Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Стройка нуждается в квалифицированном заказчике

 Фото: Союз «Строительный ресурс» Фото: Союз «Строительный ресурс» Механизм создания службы единого заказчика обсудили участники круглого стола в Национальном объединении строителей, сообщает АСН-инфо

Указание президента России о создании службы единого заказчика поступило еще в 2014 году, однако процесс затянутся. Споры у экспертов возникают по самым разным вопросам - от определения самого понятия до уровня контролирующей структуры.

В обсуждении на круглом столе приняли участие представители субъектов РФ, Российского Союза строителей, Торгово-промышленной палаты России и Российского Союза промышленников и предпринимателей, а также профессионального сообщества.

По мнению генерального директора Ассоциации «Сахалинстрой» Валерия Мозолевского, создавать службу единого заказчика следует с актуализации уже существующих документов. «Речь идет о Методическом пособии по организации деятельности государственного заказчика на строительство и заказчика-застройщика - МДС 11-15.2001 и ряда постановлений правительства», - отмечает эксперт. Подобный перечень этих документов был передан в Минстрой, однако документ до сих пор не рассмотрен и решения нет.

Следующая методическая проблема на пути к созданию службы единого технического заказчика в строительстве - это закрепление понятийного ряда и общей терминологии: «Мы говорим и о “службе технического заказчика”, и просто о “единой службе заказчика”. В Законе “Об архитектурной деятельности” - одно понятие, “Об инвестиционной деятельности” - другое, в Федеральном законе № 214 ФЗ - третье», - заметила генеральный директор СРО НП «ГЛАВКУЗБАССТРОЙ» Ирина Кузеванова. - В профессиональной среде мы должны говорить на одном языке.

Гендиректор партнерства «Союздорстрой» Леонид Хвоинский считает, что служба заказчика должна быть двойного подчинения и распоряжаться как региональными, так и федеральными средствами: «Нужно создать межмуниципальные филиалы региональной службы единого заказчика. В целом же во многих муниципалитетах уровень руководящего состава оставляет желать лучшего. Этими вопросами занимаются люди без соответствующего образования и компетенции».

По мнению господина Хвоинского, сложности в работе с муниципалами усугубились после выхода новой редакции Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», когда ряд полномочий, в том числе по земельным или жилищным вопросам, перешел с регионального уровня на муниципальный.

Негативные изменения в этой сфере отметил и заместитель координатора НОСТРОЙ по СЗФО, вице-президент Союза «Строительный ресурс» Павел Созинов. «В рамках работы Координационного совета при полпредстве в СЗФО мы проводим мониторинг по 11 субъектам, - рассказал он. - После того, как из-за изменения в законодательстве муниципальные власти получили существенные рычаги влияния, эффективность исполнения в рамках государственных жилищных программ на этом уровне стала минимальной. На уровне субъектов по областному заказчику, например УКС, исполнение госпрограмм вдвое выше, чем на муниципальном. Это происходит из-за отсутствия кадровых и финансовых возможностей МО».

Для того чтобы исправить эту ситуацию, в некоторых регионах стараются вернуть данные полномочия обратно на региональный уровень, объяснил Павел Созинов.

Вопросы создания службы технического заказчика в регионах - процессуально-законодательные. При ее разработке появляется основная проблема - распределение зоны ответственности между разными уровнями власти

По мнению заместителя губернатора Вологодской области Виталия Тушинова, вопросы создания службы технического заказчика в регионах - процессуально-законодательные. При ее разработке появляется основная проблема - распределение зоны ответственности между разными уровнями власти. «Для того чтобы придумать закон о создании службы единого заказчика, нужно поменять несколько госпрограмм. Это все растянется на долгие годы, - уверен господинн Тушинов. - Мы для себя определили другой механизм создания службы техзаказчика - передачу полномочий на уровне соглашения, в рамках которого всегда можно найти компромисс с муниципальными властями. А полномочия по проведению всех конкурсных процедур передаем областному комитету по госзаказу».

В целом же на федеральном уровне есть некоторые подвижки по созданию службы единого заказчика, отмечает президент НОСТРОЙ Николай Кутьин. В частности, Национальное объединение строителей в декабре 2015 года смогло приступить к формированию библиотеки типовых контрактов на проведение работ по строительству, проектированию и инженерным изысканиям.

В конце прошлого года специалисты Минстроя наконец-то согласовали техническое задание на их разработку, в результате уже 20 января Национальное объединение строителей опубликовало предварительные версии документов, разработанных в рамках создания библиотеки типовых контрактов на выполнение работ в сфере строительства для государственных и муниципальных нужд.

Основной задачей разработчика станет адаптация структуры типовых контрактов FIDICк требованиям российского законодательства. В частности, нормы 44-ФЗ «О контрактной системе в РФ» затрудняют построение контракта, обеспечивающего равную ответственность заказчика и подрядчика по неисполнению обязательств и в перспективе упрощающую процедуру судебного разбирательства по возможным конфликтам.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Станислав, бывший военный, 44 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии