Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Ароматы больших денег

 Фото: pixabay.com Фото: pixabay.com Чувствовали ли вы когда-нибудь непреодолимое желание зайти и выпить чашечку кофе в кафе, мимо которого вы как-то проходили? Как бы вы ни спешили, аромат наверняка был насколько притягательным, что хотелось как минимум остановиться. Если вы не торопились, то наверняка так и сделали. И тут вас охватил настоящий веер новых запахов: коричной булочки, шоколада, свежей выпечки. «Как здесь вкусно и уютно, да и пахнет приятно», - подумали вы, допивая напиток

Но оказывается, что зачастую все это не только дело рук искусных пекарей и умельцев варить кофе, но и маркетологов.

Какие кроссовки ароматнее

Придется раскрыть секрет сразу. Дело в том, что многие кафе и бары привлекают посетителей при помощи запаха свежемолотого кофе, которой распыляется перед входной дверью. Это, правда, не значит, что за ней вас ждут несвежие и невкусные продукты. Просто не будь этого дополнительного сильного запаха, вы бы и не подумали заходить в это заведение. Расчет маркетологов прост: чем приятней человеку находиться в помещении, тем дольше он там пробудет, а значит, совершит больше покупок, в том числе незапланированных. Все это называется аромамаркетингом.

Многие кафе и бары привлекают посетителей при помощи запаха свежемолотого кофе, которой распыляется перед входной дверью.

До того, чтобы использовать запах для привлечения клиентов, додумались в 1990-х годах в США, хотя, конечно, о влиянии запахов на собственный организм человек знает уже много веков. В России же это направление начало развиваться лишь в середине 2000-х годов. А полноценно, по мнению специалистов, рынок аромамаркетинга в нашей стране стал разрастаться начиная с 2010 года.

Конечно, поначалу крупные потенциальные заказчики, слушая о том, что всего лишь приятный аромат поможет им привлечь или удержать клиентов, были настроены скептически. Однако на деле все так и оказалось.

По данным ученых Падерборнского университета, время пребывания клиентов в ароматизированном помещении увеличивается на 16%, готовность покупать - на 15%, количество импульсивных покупок возрастает на 6%. В Германии компания Nike проводила следующий эксперимент. Два магазина: один из них был ароматизирован запахом свежескошенной травы и кока-колы (традиционный запах стадионов в Германии), а другой не был ароматизирован. Находились они в равных условиях. Выяснилось, что покупатели из ароматизированного магазина готовы были купить кроссовки на 30% дороже, чем покупатели из неароматизированного. И время пребывания в ароматизированном было больше на 15%.

Запах новенькой BMW

«Западные ритейлеры уже осознали, что стандартные каналы воздействия на покупателя - визуальная реклама, аудиосопровождение - уже частично исчерпали свои возможности: потребители устали от них, - рассказал в интервью журналу Retail & Loyalty генеральный директор компании “Третье Чувство” Сергей Шабала. - Ненавязчивое же воздействие на подсознание при помощи аромадизайна является очень эффективным, поскольку не раздражает клиента и в то же время усиливает его желание что-либо купить».

Ненавязчивое воздействие на подсознание при помощи аромадизайна является очень эффективным, поскольку не раздражает клиента и в то же время усиливает его желание что-либо купить.

Воздействие ароматов на человека изучено уже достаточно глубоко. «Человек способен вспомнить запах даже через год с достоверностью в 65%, в то время как визуальная память дает достоверность лишь в 50% уже через три месяца, - рассказывает Наталья Прохорова, генеральный директор компании “Райма ЭйрКонцепт Восток”. - Воспоминания, которые основаны на запахах, ассоциируются с разными по характеру событиями - плохими или хорошими, - с которыми эти запахи были связаны. Следовательно, получив однажды приятные эмоции в ароматной атмосфере, человек снова захочет вернуться туда, где ему было хорошо», - продолжает она.

В свое время известная компания BP столкнулась с проблемой, вспоминает Наталья Прохорова. Когда был открыт магазин при автозаправке, водители, приехавшие заправиться, почти ничего в нем не покупали. Они заправлялись и быстро уезжали, и магазин был просто нерентабельным. Тогда BP открыли там еще кафетерий Wild Bean Cafe и ароматизировали его. Сегодня на заправках компании используют аромат печенья с шоколадной крошкой. Статистика показала: время пребывания водителей в магазине увеличилось в среднем на 11 минут, а оборот - на 6%. И сегодня ароматизация заправок - дело обычное. Тем более что и работать там есть с чем: всегда стоит стараться устранить запах бензина или уборной.

