракта составила 343 211 639,29 рубля, то есть на 7,1% больше.

Подведем итоги. Из десяти крупнейших госзакупок Ленобласти, объявленных с января по июль 2016 года, три не состоялись. Оставшиеся семь совокупно стоили 2582 млн рублей. Контракты в итоге были заключены почти на 2 587,9 млн. Такая своеобразная «экономия» с обратным знаком составила, по подсчетам «Общественного контроля», 5,8 млн рублей.

Инструмент отсечения

«Ситуация с госзаказом всегда была управляемой, даже когда этот пресловутый 44-ФЗ ругали на все лады», - комментирует глава ассоциации «Дормост» Кирилл Иванов. - Заказчик всегда в состоянии получить того подрядчика, которого хочет, - объясняет он, но тут же оговаривается, что не видит в этом что-то плохое. - Мы в этом легком флере, что «и слониха, и волчица» должны иметь доступ к чему-то, забываем об ответственности, - говорит Кирилл Иванов. - А ответственность заключается в том, что надо сделать, выполнить (госзаказ. - Ред.). А чтобы выполнить, надо быть готовым технически, кадрово, материально и т.д. Это не за один год приобретается все».

«Конкурсные процедуры - это инструмент, чтобы отсечь того, в ком, по мнению заказчика, нет уверенности, что он справится», - делает вывод глава ассоциации.

«Конкурсные процедуры - это инструмент, чтобы отсечь того, в ком, по мнению заказчика, нет уверенности, что он справится», - делает вывод глава ассоциации.

«Всегда удобнее работать с одним поставщиком госзаказов - старым, испытанным и понятным, чем искать новых», - соглашается председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Сергей Федоров. Но он также напоминает про коррупционную составляющую госзаказа: «Если ты устраиваешь конкуренцию, то, конечно, ты получаешь выше качество, но, понижая цену, ты снижаешь количество возможного отката».

Экономия 117 млн рублей на фоне десятков миллиардов рублей общего объема областных закупок кажется специалисту смехотворной. Впрочем, Сергей Федоров поддерживает само стремление чиновников к улучшению качества госзаказа. «Ленинградская область не самая плохая в этом вопросе, - говорит он. - Они делают серьезные шаги, пытаются наладить государственное функционирование и в том числе распределение госзаказа. Но мы годами создавали эту коррумпированную систему, и в один момент ее будет сложно изменить».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Константин, студент ИТМО, 17 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии