Автомобиль не роскошь? Только не в госзаказе!

Фото: www.sales.mercedes-lukoil.ru Фото: www.sales.mercedes-lukoil.ru
«Общественный контроль» составил рейтинг самых дорогих автомобилей, которые приобретались через госзаказ в 2016 году в Петербурге и Ленобласти. В первой десятке почти не оказалось машин дешевле 5 млн рублей. Среди их покупателей - структуры «Газпрома», предприятия оборонки и обслуживания чиновников

Уже год «Общественный контроль» ведет рубрику «Госзаказ недели», в которой рассматривает самые дорогие, самые важные или, напротив, самые сомнительные с точки зрения эффективности расходования средств госзаказы. Нередко в наших материалах публиковалась информация о закупках автомобилей. Зачастую заказчики приобретали не средство передвижения, необходимое им для осуществления своей деятельности, а скорее предмет роскоши и демонстрации статуса своего владельца.

Подводя итоги года, «Общественный контроль» составил ТОП-10 самых дорогих легковых автомобилей, приобретенных в рамках системы госзаказа в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Рассматривались госзаказы, размещенные как по закону 44-ФЗ, регламентирующему закупки государственных органов, так и по 223-ФЗ, касающемуся государственных предприятий. Итак, представляем:

ТОП-10

На десятом месте - скромный микроавтобус Volkswagen Multivan. Эта машина могла бы оказаться скромной без всякой иронии, ведь цены на нее начинаются от 2 546 500 рублей. Но заказчику - государственному банку ВТБ - видимо, нужно было что-то особенное. Он объявил открытый запрос котировок в электронной форме с начальной ценой 5 млн рублей. В нем приняли участие три претендента, которые снизили цену до 4,709 млн, что тоже, наверное, можно считать успехом.

Внедорожник Toyota Land Cruiser 200 занял девятое место нашего рейтинга. Его приобрел в декабре ГНЦ ФГУП «ЦНИИ конструкционных материалов “Прометей”», видимо, на волне хлынувших в оборонный заказ бюджетных средств. Он объявил открытый запрос котировок в электронной форме, в котором принял участие почему-то лишь один поставщик - ЗАО «Интер Авто Тим, Лтд». При начальной цене 4 892 330 рублей он снизил цену до 4 709 000 рублей. Как говорится, и на том спасибо.

ТГК-1 - это основной акционер компании «Теплосеть Санкт-Петербурга», ежегодно «бодающейся» с городом по поводу того, сколько денег тратить на ремонт ветшающих теплосетей - на то, чтобы привести в порядок все теплосети, денег все время не хватает. Зато на «крутые тачки» они есть

На восьмом месте - еще одна машина такой же модели. Цвет - черный металлик. Заказчик - «дочка» «Газпрома» ТГК-1. В декабре компания объявила открытый запрос предложений в электронном виде, на который поступило две заявки. Обе превысили начальную цену 5 млн рублей и эффективным менеджерам ничего не оставалось, как принять одну из них - за 5,3 млн - не оставаться же без машины, в конце концов. Добавим, что ТГК-1 - это основной акционер компании «Теплосеть Санкт-Петербурга», ежегодно «бодающейся» с городом по поводу того, сколько денег тратить на ремонт ветшающих теплосетей - на то, чтобы привести в порядок все теплосети, денег все время не хватает. Зато на «крутые тачки» они есть.

На седьмом месте - автомобиль AUDI A8L за 5,395 млн рублей. Это верхняя модель в ряду представительских машин солидной немецкой марки. В апреле ее приобрело АО «Центр технологии судостроения и судоремонта» - ведущий технологический центр судостроения России, как сообщается на его сайте. По данным на июнь 2016 года, предприятие на 100% принадлежало Российской Федерации. Закупка автомобиля произведена у единственного поставщика - ООО «АЦ Петербург».

Шестое место занял люксовый внедорожник Lexus LX450d за 6 225 997 рублей, который приобрело в мае ОАО «Ростерминалуголь», управляющее угольным портом в Усть-Луге. Это одна из немногих компаний в нашем рейтинге, не полностью принадлежащих государству. По данным ее сайта, она «создавалась и успешно развивается с участием как частного капитала, так и государственных структур». Приобрести автомобиль удалось не с первого раза. Вначале компания объявила запрос цен в электронной форме, указав начальную цену в размере чуть более 5 млн рублей, однако не получив ни одной заявки, организовала еще один госзаказ, в ходе которого приобрела товар уже у единственного поставщика - ООО «Инчкейп Олимп».

Начиная с пятого места в нашем рейтинге идут сплошь «Мерседесы». Так, на пятом месте покупка еще одной «дочки» «Газпрома» - компании «Газпром инвест». В декабре она приобрела «Мерседес» GLS 500 4Matic - элитный внедорожник за 6,5 млн рублей цвета «черный обсидиан металлик». Машина приобреталась у единственного поставщика - ООО «Авангард», хотя не только он является официальным дилером «Мерседеса» в регионе.

В отличие от большинства других организаций, крайне неохотно комментирующих цели своих шикарных приобретений, «Морской регистр» рассказал, зачем ему понадобилась столь дорогая машина: она нужна для выполнения представительских функций - приема иностранных делегаций

На четвертом месте вновь уже знакомый нам «ЦНИИ конструкционных материалов “Прометей”» с микроавтобусом Mersedes-Benz V 250d Edition за 6 564 377 рублей 85 копеек. Машина приобретена у московского автодилера АО «Авилон Автомобильная Группа» и поставлена, согласно договору, в Москве. Место использования покупки в документах госзаказа не указывается.