Специалисты уверяют: свой запах есть у всего. И не только у булочных или продуктовых магазинов, но и у банков, аэропортов, автомобильных салонов, ювелирных магазинов. С помощью запахов можно не просто помочь компании увеличить продажи. Если прибегнуть к аромабрендингу, можно добиться у клиентов устойчивой ассоциации между конкретным запахом и брендом. Если вы сосредоточитесь ненадолго, вы обязательно вспомните, как пахнет, например, кока-кола. В памяти заядлого автомобилиста возникнет запах новенькой BMW, а у «яблочника» - новенького IPhone. Это отнюдь не случайность, а результат хорошей работы: в свое время над этим немало потрудились профессионалы.

Что хорошо для нотариальной конторы, то подойдет и визовому центру

Творят все это волшебство специальные устройства - аромадиффузоры. Часто внешне они напоминают увлажнитель воздуха, да и действуют так же: распыляют аромат. Причем бытовым освежителем воздуха такого эффекта не достичь. В коммерческих помещениях эти аппараты профессиональные, корпусные. Они либо крепятся к стене, либо устанавливаются на пол. В продуктовом гипермаркете понадобится несколько таких устройств: одно - в хлебный отдел, другое - во фруктовый. Соответственно - и пахнуть они будут по-разному. В мясном же отделе воцарится запах укропа и приправ, в рыбном - лимона.

Творят все это волшебство специальные устройства - аромадиффузоры. Часто внешне они напоминают увлажнитель воздуха, да и действуют так же: распыляют аромат.

Если с продуктовыми магазинами и общепитами вопросов нет - там должно ненавязчиво пахнуть едой, - то что же делать, скажем, с магазинами одежды? Оказывается, нужно всего лишь, чтобы там был приятный аромат. Лучше всего «продают» верхнюю одежду и белье ваниль, лимон, мята, базилик и лаванда.

Любопытно, но в турфирмах, как правило, пахнет кокосом, тропическими фруктами, дыней. В магазинах, где продают сувенирную продукцию, в преддверии Нового Года пахнет хвоей, мандарином, корицей, а в день св. Валентина - шоколадом.

Можно облагородить запахом и больницу. Для этого специалисты рекомендуют использовать в кабинетах запахи мяты и яблока. Эти же запахи подойдут и для нотариальной конторы и визового центра. Считается, что аромат яблока поможет поднять работоспособность. Запах лимона возбуждает и усиливает умственную деятельность и физическую активность, розы - освежает мысли, устраняет конфликты, а мяты - восстанавливает силы.

Принуждение к потреблению?

Производители качественных запахов уверяют: у потребителей нет аллергии на их продукцию, потому что она изготовлена профессионалами на водной основе. Но все же невольно возникает вопрос: не обманывают ли в таком случае покупателя? Он, может, и не хотел заходить в этот магазин и что-то покупать, но его буквально заставили.

Для покупателя создаются более комфортные условия: он не чувствует неприятных запахов. Кроме того, с помощью ароматов можно совершать и аромаклининг, то есть очищать помещения от запаха табака, к примеру.

«Я бы так не сказала, - не соглашается Наталья Прохорова. - Ведь таким образом для покупателя создаются лишь более комфортные условия: он не чувствует неприятных запахов. Кроме того, с помощью ароматов ведь можно совершать и аромаклининг, то есть очищать помещения от запаха табака, к примеру». Неприятен и въевшийся запах сигаретного дыма, затхлости, сырости, канализации, пота (в раздевалках фитнес-клубов), кухни и т. д. И со всем этим можно бороться.

Или еще пример. Вспомните, каков запах свежемолотого кофе, который вы делаете у себя дома. Помимо собственно аромата зерен, в воздухе ощущается и запах гари: это неизбежно, ведь только что продукт был перемолот на высоких оборотах - значит, при повышенной температуре. А продукт с запахом гари покупать, согласитесь, не слишком-то и хочется.

То же происходит и в непродовольственных магазинах. В обувном отделе часто пахнет кожей. Тогда у покупателя создается впечатление, что здесь он найдет исключительно качественный товар. Но даже хорошее кожаное изделие овеяно еще множеством ароматов. Самый яркий и неприятный из них - это клей. Значит, этот запах нужно принудительно устранить.

Кроме того, ароматизировать помещение, а тем более создать собственный запах для бренда - это все же удовольствие не совсем дешевое. Поэтому предполагается, что компания, экономящая на качестве продаваемых товаров, не станет тратиться на приятную ароматную завесу, чтобы только привлечь клиентов.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Филипп, консультант в сфере HoReCa, 40 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии