Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Бедных не обслуживаем

 Фото: Виталий Махновский/OK-inform Фото: Виталий Махновский/OK-inform Разгорается скандал вокруг крупной торговой сети, обязывающей покупателей делать в магазинах покупки на сумму не менее 200 (300, 500 - в зависимости от местоположения магазина) рублей. К делу уже подключился Роспотребнадзор, однако практика может повториться в другом месте

В ряде городов России: Красноярске, Иркутске, Нижнем Тагиле, Ирбите, Первоуральске и других городах  Свердловской области, Забайкалья, Хакасии, в Татарстане - в сети магазинов «Светофор» на кассах и дверях появились объявления: «Покупки на сумму менее 300 рублей не обслуживаются». Некоторые покупатели послушно возвращались в торговые залы и добирали товаров на нужную сумму, другие возмущались. ОК-информ разбирался, насколько законно подобное торговое ноу-хау.

«Не хотите - не ходите, нам наплевать»

Удивительно, но покорные  восточносибирские покупатели приняли навязывание дополнительных покупок как должное, и первые робкие слова возмущения начали раздаваться лишь спустя несколько недель после начала сомнительной акции сети. Затем историей заинтересовались местные активисты из общественной организации «Народный контроль», благодаря которым скандал вышел на федеральный уровень. Общественников возмутило циничное отношение к покупателям, и в первую очередь - пожилым людям, которые приходили в «Светофор» именно из-за низких цен и на объявления внимания не обращали - в том числе и по причине слабого зрения. Стариков также разворачивали и требовали либо платить больше, либо покинуть магазин.

В ряде городов России в сети магазинов «Светофор» на кассах и дверях появились объявления: «Покупки на сумму менее 300 рублей не обслуживаются». 

Как сообщил местному изданию justmedia.ru региональный координатор проекта «Народный контроль» Дмитрий Чукреев, после их визита и предания истории гласности директор торговой сети сам связался с ними и объяснил позицию магазина.

«Господин Нефедов позвонил и заявил, что минимальная цена покупки в 300 рублей - это их решение, такова политика компании. “Магазин наш, что хотим, то и делаем. Ходить к нам или не ходить - выбор каждого. Нам надо увеличить продажи. Лучше пусть придет 5 человек и потратят 300 рублей, чем 30 человек по 50 рублей оставят. Пока суд не запретил нам - будем так работать. Если решение будет официальное, то тогда прекратим”», - передает слова директора Дмитрий Чукреев.

В одном из магазинов попытались оправдаться тем, что не заставляют, а предлагают совершать покупки не менее определенной суммы.  Так, директор одного из супермаркетов сети «Светофор» в Иркутске сообщила корреспонденту ИА «БайкалПост», что магазин не обязывает покупателей совершать покупку на 500 рублей, а только рекомендует это делать. При этом покупки на меньшую сумму все равно не обслуживались.

Общественники уже написали заявления в прокуратуру и Роспотребнадзор с целью установить законность взимания с покупателей минимальной платы. Оказалось, что торговая сеть так себя ведет не только в маленьком городке Арамиле, но и в своих филиалах в ряде огромных регионов Восточной Сибири: в Свердловской, Иркутской областях, Хакасии. Чем крупнее город - тем больше нижний порог чека. В Арамиле, например, он составлял 300 рублей, в Красноярске - 400, а в Иркутске - уже 500 рублей.

Чем крупнее город - тем больше нижний порог чека. В Арамиле, например, он составлял 300 рублей, в Красноярске - 400, а в Иркутске - уже 500 рублей.

Роспотребнадзор прокомментировал ситуацию: «Договор купли-продажи - это публичный договор, публичная оферта. Исполнитель услуг торговли обязан заключить договор с каждым гражданином, который к нему обратится, и продать товар на любую сумму», - сообщили в Управлении Роспотребнадзора по Иркутской области. По результатам проверки надзорного ведомства виновное лицо будет привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ, по которой предусмотрен штраф в размере от 10 до 20 тысяч рублей. Роспотребнадзор уже наказал компанию за установление ценового ценза и выдал предписание об устранении выявленного нарушения.

