Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

Кризис бьет наотмашь по оптимизму чиновников

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform Почти половина компаний Петербурга планирует сокращения. Похоже, ситуация в экономике страны в глазах бизнесменов и чиновников выглядит по-разному. Если первые называют ситуацию не иначе как кризисом, вторые успокаивают: мол, могло быть и хуже. Точно так же разнятся и прогнозы развития событий - выяснил «Общественный контроль»

На прошедшей конференции «Бизнес-ландшафт Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа» представители власти и бизнеса обменялись видением экономической ситуации в городе и перспективами ее развития. Взгляды совпадали изредка.

Встрече предшествовало подведение итогов-2015 экономики Санкт-Петербурга в Смольном. Комитет по экономической политике и стратегическому планированию отчитался: индекс промышленного производства по сравнению с 2014 годом упал на 7,3%, зато оборот организаций вырос на 9,4%. Инфляция составила 13,2%, а реальные денежные доходы петербуржцев снизились на 6,5%. Официально зарегистрирована безработица на уровне 0,5% экономически активного населения. Показатель валового регионального продукта пока не назван, но, по экспертным оценкам, он составит минус 1%.

Некоторые из этих показателей оказались чуть лучше общероссийских, некоторые - чуть хуже, в целом - как у всех. Так, ВВП страны, по предварительной оценке Росстата, снизился в прошлом году на 3,7%, а промышленное производство - на 3,4%. Официальная безработица составила 5,8%, инфляция - 12,9%.

Лучше прогнозов

«2015 год на удивление был лучше, чем мы предполагали», - заявил собравшимся на конференции председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин. Он привел такой пример: город запросил в федеральном бюджете 250 млн рублей на переподготовку высвобождающихся (проще говоря - уволенных) кадров. Но реальные сокращения оказались в 10 раз меньше, чем ожидали чиновники, - чуть более 2 тысяч человек. При этом количество вакансий в городе, по словам Максима Мейксина, составляет около 60 тысяч, из которых 8 тысяч - в промышленности.

Индекс промышленного производства по сравнению с 2014 годом упал на 7,3%, зато оборот организаций вырос на 9,4%. Инфляция составила 13,2%, а реальные денежные доходы петербуржцев снизились на 6,5%.

Чиновник долго перечислял федеральные и городские меры поддержки промышленности, однако в ответ на просьбу назвать конкретных получателей субсидий упомянул лишь Кировский завод.

Среди положительных тенденций, также проявившихся не без поддержки государства, глава комитета указал выход предприятий на зарубежные рынки. «Западные компании, которые разместили здесь, в Петербурге, свои производства, такие как Hyundai, такие как Bosch-Siemens, стали продавать свою продукцию за границы. Причем Hyundai вышел на страны, которые по своим характеристикам всегда были одними из самых низкоценовых, - это Египет, Ливан», - похвастался Максим Мейксин.

Даже в негативных явлениях вроде обвала рубля председатель комитета нашел свои плюсы. «С курсовым соотношением рубля к другим валютам сложилась уникальная ситуация, когда мы по конкурентоспособности на уровне Китая сейчас. Продукция китайская уже не является конкурентоспособной на нашем рынке по цене (т.е. китайцы ценят свой труд выше петербуржцев - ред.), и у нас есть очень серьезное преимущество с точки зрения возможности продажи продукции на международном рынке», - искренне откровенничал Максим Мейксин. 

Затяжные пояса

«Мы находимся в кризисе. Кризис этот затяжной, длинный. Падение не ошеломляющее, но оно есть», - говорит Олег Жеребцов, основатель сети магазинов «Лента», а сейчас - генеральный директор фармацевтической компании Solofharm. Время высоких цен на нефть он двусмысленно обозвал «золотым дождем», который закончился, а страна откатилась на 15 - 18 лет назад.

Бизнес загнан в достаточно тяжелое положение. Декларируя рыночные условия работы, мы имеем полусоветскую систему взаимоотношений государства с бизнесом. Бизнес не доминирует как функция, как некий стандарт для работы.

Меры государственной поддержки бизнесмен также оценивает скептически.

«У нас никогда не было достаточных мер для поддержки бизнеса, - заявляет Олег Жеребцов. - Бизнес загнан в достаточно тяжелое положение. Декларируя рыночные условия работы, мы имеем полусоветскую систему взаимоотношений государства с бизнесом. Бизнес не доминирует как функция, как некий стандарт для работы. Мы не являемся людьми, которые определяют законодательную базу, какие-то правила и так далее. Если что-то делается для нас, то без нашего участия».

Олег Жеребцов видит потенциал у российской фармацевтики, которая сейчас развивается в Петербурге, в том числе и на международных рынках. «У нас электричество в семь раз дешевле, чем в Германии, газ - в 10 раз... Средняя зарплата у нас 600 - 700 евро, для мировой фармацевтики это ни о чем», - похвалился предприниматель. 

Будут сокращения

Важный индикатор состояния экономики - изменения на рынке труда. Прошлый год оказался разбит на полугодия: с января по июнь количество вакансий в Санкт-Петербурге сокращалось, с июля по январь - росло. Статистику привела директор по Северо-Западному региону группы компаний HeadHunter Юлия Сахарова. По итогам Петербург вышел по данному показателю в ноль, а, например, в Ленобласти за год вакансий стало больше на 39%.

Больше всего в 2015 году требовались продавцы (21% всех вакансий), работники сферы услуг для бизнеса (11,1%) и айтишники (10,4%). На дне - работники СМИ и маркетинга (4,9%), приборостроения (5,1%), медицины и фармацевтики (5,7%).

Больше всего в Петербурге в 2015 году требовались разные продавцы (21% всех вакансий), работники сферы услуг для бизнеса (11,1%) и айтишники (10,4%). На дне рейтинга - работники СМИ и маркетинга (4,9%), приборостроения (5,1%), а также медицины и фармацевтики (5,7%) - что как раз на руку г-ну Жеребцову. При этом наибольший прирост вакансий показывали сферы консалтинговых услуг, домашнего персонала и работы для студентов (по сути - неквалифицированный труд). Сильнее всего - на 25% - ожидаемо сократилось число вакансий в автомобильной промышленности, так лелеемой предыдущим губернатором города. 

Показатель, не нуждающийся в комментариях, - число резюме на одну вакансию. В Петербурге это больше 10. По нему город лидирует во всем Северо-Западном округе. Самый большой спрос среди соискателей наблюдается на вакансии в госслужбе (36,3 резюме на одну вакансию), в которой многие видят островок стабильности в море кризиса. Еще бы - «золотые парашюты» манят.

В наступившем году большая часть компаний города (49%) планирует сокращения. Печально. А вот 36% оптимистов-работодателей намерены увеличить число сотрудников. Среди отраслей, в которых компании готовы расширять штаты чаще, чем сокращать, выделяются IT-технологии, машиностроение, СМИ и финансы. Автомобильная промышленность, логистика, рестораны и гостиницы ждут исключительно сокращения, показало исследование HeadHunter.

Неудивительно, что в таких условиях 27% петербуржцев, принявших участие в исследовании, всерьез задумываются о переезде в другие регионы страны, а еще 15% - за границу.

Автомобили встали

Причину печального состояния дел в автомобильной промышленности пояснил гендиректор российского подразделения «Ниссан» Дмитрий Михайлов.

«Привозить сюда японские компоненты, собирать их здесь и увозить в Европу не получается более эффективно по деньгам. Логистика съедает ту эффективность, которую мы могли бы здесь зарабатывать».

Еще в декабре 2014 года продажи новых автомобилей в стране рухнули на 40%. «При любой экономической ситуации в стране автопром падает первым, - сказал Дмитрий Михайлов. - Люди не отказываются от машин. Вы просто отложили покупку следующей машины на год - два». 

По итогам 2015 года продажи новых автомобилей снизились еще на 35,7%. Локализация, о которой так много говорили чиновники с середины нулевых, когда мировых производителей заманивали в страну, по словам Дмитрия Михайлова, оказалась фикцией. Местные комплектующие создаются из деталей импортного производства. «Действительная добавленная стоимость создается за пределами Российской Федерации на порядка 80 - 90% из того, что мы рапортуем как локализацию», - признался топ-менеджер. В итоге «когда у нас себестоимость автомобиля взлетела в два - три раза пропорционально падению рубля, говорить о каком-то прибыльном бизнесе в России в автопроме не приходится вообще», - констатирует Дмитрий Михайлов. 

«Для того чтобы нам поддержать индустрию в сегодняшних реалиях, нам нужно открывать экспорт», - считает гендиректор «Ниссана». Однако и здесь масса проблем. «Нужно быть более конкурентным, более дешевым, что на самом деле нелегко», - продолжает Дмитрий Михайлов. «Привозить сюда японские компоненты, собирать их здесь и увозить в Европу не получается более эффективно по деньгам. Логистика съедает ту эффективность, которую мы могли бы здесь зарабатывать», - разводит он руками. 

Свет в конце тоннеля

Большинство участников конференции все же смотрели в будущее с оптимизмом. «Год будет непростым, но, я думаю, не хуже, чем 15-й, - поделился с “Общественным контролем” своим прогнозом чиновник Максим Мейксин. - У нас есть понимание, что, вполне возможно, со второй половины 16-го будет частичное восстановление спроса по целому ряду потребительских товаров. Рынки, которые открылись для развития, - это прежде всего рынок продовольствия, пищевая промышленность, фармацевтика», - перечислил глава комитета по промышленности.

Предприниматели думают более осторожно: свет в конце тоннеля есть, но путь к нему может занять не один год. В 2016 году экономику страны и города ждет продолжение спада, сказал Олег Жеребцов, пояснив: «Может быть, не с теми темпами, которые были в прошлом году, но спад 2 - 5% очевиден от сектора к сектору».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Никита Евгеньевич, артист-кукловод, 28 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии