Как подольская стоматология обогнала Газпром в рейтинге госзакупок
Минфин РФ опубликовал доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в первом полугодии 2017 года. Напомним, что по 223-ФЗ товары и услуги закупают компании с государственным участием и естественные монополисты. В общей сложности это 88 700 организаций, подсчитал Минфин.
За полгода данные организации разместили 619 752 извещений о закупках на 9,3 трлн рублей. По сравнению с прошлым годом сумма сократилась на 1%. Расходование этих средств, судя по докладу, трудно назвать эффективным.
«Более 94% закупок осуществляется на неконкурентной основе», - констатирует Минфин. 31,6% закупок было размещено у единственного поставщика, а 62,7% закупок - с применением «иных способов». 223-ФЗ, в отличие от более жесткого 44-ФЗ, дает право заказчику самому не только выбирать способ закупки из уже существующих, но и придумывать новые. На данный момент заказчики придумали 4 788 таких способов, «которые зачастую сводятся к закупкам у единственного поставщика», - комментируют в финансовом ведомстве.
«Данная тенденция негативным образом отражается на обеспечении прозрачности закупок и добросовестной конкуренции между участниками закупок, создает предпосылки для сговора недобросовестных заказчиков с поставщиками (подрядчиками, исполнителями)», - добавляют в Минфине.
Только 5,8% закупок осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов в соответствии с гражданским законодательством, говорится в докладе.
Отметим, что в первом полугодии 2016 года на неконкурентной основе было осуществлено 96% всех закупок по 223-ФЗ, то есть небольшой прогресс все-таки есть.
Но точной суммы, сколько в итоге было потрачено на эти закупки, доклад Минфина не дает. По данным ежемесячной отчетности заказчиков, речь идет о сумме около 9 трлн рублей, говорится в документе (в первом полугодии 2016 года она составляла 11,2 трлн). При этом в реестре договоров содержатся данные только на 7,3 трлн рублей.
Только 5,8% закупок осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов в соответствии с гражданским законодательством, говорится в докладе.
«При заполнении ежемесячных отчетов заказчиками допускаются ошибки», - поясняют в Минфине. Примеры таких ошибок также приводятся: «При заполнении полей формы ежемесячной отчетности заказчики ошибочно меняют местами позиции «количество» и «сумма», стоимость договоров указывают как в рублях, так и в тысячах рублей, в случае, если закупка осуществлялась в иностранной валюте, в позиции «сумма» заказчики указывают значение, не конвертированное в рубли, осуществляют ведение ежемесячной отчетности с нарастающим итогом, а не отдельно по каждому месяцу».
В результате таких ошибок на второе место по общему объему закупок в первом полугодии вышла Подольская городская стоматологическая поликлиника с суммой 471 млрд рублей, опередившая РЖД, «Газпром» и «Башнефть». В Минфине разобрались и выяснили, что на самом деле подольская стоматология приобрела товаров и услуг лишь на 16 млн рублей.
Первое место по объемам своих заказов держит «Роснефть» (2 761 млрд рублей). Одним из примеров расходов госкомпании стала недавняя закупка посуды и предметов интерьера для вертолета на 4,7 млн рублей. Впрочем, она была отменена после того, как вызвала большой резонанс в СМИ.
Больше всего средств (1,4 трлн рублей) в рамках 223-ФЗ расходуется на закупку строительных работ. На втором месте - закупка финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению (более 1,03 трлн).
И хотя указанные рынки являются высококонкурентными сами по себе, конкуренция за госзаказы них невысока. Так, на конкурсы по предоставлению финансовых услуг подается, в среднем, менее одной заявки. При этом «Сбербанк» является крупнейшим поставщиком по 223-ФЗ с общим объемом заказов 257 млрд рублей.
В общей сложности в I полугодии 2017 года среднее количество поданных заявок на участие в закупке составило 1,73. Это все-таки на 5 % больше, чем годом ранее, отмечают в Минфине.
Отдельный раздел доклада посвящен закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). 223-ФЗ и подзаконные акты устанавливают для различных категорий предприятий квоты по закупкам, которые должны осуществляться у малого бизнеса. На практике речь идет зачастую о профанации соблюдения данных требований.
«Выявлены факты заключения с МСП договоров, стоимость которых многократно превышает предельные размеры выручки, позволяющие относить хозяйствующие субъекты к МСП», - констатируют в ведомстве. В качестве примера приводится договор, который заключил банк ВТБ24 с «малым предприятием» на сумму свыше 14,7 млрд рублей. «Данная практика может рассматриваться как формальное выполнение квоты закупок у субъектов МСП», - делает вывод Минфин.
Напомним, что на днях премьер-министр Дмитрий Медведев потребовал от профильных министерств представить предложения по снижению объемов закупок у единственного поставщика. Срок выполнения поручения - до 25 сентября.
- 19 августа в рунете пройдет ипотечный марафон
- Строители хотят ясности в вопросе подтверждения опыта
- В России утвердили план развития и поддержки инжиниринговой деятельности
- Малому бизнесу – большие деньги. В Петербурге выделили больше 100 миллионов на поддержку малого бизнеса.
- Опрос ВЦИОМ: Только 14% россиян довольны своими доходами