Стройка нуждается в квалифицированном заказчике
Указание президента России о создании службы единого заказчика поступило еще в 2014 году, однако процесс затянутся. Споры у экспертов возникают по самым разным вопросам - от определения самого понятия до уровня контролирующей структуры.
В обсуждении на круглом столе приняли участие представители субъектов РФ, Российского Союза строителей, Торгово-промышленной палаты России и Российского Союза промышленников и предпринимателей, а также профессионального сообщества.
По мнению генерального директора Ассоциации «Сахалинстрой» Валерия Мозолевского, создавать службу единого заказчика следует с актуализации уже существующих документов. «Речь идет о Методическом пособии по организации деятельности государственного заказчика на строительство и заказчика-застройщика - МДС 11-15.2001 и ряда постановлений правительства», - отмечает эксперт. Подобный перечень этих документов был передан в Минстрой, однако документ до сих пор не рассмотрен и решения нет.
Следующая методическая проблема на пути к созданию службы единого технического заказчика в строительстве - это закрепление понятийного ряда и общей терминологии: «Мы говорим и о “службе технического заказчика”, и просто о “единой службе заказчика”. В Законе “Об архитектурной деятельности” - одно понятие, “Об инвестиционной деятельности” - другое, в Федеральном законе № 214 ФЗ - третье», - заметила генеральный директор СРО НП «ГЛАВКУЗБАССТРОЙ» Ирина Кузеванова. - В профессиональной среде мы должны говорить на одном языке.
Гендиректор партнерства «Союздорстрой» Леонид Хвоинский считает, что служба заказчика должна быть двойного подчинения и распоряжаться как региональными, так и федеральными средствами: «Нужно создать межмуниципальные филиалы региональной службы единого заказчика. В целом же во многих муниципалитетах уровень руководящего состава оставляет желать лучшего. Этими вопросами занимаются люди без соответствующего образования и компетенции».
По мнению господина Хвоинского, сложности в работе с муниципалами усугубились после выхода новой редакции Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», когда ряд полномочий, в том числе по земельным или жилищным вопросам, перешел с регионального уровня на муниципальный.
Негативные изменения в этой сфере отметил и заместитель координатора НОСТРОЙ по СЗФО, вице-президент Союза «Строительный ресурс» Павел Созинов. «В рамках работы Координационного совета при полпредстве в СЗФО мы проводим мониторинг по 11 субъектам, - рассказал он. - После того, как из-за изменения в законодательстве муниципальные власти получили существенные рычаги влияния, эффективность исполнения в рамках государственных жилищных программ на этом уровне стала минимальной. На уровне субъектов по областному заказчику, например УКС, исполнение госпрограмм вдвое выше, чем на муниципальном. Это происходит из-за отсутствия кадровых и финансовых возможностей МО».
Для того чтобы исправить эту ситуацию, в некоторых регионах стараются вернуть данные полномочия обратно на региональный уровень, объяснил Павел Созинов.
Вопросы создания службы технического заказчика в регионах - процессуально-законодательные. При ее разработке появляется основная проблема - распределение зоны ответственности между разными уровнями власти
По мнению заместителя губернатора Вологодской области Виталия Тушинова, вопросы создания службы технического заказчика в регионах - процессуально-законодательные. При ее разработке появляется основная проблема - распределение зоны ответственности между разными уровнями власти. «Для того чтобы придумать закон о создании службы единого заказчика, нужно поменять несколько госпрограмм. Это все растянется на долгие годы, - уверен господинн Тушинов. - Мы для себя определили другой механизм создания службы техзаказчика - передачу полномочий на уровне соглашения, в рамках которого всегда можно найти компромисс с муниципальными властями. А полномочия по проведению всех конкурсных процедур передаем областному комитету по госзаказу».
В целом же на федеральном уровне есть некоторые подвижки по созданию службы единого заказчика, отмечает президент НОСТРОЙ Николай Кутьин. В частности, Национальное объединение строителей в декабре 2015 года смогло приступить к формированию библиотеки типовых контрактов на проведение работ по строительству, проектированию и инженерным изысканиям.
В конце прошлого года специалисты Минстроя наконец-то согласовали техническое задание на их разработку, в результате уже 20 января Национальное объединение строителей опубликовало предварительные версии документов, разработанных в рамках создания библиотеки типовых контрактов на выполнение работ в сфере строительства для государственных и муниципальных нужд.
Основной задачей разработчика станет адаптация структуры типовых контрактов FIDICк требованиям российского законодательства. В частности, нормы 44-ФЗ «О контрактной системе в РФ» затрудняют построение контракта, обеспечивающего равную ответственность заказчика и подрядчика по неисполнению обязательств и в перспективе упрощающую процедуру судебного разбирательства по возможным конфликтам.
- Строители хотят ясности в вопросе подтверждения опыта
- В Госдуму поступил законопроект о возможности изменения стоимости контрактов на строительство
- В России утвердили план развития и поддержки инжиниринговой деятельности
- В период пандемии работодатели смогут обязать сотрудников выполнять низкоквалифицированную работу
- Правительство Петербурга подготовило второй пакет мер по поддержке бизнеса