Как сообщили ОК-информ в петербургском Роспотребнадзоре, согласно законодательству, продавец должен реализовать товар по цене, указанной на ценнике, причем без каких-либо дополнительных условий, идущих во вред потребителю. Однако, к сожалению, наказание для продавцов-нарушителей смешное - не более 20 тысяч рублей.

«Что такое 20 тысяч для сети, ворочающей миллионами? Они посмеются и придумают еще что-нибудь. Если новый маркетинговый ход будет столь же сомнительным и повлечет санкции - может быть, даже вплоть до приостановления работы торгового предприятия - то бизнесмены смогут обойти и это. Они просто регистрируют новое юридическое лицо, добавив, например, к названию (чтобы не терять бренд) знак “плюс” или еще что-то подобное», - сообщили в надзорном ведомстве. Специалисты советуют в подобных ситуациях документировать факт незаконного оказания или навязывания услуги любыми доступными способами (фото, видео, привлечение свидетелей) и обращаться в надзорные органы.

Кто возьмет билетов пачку…

Навязывание потребителю ненужных дополнительных услуг или покупок - история старая и практически неистребимая. Зная об этом, многие уже остерегаются заходить в определенные магазины.

При совершении покупки  продавцы настойчиво предлагают заключить дополнительный договор на «Программу дополнительного страхования (ПДС)».

«Я уже устал отказываться от навязываемых мне дополнительных покупок в виде пары носков или теннисного мячика в обмен на какие-то бонусы, - рассказывает Вячеслав, покупатель крупной сети спортивных товаров. - Конечно, силой ничего не навязывают, и мне нетрудно лишний раз сказать “Спасибо, не надо”. Но едва ли не каждый второй покупатель соглашается на приобретение абсолютно ненужных ему товаров - лишь бы отвязались».

Но если в этом случае носки или мячик - товары вполне реальные, то предложение другой известной сети, торгующей бытовой техникой, напрямую вводит потребителя в заблуждение. При совершении покупки  продавцы настойчиво предлагают заключить дополнительный договор на «Программу дополнительного страхования (ПДС)» - то есть дополнительную платную гарантию на 1 или 3 года.

Суть в том, что эта гарантия действует одновременно с обязательным гарантийным сроком производителя. Таким образом, покупатель добровольно за собственные деньги доплачивает за услугу, которая ему абсолютно не нужна - ведь гарантия потребителя и так существует. Кроме того, серьезные производители дают гарантию на 2 - 3 года, а сертификат действует год-два. И если с товаром ничего не случится, то получится, что вы оплатили фальшивую улыбку продавца, который и так вас обманул: рекламируемое им «уникальное право на сервисное обслуживание, включающее в себя консультации по применению товара» по закону прилагается к любой покупке, причем совершенно бесплатно.

«Продавцов учат, как себя вести с покупателем и какие методы воздействия использовать в зависимости от обстоятельств. Например, я не раз наблюдала, как в магазинах сети одежды и обуви из Англии продавцы каждый раз при оплате товара восхищались тонким вкусом покупателя, сделавшего “исключительно удачную покупку”. Покупатель все понимает, но ведь приятно, когда хвалят, - и он придет сюда еще раз, - рассказывает психолог Мария Масленникова. - А в другом магазине используют не метод поощрения, а так называемую манипуляцию социальным примером: там каждый раз раздается громкое пиканье, означающее, что кто-то уже совершил покупку. Срабатывает эффект толпы, и покупатель торопится последовать примеру: “А вдруг не хватит?”. В третьем магазине нагнетают и запугивают, завывая тревожным голосом, что эту замечательную вещь по такой классной низкой цене можно купить только сегодня и только сейчас - завтра будет поздно. Срабатывает и ставка на вежливость покупателя - ему как-то неудобно отказаться, даже если вещь не нужна. Учитесь говорить “нет” и не стесняйтесь признать, что дополнительная покупка вам не нравится или просто не по карману».

Никто не отменял и законы рынка: если вам не нравится в этом магазине - идите в другой. Вот только обидно, что в маленьком Арамиле, где закрутилась история с минимальным чеком, других магазинов поблизости нет.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Николай, преподаватель в университете, 62 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии