Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Бизнес с женским лицом

 Фото: pexels.com Фото: pexels.com Несмотря на кризис, сегодня каждая третья россиянка видит себе в бизнесе. Таковы результаты глобального исследования предпринимательского климата AGER (Amway Global Entrepreneurship Research) по России. В прошлом году более половины опрошенных сказали, что важнейшим фактором для развития малого бизнеса является образование и обучение навыкам в этой сфере. В преддверии Международного женского дня «Общественный контроль» разбирался в том, как работается предпринимательницам в России

Исследователи выяснили, что 70% россиян положительно относятся к малому бизнесу, что на 4 процентных пункта меньше, чем в среднем по миру. И только 4% россиянок ответили, что уже являются субъектами малого предпринимательства.

Социологи констатируют: в России женщина поставлена в более сложные условия, чем дамы во многих других странах мира. Из-за общественных ожиданий от нее, помимо работы, как правило, ждут воспитания детей и умения вести домашнее хозяйство. «Отличительные черты женского предпринимательства лежат в социальной сфере. Женский бизнес более социально ориентирован, за ним чаще стоит стремление решить определенную общественную проблему или самореализоваться, тогда как для мужчин в бизнесе на первом месте чаще стоит максимизация прибыли. Я не встречала бизнесменов-мужчин, открывавших частные детские сады, например», - рассказывает Анна Сошинская, член комитета по развитию женского предпринимательства общероссийской общественной организации «Опора России», президент благотворительного фонда Amway «В ответе за будущее».

По официальным данным, в Петербурге на 1 января 2016 года зарегистрировано около 117,5 тысячи ИП, субъектов малого и среднего предпринимательства

По официальным данным, в Петербурге на 1 января 2016 года зарегистрировано около 117,5 тысячи ИП, субъектов малого и среднего предпринимательства. Причем женщины среди них в отдельную группу не выделены. Не желая и впредь иметь гендерные преференции, самозанятые россиянки лишь хотят, чтобы законодатель учитывал особенности этого бизнеса, ведь, как правило, задумываются об открытии своего дела и реализуют эту идею молодые матери.

«В России молодая мама, регистрируя ИП, по закону лишается пособия по уходу за ребенком. Наверное, стоит это учесть в законодательном регулировании бизнеса, который ведут женщины, воспитывающие маленьких детей. Чтобы женщины могли начать бизнес с азов - просто с самозанятости ради дополнительного дохода - важны низкая налоговая нагрузка, удобная система патентов (речь идет о патентной системе налогообложения. - Прим. ред.), доступные программы получения дополнительных знаний», - уверена Анна Сошинская. Как правило, такой молодой бизнес - это бизнес малый, значит ему - вне зависимости от того, кто им руководит, - присущи все проблемы, характерные именно для малого бизнеса: доступ к кредитованию, льготное налогообложение, субсидии, поиск персонала и прочее.

В России существует несколько программ, где женщине можно обучиться бизнесу. Одна из них - проект «Мама-предприниматель». «Среди женщин, которые у нас учатся, есть группы с неожиданно высоким предпринимательским потенциалом. Это те, кто, например, придумал бизнес в декретном отпуске и видит его как монетизацию хобби, как возможность зарабатывать по гибкому графику и больше времени уделять семье», - делится своими наблюдениями руководитель проекта Юлия Уракчеева. «Начиная проект по обучению мам маленьких детей основам предпринимательства, мы увидели, что подавляющее большинство хотели бы начать свое дело, но ограничены страхами, нехваткой стартового капитала и - главное - специальных знаний», - продолжает она.

Конечно, не все получается сразу. Петербурженка Анна Толстая - выпускница проекта «Мама-предприниматель». Она пришла в эту школу с необычной идеей - создать швейное кафе. Любительницы рукоделия знают, что даже в таком большом городе, как наш, практически нет мест, куда могли бы прийти мастерицы и за чашечкой кофе, скажем, подшить себе брюки или сшить юбку. Отдавать изделие в ателье довольно дорого. А если взяться за это дело самостоятельно, можно неплохо сэкономить и просто получить удовольствие от занятия любимым делом.

В России молодая мама, регистрируя ИП, по закону лишается пособия по уходу за ребенком. Наверное, стоит это учесть в законодательном регулировании бизнеса, который ведут женщины, воспитывающие маленьких детей

Однако после обучения Анна решила попробовать себя несколько в другой сфере - в производстве детской одежды. Особенность ее дела в том, что она популяризирует выдуманных литературных персонажей - это плод совместного творчества Анны и ее сестры. «Перед новым годом мне нужно было успеть отшить одну партию, чтобы открыть свой уголок в магазине детской книги “Любимая история”. Я обратилась к стороннему производству. Но мне вернули все, уже начав шить, сказав, что для них такой заказ нерентабелен. Я могла отшить только 50 изделий, а этого оказалось для них слишком мало. На пяти разных фабриках в Петербурге мне ответили, что готовы шить только при объемах не менее 50 изделий на каждый размер, но пока я не могу себе это позволить», - вспоминает Анна. При этом в городе есть большие производства, которые просто пустуют.

В России немало женщин, у которых стоит поучиться бизнесу, возможно, даже мужчинам. Алла Комиссарова - бывший банковский работник, а ныне - известный в стране шоколатье. Она вспоминает, как после рождения третьего ребенка поняла, что в банк, скорее всего, она вернуться не сможет. После того, как у одного из детей обнаружилась аллергия на магазинные сладости, она увлеклась приготовлением шоколада.

Пройдя все возможные курсы шоколатье в России, Алла поняла, что на родине ее уже ничему не научат. А чтобы начать свой бизнес, непременно нужно поехать учиться дальше во Францию и Италию. Не зная французского и толком английского на свободном уровне, она писала письма всем французским шоколатье. И когда один из них согласился взять ее на летний курс, он поинтересовался: «Как же вы будете учиться без знания языка?». «Я буду распознавать запахи, вкусы и во всем повторять за вами», - бесхитростно ответила настойчивая россиянка. Мэтр не устоял. И сегодня эта женщина - серьезный специалист по изготовлению шоколада в России, а также владелец собственного шоколадного ателье.

Идея создать детский интерактивный музей-театр «Тарабум» появилась у его основателя - Лианы Сладкомедовой - в конце 2009 года. Выпускница факультета менеджмента СПбГУ, Лиана занималась маркетингом и рекламой в различных крупных сетевых компаниях, но всегда хотела чего-то большего. Уже в следующем году, вспоминает Лиана, из ничего появилось все: люди, помещение, средства. За месяц появились сказочные декорации под советские мультфильмы, авторские спектакли, сказкотерапия, мастер-классы по созданию мультфильмов. В планах Лианы - сделать большой арт-центр, который бы сочетал театр и обучающие комплексные занятия для детей и взрослых.

Справка Ok-Inform

Петербургский комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР) в прошлом году запустил две новые специальные программы господдержки: «Выставочно-ярмарочная деятельность» и «Субсидирование части арендных платежей субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производственную деятельность в сфере легкой промышленности».

Вторая программа предоставляет возможность бизнесменам возместить 50% затрат, связанных с уплатой арендной платы по договорам аренды (субаренды) объектов нежилого фонда, используемых для осуществления производства товаров и реализации товаров собственного производства, но не более полумиллиона рублей.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Наталья, учитель, 34 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии