Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 98.37
Евро 104.29
Юань 1.36

Стройке обещают законодательную помощь

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform В Петербурге прошла VII Всероссийская научно-практическая конференция «Саморегулирование в строительном комплексе: повседневная практика и законодательство», в рамках которой представители двух ветвей власти и СРО традиционно в формате очной ставки обсуждали главные проблемы отрасли. Основные тенденции в диалоге законодателей и регуляторов ловил «Общественный контроль»

Жилая необеспеченность и строители в долгах

На сегодняшний день Россия далеко отстала от развитых стран в таком ключевом параметре, как обеспеченность населения жильем. Если в Восточной Европе и Северной Америке она составляет 40 кв. метров на человека, то России, чтобы выйти на такие цифры, нужно построить еще 2,4 млрд кв. метров жилья (и это без учета накапливающейся аварийности жилья).

Даже если российский стройкомплекс сохранит рекордные объемы жилья прошлого года (85 млн кв. метров), то такого уровня обеспеченности страна достигнет не ранее чем через 25-30 лет. Сейчас весь жилой фонд России составляет 3,4 млрд кв. метров.

Не самые радужные перспективы у ипотечного рынка, несмотря на продленную господдержку. Если сопоставить текущие заработные платы в регионах со средним платежом, то оказывается, что ипотека доступна только работникам ресурсных организаций, финансового сектора, но по-прежнему не доступна работникам бюджетных сфер, которые нуждаются в особых программах.

При этом сегодня каждый 10-й работающий человек является потенциальным заемщиком и как никогда нужно дальнейшее снижение ключевой, а значит и ипотечной ставки. Если ключевая ставка снизится хотя бы до 7%, то средний платеж упадет с 21 до 15 тысяч рублей в месяц, что приведет к резкому росту числа заемщиков, а ипотечный рынок может вырасти втрое - до 3 трлн рублей.

Отрасль по-прежнему страдает от недоступности кредитных ресурсов, говорят в РАСК. Стройка недокредитована минимум в два раза (по сравнению с другими отраслями экономики). По итогам 2015 года объем выданных строителям кредитов снизился на 32,5%. В 2016 году, за счет низкой базы прошлого года, было зафиксировано 6% увеличение кредитования, но в целом динамика скверная - кредитные портфели истощаются.

Общий объем закредитованности отрасли составляет 2,1 трлн рублей. Банки не заинтересованы в кредитовании стройки. Вырос объем просрочки - в 2015 году было зафиксировано 10% просроченных кредитов, обслуживается с задержкой уже 20% займов, а это практически каждый пятый кредит.

Ставку могут снизить

«Интересная ситуация в стройке: с одной стороны, мы видим рекордное количество введенного жилья - 85 млн. Но вместе с тем в жилищном строительстве неуклонно падает платежеспособный спрос, а без стимулирования вся цепочка остановится», - заявила первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева.

По ее словам, отсутствие спроса препятствует появлению новых проектов, а их количество и так уменьшается - в регионах объемы новых проектов сократились на 15-20%. «Это достаточно серьезная цифра, чтобы мы призадумались о том, как сегодня можем простимулировать спрос», - заявила госпожа Николаева. По ее словам, в прошлом году было принято ключевое решение - вынуть деньги из ФЦП «Жилище» и пустить их на субсидирование ипотечной ставки. 20 млрд рублей было направлено в 2015 году и 16 млрд - в 2016 году. Но бюджетные средства не бесконечны, поэтому сейчас на федеральном уровне, совместно с Центробанком и АИЖК, идет работа над дальнейшим снижением ипотечной ставки (а сделать это можно только одновременно с ключевой).

Застройщики забудут про техусловия на подключение

На конференции первый замминистра строительства Леонид Ставицкий вновь поднял вопрос об отделении жилищного строительства от процесса инженерной подготовки участков.

«Государство уже много лет предпринимает попытки ввести меры для компенсации застройщикам затрат на подключение жилья к сетям. Но мы должны понять, что это два инвестиционных процесса, они разнятся по характеру, объему капвложений и периоду окупаемости, их нужно отделять друг от друга», - рассказал чиновник. По его словам, лишним доказательством тому стоит провалившийся пакет мер по компенсации застройщикам строительства сетей в программе «Жилье для российской семьи».

Вместе с тем принятые к настоящему моменту законы дают возможность уйти от так называемых технических подключений, рассказала Елена Николаева.

«У нас приняты планы комплексного развития коммунальной инфраструктуры, у нас принято долгосрочное тарифообразование и более 50% в структуре тарифа - это инвестиционная составляющая. Принятые в 2014-2015 годах планы позволяют на уровне субъекта федерации провести необходимую работу с тем, чтобы принятые тарифы для ресурсоснабжающих организаций были гармонизированы с развитием жилищного строительства». Это означает, что если на территории возникает проект комплексного освоения, ресурсники могут вести к нему инфраструктуру в рамках инвестиционной составляющей тарифа», - уверена эксперт. Уход от технических условий, которые часто берутся «с потолка», позволит снизить стоимость квадрата на 20-25%.