На третьем месте - автомобиль, который приобретает СПб ГБАУ «Смольнинское» - предприятие, обслуживающее чиновников Смольного и депутатов ЗакСа. В конкурсной документации не указана конкретная модель, однако подробно прописаны ее технические характеристики. Победителем аукциона на поставку автомобиля стало ООО «Автофорум Нева» - дилер «Мерседеса», что не оставило сомнений - закупается элитарный Mercedes-Benz S-class (высшая серия марки). Правда, аукциона как такового не было, поскольку на конкурс была подана всего одна заявка (не везет Петербургу с дилерами этой марки!). Впрочем, чиновники направили поставщику предложение о добровольном снижении начальной цены контракта (7,3 млн рублей), но каков был ответ, пока неизвестно - заявка была рассмотрена только 23 декабря.

На втором месте восьмиместный микроавтобус Mercedes-Benz V-класса стоимостью 8,4 млн рублей, который в октябре приобрело федеральное автономное учреждение «Российский морской регистр судоходства». В отличие от большинства других организаций, крайне неохотно комментирующих цели своих шикарных приобретений, «Морской регистр» рассказал, зачем ему понадобилась столь дорогая машина: она нужна для выполнения представительских функций - приема иностранных делегаций. Автомобиль также закупался у единственного поставщика, причем по лизинговой схеме, когда товар сначала арендуется, а потом уже выкупается. При этом платежи растягиваются во времени, но общая сумма выплат оказывается выше, чем если бы товар приобретался обычным способом. Отметим, что «Морской регистр» оказался отнюдь не единственной компанией, которая практиковала в прошлом году такую схему.

И, наконец, на первом месте заслуженно оказывается одна из структур нашего «национального достояния» - компания «Газпром инвест», которая приобрела в феврале шикарный Мерседес-Бенц S 500 4MATIC L за 8 910 347 рублей 30 копеек. В спецификациях автомобиля фигурируют такие важные характеристики, как цвет «черный обсидиан» и кожа «эксклюзив фарфор». Поставщик - то же самое ООО «Авангард», которое поставляет компании и другие «Мерседесы» на безальтернативной основе.

Неудачники

Вышеприведенный рейтинг мог бы выглядеть несколько иначе, если бы несколько госзаказов не были отменены. Наверное, наиболее одиозный случай произошел в сентябре. «Жилкомсервис № 3 Приморского района» объявил о закупке у единственного поставщика легкового автомобиля за 6,28 млн рублей. Скромный Жилкомсервис имел все шансы подвинуть в рейтинге воротил портового бизнеса, закупив всего лишь… «Ладу Ларгус» - ту самую, которая сейчас продается от 519,9 тысячи рублей. Возможно, в бухгалтерии Жилкомсервиса приписали лишний ноль, но здравый смысл в итоге все же возобладал. Закупку отметили, вывесив на сайте госзаказа лаконичное пояснение «неверная цена».

По неизвестным причинам отказалась от приобретения шикарного внедорожника Audi Q7 3.0 TDI за 5,172 млн рублей областная энергокомпания ЛОЭСК. Непросто далось решение об отмене закупки автомобиля Toyota Land Cruiser Prado государственной «Управляющей компании по обращению с отходами в Ленинградской области» за 4,8 млн рублей. Компания объявляла и отменяла конкурс аж два раза.

«Нам это непонятно»

«Общественный контроль» попросил прокомментировать получившийся рейтинг сопредседателя регионального штаба «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) в Санкт-Петербурге Виталия Фатеичева, поскольку ОНФ также ведет мониторинг госзаказа и борется с неэффективными закупками.

По словам сопредседателя регионального штаба, ОНФ будет инициировать новые поправки в законодательство, которые позволят повысить эффективность расходов госкомпаний

«Мое мнение полностью соответствует курсу президента, который он отразил в своих указах, - сказал Виталий Фатеичев. - В одном из указов четко обозначена необходимость повышения эффективности работы государственных компаний». По его словам, закупки дорогих автомобилей «не являются необходимыми на данный момент в сложной экономической ситуации и тем более не соответствуют тренду повышения эффективности».

По словам сопредседателя регионального штаба, ОНФ будет инициировать новые поправки в законодательство, которые позволят повысить эффективность расходов госкомпаний. «Если это деньги свободные - то пусть они идут в бюджет в виде дивидендов, - пояснил Виталий Фатеичев. - А если компании нужны деньги для того, чтобы развиваться, то пускай они тратятся на покупку нового оборудования, на повышение эффективности, на зарплаты рабочим. А то получается, что у нас государственные компании обращаются в правительство с просьбой, чтобы им выделили дополнительные средства, и тут же параллельно покупают дорогие автомобили, на которых разъезжает руководство. Нам это непонятно».

Кстати, некоторые поправки в законодательство о госзаказе вступили в силу с 2017 года. Так, например, закупки ГУПов и МУПов теперь за небольшими исключениями должны проводиться по 44-ФЗ, требования которого значительно строже, чем 223-ФЗ.

Материалы по теме
Отшельник Фоторепортаж 
Комментарии
Опрос
Что вас больше всего беспокоит в организации работы общественного транспорта?
Реклама