Государство обещает научиться считать деньги

Пожалуй, главной темой конференции, красной нитью прошедшей через все доклады, выступления и бурно обсуждаемой в кулуарах, стала законодательная поддержка отрасли и, особенно, реформирование системы государственных закупок. По данным Минэкономразвития, за первое полугодие 2016 года в строительстве была проведена 121 тысяча закупок на сумму в 1,9 трлн рублей. Количество контрактов выросло на 2,4% - рост обеспечили закупки по 223-ФЗ, драйверами выступили дорожное строительство и нефтегазовая отрасль.

За первое полугодие 2016 года в строительстве была проведена 121 тысяча закупок на сумму в 1,9 трлн рублей. Количество контрактов выросло на 2,4% - рост обеспечили закупки по 223-ФЗ, драйверами выступили дорожное строительство и нефтегазовая отрасль

В то же время контракты, которые заключались без проведения квалификационного отбора, расторгаются, по данным агентства, в два раза чаще. При закупке строительных работ через открытый конкурс впоследствии расторгается каждый девятый контракт, что выливается в бюджетные потери, работу по взысканию банковских гарантий и т. д. При этом 40% критериев, по которым выбирают поставщика на открытом аукционе, являются субъективными. Исправить ситуацию может либо отдельный закон о строительном подряде (обсуждался весь 2015 год, но так и не был принят. Теперь его обещают довести до ума в осеннюю сессию «новой» Госдумы), либо введение института предквалификации.

Минстрою парировать нечем - несовершенство механизма госзакупок подтверждают на всех уровнях. «Сегодня много издержек связано с недостаткам, прежде всего, 44-ФЗ. Любой заказчик расскажет множество историй, сколько “шлака” находится на торговых площадках. Это совершенно пустые компании, которые демпингуют. Вокруг этого крутится очень много разных коррупциоемких схем - мы все об этом знаем. Поэтому совместно со строительным сообществом и СРО в ближайшее время будут законодательные инициативы, которые будут всю эту систему менять. Государство сегодня как никогда нуждается в наиболее эффективном использовании утончающихся бюджетов всех уровней», - рассказал журналистам господин Ставицкий. А Елена Николаева добавила, что из 35 тысяч компаний, претендующих на получение государственного заказа, 28 тысяч - это совершенно явные фирмы однодневки, ООО «Ромашка», которые после снижения цены на 60-70% и не планируют выходить на объект в принципе.

По словам замминистра, в поддержку госзаказчику уже принят закон о типовом проектировании, согласно которому проекты повторного применения должны занимать не менее 70-80% от общего объема госкапвложений, принят закон о ценообразовании.

А на осень запланирована еще одна новелла - закон об оценке инвестиционных проектов. Чиновники признаются: эта законодательная инициатива пошла напрямую от президента, который был неприятно удивлен низкой эффективностью капвложений по стратегическим направлениям. «Это позволит не только защищать бюджетные средства, но и отстаивать интересы добросовестных подрядчиков. Тут особо нужно уделять внимание рейтинговым системам, если хотите - некий рейтинг надежных партнеров», - говорит чиновник.

Этот закон будет напрямую увязан с переходом на информационное моделирование (BIM) в области промышленного и гражданского строительства. Внедрение технологии информационного моделирования позволит уменьшить сметную стоимость сооружаемых объектов, повысить эффективность капитальных вложений, снизить эксплуатационные расходы и сократить стоимость коммунальных услуг для населения.

«РосКапСтрой» набирает ход

А вот учить региональных госзаказчиков работать в BIM будет ФАУ «РосКапСтрой». Накануне наблюдательный совет «Роскапстроя» принял решение о создании филиала в Санкт-Петербурге и одновременно первый филиал для новообразованной структуры.

«Роскапстрой» приобрел и функции заказчика в сфере строительства, реконструкции объектов капитального строительства, осуществляемых за счет средств федерального бюджета

Филиал, по словам директора «РосКапСтрой» Александра Васюкова, будет заниматься в основном дополнительным образованием. В частности, будет проводиться профподготовка по специальности «организация строительства» и «организаций закупок работу и услуг в области строительства». Как уже писал «Общественный контроль», «Роскапстрой» должен стать источником повышения уровня компетенций специалистов отрасли и до 2017 года ведомство планировало вдвое увеличить количество региональных филиалов.

Напомним, в соответствии с новым уставом, «Роскапстрой» приобрел и функции заказчика в сфере строительства, реконструкции объектов капитального строительства, осуществляемых за счет средств федерального бюджета. Пока речь идет, правда, о строительном контроле за бюджетными стройками. Как рассказал «Общественному контролю» господин Васюков, по поручению президента РФ ведомство проводит подготовку нормативных актов и планирует поэтапное вхождение в процесс строительного контроля. «Мы планируем встроиться в цепочку строительного контроля на объектах с бюджетным финансированием. Надеюсь, что через некоторое время и петербургский филиал будет включен в эту работу», - говорит глава ведомства.

Ожидается, что все нормативные акты на уровне федерации примут до конца года, и уже в 2017 году филиал будет наделен функциями контроля за бюджетными стройками, а также работы с подрядными и субподрядными организациями.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Константин, студент ИТМО, 17 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии